Что такое школьная готовность

На самом деле, школьная готовность — это объемный комплекс умений и навыков (личностных, социальных и интеллектуальных), который включает:

  • умения действовать по образцу;
  • фонематический слух достаточной степени развития (способность различать звуки родного языка);
  • умение слушать и слышать преподавателя (внимание);
  • выполнение инструкции преподавателя (восприятие);
  • оценивание выполненные задания;
  • достаточную мотивацию;
  • обладание развитой мелкой моторикой;
  • правильную речь, развитое воображение;
  • способность прикладывать волевые усилия в процессе своей учебной деятельности;
  • стремление к познанию всего нового и интересного;
  • управление собственным поведением;
  • внутренние усилия для выполнения учебной деятельности (воля). Для тренировки волевых усилий очень хорошо практиковать графические диктанты – это когда ребенок рисует под диктовку графические фигуры. Если малыш отвлекается и делает ошибки, то его волевая сфера еще недостаточно сформирована. Чем меньше неточностей в такой работе, тем больше волевых усилий ребенок способен прилагать в процессе своей деятельности;
  • высокий уровень концентрации на каком-то деле;
  • способность длительное время выполнять учебные действия;
  • умение доводить дело до конца;
  • уравновешенность;
  • коммуникабельность (умение находить общий язык с учителем и одноклассниками);
  • уверенность в себе;
  • сообразительность;
  • самостоятельное мышление;
  • аккуратность;
  • самостоятельность и способность к самоорганизации;
  • обладание прекрасной памятью (для запоминания школьного материала);
  • умение ориентироваться на социальные нормы;
  • умение подчиняться;
  • готовность стать школьником и посещать школу.

Малышу следует обладать следующими сформированными знаниями:

  • различать математические понятия;
  • знать слова, которые выражают местоположение предметов;
  • понимать значение всех слов, которые произносит учитель;
  • уметь считать и видеть количество предметов на плоскости;
  • уметь отличить фигуру от фона;
  • уметь систематизировать информацию;
  • уметь делать выводы из услышанного или прочитанного;
  • обладать высоким уровнем чтения и письма.

Отправляя своего малыша в школу, необходимо понимать, что с этого момента вся его жизнь будет наполнена исключительно (почти) школьными интересами. Программа современной школы настолько насыщенна, что не всем деткам достаточно нескольких часов в день для приготовления уроков. Реальность такова, что, зачастую, вместе с ребенком учится вся семья, практикуя совместное выполнение уроков до поздней ночи. Если вчерашний детсадовец  не полностью сформирован психологически и интеллектуально, чтобы принять такую нагрузку, то происходят нервные срывы и дезадаптация (обучение становится невозможным, адекватное взаимодействие с окружением не происходит) в школе.

Отсюда появляется стойкое нежелание ее посещать и даже ненависть к обучению вообще. Отношения между членами семьи накаляются до предела. И разочарованные родители, в лучшем случае, в шоке от того, что у их чада не получается учиться в школе. В худшем случае, происходит полное психологическое уничтожение ребенка, унижение его человеческого достоинства и принуждение заниматься чуть ли не сутками, чтобы, наконец-то, начать соответствовать школьной программе. Поверьте, это происходит сейчас практически повсеместно! Я лично знакома с несколькими очень приличными семьями, где родителям стыдно, что их ребенок не «тянет» школьную программу, и где мамы бьются каждый день в истериках, обрушивая на свое чадо град невероятных оскорблений. Хотя всем очевидно, что, как ни крути, а у девочек до 8 лет, а у мальчиков, даже до 9, в поведении преобладает игровая деятельность. И заставлять их заниматься до умопомрачения не только не принесет какой-то ощутимой пользы, но и резко ухудшит психологическое и физическое состояние ребенка.

