Гиперактивный ребенок – что делать?

В последнее время родители и воспитатели все чаще сталкиваются с детьми, двигательная активность которых выходит за рамки представлений о просто подвижном ребенке. Большинство детей дошкольного возраста отличается подвижностью, импульсивностью, непосредственностью и эмоциональностью, но при этом они могут внимательно выслушать взрослого и выполнить его указания.

https://sun9-8.userapi.com/c857524/v857524310/1d236b/0K39VtGv9bE.jpg

С гиперактивными детьми трудно наладить контакт уже потому, что они находятся в постоянном движении: они не ходят, а бегают, не сидят, а ерзают, не стоят, а крутятся или залезают куда-нибудь, не смеются, а хохочут, принимаются за дело или убегают, не дослушав задание до конца. Внимание их рассеянно, глаза блуждают, взгляд трудно поймать.

Родители жалуются на то, что ребенок не дает им покоя — он постоянно вмешивается в разговоры взрослых, с ним все время что-то случается, а для того чтобы добиться послушания, приходится повышать голос, но замечания и наказания не приносят результатов.

Гиперактивный ребенок получает больше всех замечаний, окриков, «отрицательного внимания»; он мешает другим детям и обычно попадает в число «изгоев». Претендуя на лидерство, эти дети не умеют подчинять свое поведение правилам или уступать другим и, как следствие, вызывают многочисленные конфликты в детском коллективе. 

Гиперактивность — совокупность симптомов, связанных с чрезмерной психической и моторной активностью.

У мальчиков гиперактивное состояние отмечается по крайней мере в 4 раза чаще, чем у девочек.

Пики проявления: 1 год, 3 года, 6-7 лет, 9-10 лет. Потом активность идет на спад.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) является самым распространенным среди детей поведенческо-возрастным и неврологическим расстройством, характеризующимся нарушениями со стороны внимания, двигательной расторможенностью (гиперактивностью) и импульсивностью поведения. Обусловлено это нарушением функций центральной нервной системы (ЦНС), мозгу такого ребенка сложно обрабатывать внешнюю и внутреннюю информацию и стимулы.

Дефицит внимания — это неспособность произвольно удерживать внимание определенное время.

Нарушение внимания проявляется в том, что такие дети не заканчивают начатое дело, отвлекаясь на другое; преждевременно прерывают данное им задание, не закончив его; постоянно меняют игры, быстро теряя к ним интерес. Они не желают делать что-либо неинтересное для них в данный момент, у них нет никакого чувства ответственности. Большинство из них отличаются забывчивостью, они часто теряют или забывают вещи.

Повышенная двигательная активность — двигательная расторможенность, которая возникает как следствие утомления и низкого тонуса.

https://www.yavtope.ru/wp-content/uploads/2020/01/izbalovannyi-rebenok-priznaki-kak-ispravit-1400x800.jpg

Проявляется она в ряде всевозможных нарушений поведения, но чрезмерная подвижность является самым заметным: таким детям трудно усидеть на месте, они бесконечно ерзают на стуле, часто меняют позы, вертят в руках разные предметы, барабанят пальцами, закручивают их, трещат суставами рук, ног, шеи, могут без разрешения покинуть свое место. Они болтают и шумят больше всех, даже во время спокойных игр.

Импульсивность — склонность к поспешности, к совершению необдуманных поступков.

Дети быстро «загораются», реагируют вспышками гнева, включая словесное и даже физическое насилие, беспричинно дразнят друзей и родственников. Во время занятий они выскакивают, отвечают на вопросы, не поднимая руки или не дожидаясь разрешения, не выслушивают до конца, перебивают. В различных ситуациях им недостает терпения ожидать своей очереди.

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1899117/pub_6015354f5930a614f27fb18c_60198fc6438d6751e734bd73/scale_1200

К проявлениям импульсивности так же можно отнести расстройство восприятия. Повышенная активность способствует появлению трудностей в обучении и трудностей принятия любви окружающих, а проблемы восприятия проявляются в неадекватном восприятии окружающей среды (букв, слов, ..) и родительской любви.

Часто у родителей встает вопрос: «Что делать, и как помочь ребенку?»

