Основные проявления СДВГ у детей-дошкольников

   Высокая двигательная активность, неустойчивость внимания и импульсивность являются характеристикой нормального развития ребенка-дошкольника.  А потребность в движении в нем заложена самой природой. Но существует группа детей, у которых эта потребность достигает патологического уровня. Таких детей называют гиперактивными, т.е. сверхподвижными.

   В настоящее время данная проблема приобретает не только психологическую, но и социальную значимость, т.к . психомоторное беспокойство, расторможенность, повышенная раздражительность мешают таким детям адаптироваться к жизни в обществе, усваивать школьную программу. При неблагоприятных обстоятельствах в подростковом возрасте поведение гиперактивных детей может стать девиантным.

   Гиперактивность как одно из патологических проявлений является частью целого комплекса нарушений, которые составляют «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)», включающий нарушения системы эмоциональной регуляции.

   Основными проявлениями СДВГ считаются гиперактивность, дефицит внимания и импульсивность. Не менее серьезными вторичными нарушениями являются слабая успеваемость и трудности в общении.

   А.Д. Гонеев выделяет комплекс клинических проявлений дефицита внимания у детей:

— беспокойные движения в кистях и стопах;

— неумение сидеть на одном месте;

— легкая отвлекаемость на посторонние раздражители;

— нетерпеливость;

— неумение доводить начатое до конца;

— очень быстрая переключаемость с одного дела на другое;

— болтливость;

— неумение играть, разговаривать тихо и спокойно;

— отсутствие умения прогнозировать последствия своих поступков;

— спонтанность и необдуманность действий;

— суетливость;

— несформированность праксиса и мелкой моторики;

— малая продолжительность сна и трудности при засыпании.

   Более или менее отчетливыми проявления СДВГ становятся к 3-4 годам, но уже в раннем детстве такие малыши выделяются среди сверстников высокой чувствительностью к внешним раздражителям, повышенным мышечным тонусом, плохим сном и расторможенностью во время бодрствования.

   Настроение гиперактивных детей неустойчивое, наблюдается вспыльчивость, агрессивность, что часто приводит к конфликтам с окружающими. Большие трудности ребенок испытывает в коллективе сверстников, которые отказываются общаться с ним , мотивируя это его драчливостью и неумением играть.

   Гиперактивный ребенок не способен долго переживать обиды, складывается впечатление, что с него все «как с гуся вода». Поэтому о таких детях говорят  как о бесчувственных, а иногда и жестоких. Данный факт можно объяснить тем, что на нейрофизиологическом уровне у детей с СДВГ снижен болевой порог, т.е. они менее чувствительны к боли, чем их сверстники. А не испытывая боли в полной мере сами, они не обращают внимания на то, что причиняют боль другим, не понимают этого.

   Из-за их якобы эмоциональной черствости им трудно устанавливать дружеские отношения. Взрослые характеризуют таких детей как недисциплинированных и неуправляемых. В детском саду они постоянно нарушают режим и являются источником угрозы как для себя. Так и для окружающих сверстников вследствие моторной неловкости и неумения прогнозировать последствия своих поступков.

   Интересы гиперактивных детей, как и эмоции, поверхностны. Их трудно увлечь чем-то. Они скорее любопытны, чем любознательны. Постоянно находясь в движении, ребенок с СДВГ ежеминутно что-то трогает, хватает, задает массу вопросов. Из-за неумения слушать он удовлетворяется первым же словом ответа и не стремиться понять суть явления. Поэтому его багаж знаний очень мал, а представления об окружающем мозаичны и упрощены. Такое положение дел предопределяет неуспеваемость при систематическом обучении в школе. Неспособность сконцентрировать внимание обуславливает учебные неудачи, т.к. внимание является одной из важнейших функций и играет первостепенную роль для процесса мышления, абстракции и мотивации. Тем не менее, у большинства  детей с СДВГ коэффициент интеллекта выше среднего.