Важные условия успеха в школе

Чтобы  малыш мог  хорошо  чувствовать  себя  в  школьном коллективе, необходимо наличие следующих условий:

  • получение поощрений за достижения от учителя;
  • получение положительных эмоций от школы;
  • ощущение своей нужности и ответственности;
  • ощущение интереса к своим успехам от учителя и родителей;
  • обладание красивым портфелем, пеналом и прочими школьными принадлежностями. Школьная атрибутика должна очень нравиться вашему ребенку, чтобы он пользовался ею с удовольствием и мог с гордостью показать одноклассникам.

Очень важно, пока еще ребенок не является школьником, рассказывать ему, как интересно ходить в школу. Объяснять, что первоклассники – это уже взрослые люди, на которых лежит определенная ответственность и обязанности (например, выполнение домашних заданий). Расскажите своему дошкольнику:

  • Кто такой школьник;
  • каковы школьные обязанности;
  • как важны уроки, их выполнение, оценки и распорядок в школе;
  • почему интересны занятия в школе;
  • зачем нужны новые знания;
  • обучение– это труд;
  • какое поведение нужно иметь в школе и почему.

Подобные рассказы полезно практиковать с целью понимания ребенком, что от него потребуется в его жизни в качестве школьника. Психологи замечают, что многие дети не представляют себе всей ответственности обучения. Они хотят стать школьниками по следующим причинам, не относящимся непосредственно к обучению:

  • наконец-то уйдут из детсада;
  • в школе будут вкусно кормить;
  • наконец-то смогут ездить в троллейбусе без сопровождения;
  • не будут больше спать днем;
  • появится много новых друзей.

Информирование о школьных обязанностях очень важно, а иначе, когда малыш поймет, что в учебном заведении ему придется выполнять какие-то вещи, которые ему не нравятся, он вскоре потеряет всякое желание его посещать.

Как проверить готовность ребенка к школе

Вы можете, при желании, и самостоятельно проверить, готов ли ваш ребенок к школе. Можно дать ему следующие задания:

№1. Предложите своему чаду срисовать графический образец с геометрическими фигурами и элементами прописных букв. Изобразите на белом листе бумаги нужный объект. Скопировать рисунок ребенку следует при помощи простого карандаша на идентичный лист (белый, без линейки и клетки). Ни линейкой, ни ластиком пользоваться нельзя.

№ 2. Предложите вашему дошкольнику поиграть в любую игру, где есть правила. В такой игре сразу обращают на себя внимание дети, которые не хотят следовать правилам, а потому они часто проигрывают. С такими проблемами в игре малыши обязательно столкнутся с ними и в классе.

№ 3. Предложите крохе небольшое количество картинок (3 – 5 штук), расположенных вразброс, а не по сюжету (например, из известной сказки). Пусть малыш сложит из них  правильную последовательность и составит рассказ. Только ребенок с достаточно развитым уровнем обобщения способен справиться с подобным заданием.

№ 4. Предложите ребенку игру со словами, где требуется найти произносимый взрослым звук, или определить, что такого звука в предлагаемых словах нет. Взрослый называет звук, который требуется найти (лучше использовать 2 гласных звука и 2 согласных), и предлагает 4 слова для поиска. Требуется четкость произношения с протягиванием нараспев гласных в словах. Если такое задание сложно для ребенка, следует обратиться к логопеду за консультацией.

Перед началом обучения все будущие первоклассники проходят тестирование с целью продиагностировать их готовность к такому важному процессу. Тестирование включает в себя различного рода задания и методики, на основании которых специалисты выносят вердикт об уровне развития ребенка. Затем специалисты сопоставляют тот уровень знаний, умений и навыков, которого ученик способен достичь в процессе обучения в тесном контакте со взрослым и его реальный уровень развития. Если так происходит, что уровень развития малыша ниже той зоны его развития, которая нужна для благополучного обучения школьному курсу, то ребенка считают неготовым к жизни школы, в принципе, потому что слишком велик  риск его быстрого попадания в число отстающих. А ведь такая ситуация является психологической и для ученика и для его родителей.

Октябрь 22nd, 2018 by