Психологи рекомендуют: 

  • В своих отношениях с ребенком придерживайтесь позитивной модели. Старайтесь чаще его хвалить. Старайтесь, чтобы похвала звучала гораздо чаще. Помните, что гиперактивные дети игнорируют выговоры и замечания, но очень чувствительны к похвале.
  • Ребенок всегда должен чувствовать вашу помощь и поддержку. Совместно решайте возникающие трудности.
  • Чаще говорите «да», избегая слов «нет» и «нельзя».
  • Поручите ребенку часть домашних дел, которые необходимо выполнять ежедневно (кормить собаку и гулять с ней, выносить мусор).
  • Заведите дневник самоконтроля и отмечайте в нем вместе с ребенком его достижения.
  • Старайтесь ставить перед ребенком задачи, соответствующие его возрасту и способностям.
  • Никогда не обсуждайте негативные стороны вашего ребенка при нем.
  • Введите знаковую систему вознаграждения (можно каждый хороший поступок отмечать звездочкой, а определенное их количество вознаграждать сладостями, игрушкой, походом в парк и т.п.).
https://uchebnikniga.com/images/books/103090__0_src.jpg
  • Определите для ребенка рамки поведения — что можно и чего нельзя. Гиперактивные дети не нуждаются в том, чтобы их отстраняли от требований, которые применяются к другим.
  • Не навязывайте ему жестких правил. Ваши указания должны быть указаниями, а не приказами. Требуйте выполнять правила, касающиеся его безопасности и здоровья.
  • Вызывающее поведение вашего ребенка — это его способ привлечь ваше внимание. Проводите с ним больше времени: играйте, учите, как правильно общаться с другими людьми, как вести себя в общественных местах, переходить улицу и другим социальным навыкам.
  • Дома следует создать для ребенка спокойную обстановку. Идеально было бы предоставить ему отдельную комнату. Цвет обоев должен быть неярким, успокаивающим (преимущество отдается голубому цвету). Очень хорошо организовать в его комнате спортивный уголок.
  • Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Прием пищи, игры, прогулки, отход ко сну должны совершаться в одно и то же время. Награждайте ребенка за его соблюдение.
https://mamsik.net/images/sampledata/Vospitanie/Rejim-dnia-800-400.jpg
  • Избегайте по возможности большого скопления людей. Пребывание в магазинах, на рынках и т.п. оказывает на ребенка возбуждающее действие.
  • Оберегайте ребенка от переутомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию двигательной активности. Не позволяйте подолгу сидеть у телевизора.
  • Давайте ребенку больше возможности расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе — длительные пешие прогулки, плавание. Развивайте гигиенические навыки, включая закаливание.
  • Создайте необходимые условия для детского творчества. Используйте краски и пластилин (это развивает усидчивость).
https://img4.goodfon.ru/original/1920x1200/2/b7/karandashi-kistochki-kraski-nozhnitsy-bumaga-lastik-melki-be.jpg
  • Старайтесь, чтобы ребенок высыпался. Недостаток сна ведет к еще большему ухудшению состояния внимания и самоконтроля. К концу дня ребенок может стать неуправляемым.
  • Учите контролировать себя. Перед тем как что-то сделать, пусть посчитает медленно до 5.
  • Помните! Ваше спокойствие — лучший пример для ребенка.
http://sevas.pxl.su/_bl/0/07134049.jpg
  • Воспитывайте у ребенка интерес к какому-нибудь занятию. Ему важно ощущать себя умелым и компетентным в какой-либо области. Задача родителей найти те занятия, которые бы удавались ребенку и повышали его уверенность в себе. 

Гиперактивный ребенок нуждается в помощи. В каждом конкретном случае нужно определить, какой должна быть помощь гиперактивному ребенку: медикаментозная, психологическая или педагогическая коррекция.

Главные союзники родителей в борьбе с гиперактивностью – это терпение, последовательность и настойчивость.

https://media.gettyimages.com/photos/young-kid-covered-in-paint-raising-his-hands-and-smiling-picture-id96470127?b=1&k=6&m=96470127&s=612x612&w=0&h=upczmk9XUl8Uavu6trAu5W1K7UH1i3YjY0eqB6oUnLc=

Подготовил педагог – психолог Рифель М.Л.

12 апреля, 2021 by