   Кроме дефицита внимания для детей с СДВГ характерны повышенная утомляемость, нарушения памяти и низкая умственная работоспособность. Свидетельством повышенной утомляемости является усиление рассеянности по мере увеличения продолжительности  времени, необходимого для выполнения того или иного задания. Основной характеристикой умственной деятельности детей с СДВГ является цикличность, короткий период работоспособности (5-15 минут) сменяется периодом «отдыха» мозга (3-7 минут). В эти моменты своеобразного «отключения» ребенок не реагирует на замечания, но внешне остается столь же сосредоточен, как и в период целенаправленной деятельности, он как бы накапливает силы, подзаряжается. Затем он снова включается в деятельность. Отсюда невозможность работы в общегрупповом режиме.

   Необычность поведения детей с СДВГ не является результатом дурного характера, упрямства или невоспитанности, как считают многие взрослые. Можно утверждать, что это- специфическая особенность психики, обусловленная как физиологическими (нарушения деятельности отдельных структур мозга, наследственность, патологии беременности и родов, инфекции и интоксикации в первые годы жизни), так и психосоциальными факторами.

Причины гиперактвности

Пренатальная патология

  • Токсикозы;
  • Обострение хронических заболеваний у матери;
  • Инфекционные заболевания;
  • Травмы в области живота;
  • Иммунологическая несовместимость по резус-фактору;
  • Попытки прервать беременность;
  • Принятие алкоголя и курение

Осложнения при родах

  • Стимуляция родовой деятельности;
  • Неправильное положение плода;
  • Асфиксии;
  • Внутренние кровоизлияния;
  • Преждевременные, скоротечные или затяжные роды

Психосоциальные причины

  • Неадекватный стиль воспитания в семье;
  • Психотравмы;
  • Нежеланный ребенок

   Обычно при изучении анамнеза ребенка выделяются сразу несколько причин, стимулирующих развитие СДВГ. Каждую из них необходимо учитывать при составлении комплексной индивидуальной программы работы с ребенком.

   Таким образом, СДВГ имеет множественную этиологию и представляет собой симптомокомплекс, сочетающий различные проявления. Поэтому и диагностическая, и коррекционная работа должна проводиться взаимосвязано различными специалистами-  врачом, психологом, педагогом при активном участии родителей.

Основания для наиболее распространенных классификаций

Выраженность симптомов

— легкая степень (симптомы выражены минимально, нарушения в социальной жизни не выявляются);

— средняя;

— тяжелая (множественность симптомов яркой выраженности, серьезные трудности в обучении и в социальной жизни)   

Преобладание того или иного проявления

— равносильное сочетание гиперактивности и дефицита внимания;

— преобладание нарушений внимания;

— преобладание гиперактивности

   

  В основе СДВГ лежат нарушения , относящиеся в большей степени к области медицины. В связи с этим для определения и постановки диагноза обязательной является комплексная диагностика, включающая медицинское, психологическое и педагогическое обследование.

   При проведении дифференциальной диагностики врачи часто сталкиваются с большими трудностями, т.к. проявления СДВГ имеют сходную картину с другими заболеваниями, а также рядом вторичных расстройств и состояний.

   Полученная в ходе психолого-педагогического и медицинского обследования информация сопоставляется и анализируется. На ее основе строится комплексная коррекционная программа, включающая медикаментозное лечение и психолого-педагогическое воздействие.

   По мнению В.И. Гарбузова, ни одно из нарушений поведения детей дошкольного возраста не вызывает столько нареканий и разочарований, как СДВГ. По сути, ребенок становится заложником своего поведения, своих проблем. Ему не справиться с ними без помощи окружающих взрослых, особенно его родителей. Часто отношения между гиперактивным ребенком и его родителями омрачаются разочарованием и раздражением последних. Основой для этого в большинстве случаев является элементарное незнание причин поведения ребенка. Родителям следует осознать необходимость принятия ребенка, его особенностей. Часто в семьях, в которых растет гиперактивный ребенок, нарушен психологический микроклимат, между родителями происходят ссоры по поводу воспитания такого малыша. Поэтому акцент должен делаться на развитии эмоциональной устойчивости самих родителей и выработке единой стратегии воспитания, в которой должны преобладать методы поддержки и вознаграждения. Кроме того, в семье должен поддерживаться четкий режим жизни ребенка. В ходе диагностического консультирования часто выясняется ряд негативных моментов:

  1. Естественное эмоционально-позитивное общение, в силу разочарований родителей в себе и своем ребенке, подменяется медицинским уходом и лечением, на которое возлагаются необоснованно большие надежды;
  2. Попустительский стиль взаимоотношений, когда преобладает вседозволенность, а контроль за поведением ребенка отсутствует;
  3. Категоричное подавление активности ребенка, гиперконтроль его действий, который при наличии СДВГ приводит к противоположным результатам;
  4. Эпизодичность и отсутствие единства в воспитательных воздействиях на ребенка между родителями.

Пошаговая модель поддержки гиперактивного ребенка

  1. Ежедневно родители ставят перед ребенком конкретную цель, которую он должен реализовать. Формулировка цели должна быть четкой и лаконичной.
  2. Родителям необходимо заранее продумать поощрения, которыми будут стимулироваться усилия ребенка по достижению поставленной цели. Они могут быть как моральными, так и материальными.
  3. По истечении дня родители вместе с ребенком должны проанализировать его поведение, оценить степень достижения цели.
  4. Систематически родители фиксируют изменения в поведении и личности ребенка, описывая их в конкретных проявлениях, и сообщают о его достижениях врачу и/или психологу.
  5. В случае достижения ребенком значительных изменений он должен обязательно получить обещанное родителями вознаграждение.

Эта модель призвана помочь родителям и педагогам в систематизации жизни ребенка, ее рациональной организации, что будет способствовать позитивным изменениям в его личности и поведении.

    Родителям и педагогам следует изменить свое отношение к гиперактивному ребенку, стиль взаимодействия с ним. Следует понимать, что дисциплинарные меры воздействия на ребенка неэффективны. Эмоциональный фон общения с ребенком должен быть ровным, позитивным, но без эйфории от его успехов и отвержения из-за неудач. Тактика вседозволенности также недопустима, т.к. такие дети очень быстро становятся манипуляторами.

   Гиперактивным детям должны даваться инструкции, содержащие не более 10 слов. Нельзя просить сделать сразу несколько поручений (убрать игрушки, почистить зубы, умыться…), т.к. ребенок просто не запомнит их. Лучше давать следующее задание после выполнения предыдущего. Предполагается обязательный контроль качества выполнения поставленной задачи.

   Система ограничений и запретов должна быть четкой и неукоснительно выполняемой, количество запретов должно быть сведено до минимума (они должны касаться исключительно безопасности и здоровья ребенка). Совместно с ним должны быть разработаны санкции, которые последуют в случае нарушения запрета.

   Гиперактивных детей необходимо приучать к режиму, к четкому распорядку дня. Нежелательно изменять его даже в исключительных случаях. Предметно-пространственная среда должна быть безопасна, т.к. гиперактивные дети вследствие двигательной расторможенности и отсутствия произвольного внимания характеризуются повышенным травматизмом.

   Дети, страдающие СДВГ, как никакие другие требуют со стороны взрослых терпения и участия. Работа с ними должна быть кропотливой и комплексной, т.к. только выработка единой системы требований в ДОУ и семье может помочь адаптироваться таким детям и быть успешными.

Рекомендации родителям и педагогам

  1. Введите знаковую систему оценивания действий ребенка. Старайтесь замечать каждый успех малыша и обязательно дайте ему понять, что вы видите его успехи.
  2. Устраивайте минутки активного отдыха на занятиях. Помните, что эти дети способны удержать свое внимание очень кратковременно.
  3. Гиперактивный ребенок всегда должен находиться перед глазами. На занятиях его лучше сажать напротив себя.
  4. Направляйте энергию ребенка в полезное русло. На занятиях давайте поручения раздать что-нибудь, в свободной деятельности мотивируйте его на спокойные действия.
  5. На первых этапах избегайте монотонной деятельности, занятия должны быть интересными и увлекательными, с прослеживаемым результатом.
  6. В совместной деятельности учите ребенка проговаривать свои действия, выстраивать логику и последовательность их выполнения.
  7. Используйте элементы игры во всех моментах жизнедеятельности.
  8. Не давайте многословных инструкций, после 10 слов ребенок вас просто не услышит.
  9. Создавайте ситуации успеха, в которых ребенок смог бы проявить свои сильные стороны.
  10. При всем неусыпном внимании к гиперактивному ребенку внешне относитесь к нему так же, как и к остальным детям.
  11. Учите его общаться с другими детьми, поощряйте позитивное взаимодействие.
Июль 6th, 2018 by