КАК ПОНЯТЬ РОДИТЕЛЮ, ЧТО У РЕБЕНКА ТРЕВОЖНОСТЬ

КАК ПОНЯТЬ РОДИТЕЛЮ, ЧТО У РЕБЕНКА ТРЕВОЖНОСТЬ

В последние годы количество детей, страдающих теми или иными формами тревожных расстройств, увеличилось. Это связано со многими факторами: напряженная обстановка в семьях, погруженность в мир интернета и гаджетов и т. д.

Но по большей части, тревожность у детей возникает из-за неудовлетворения их возрастных потребностей. Малыши нуждаются в ощущении безопасности и постоянном присутствии мамы. Дети дошкольного возраста проявляют повышенную тревожность в незнакомой обстановке или боятся темноты. Подросткам нужно доверие и уважение, признание их права на собственное мнение и свободу выбора. 

Тревожность у детей (56 фото) .

Как понять, что у ребенка повышенная тревожность

В помощь родителям — небольшой тест для самодиагностики. Прочитайте эти утверждения и подумайте, насколько они характерны вашему ребенку. Обратите внимание и на степень выраженности каждого пункта. Единичные проявления ни о чем не говорят, а вот регулярные случаи, да еще и с тенденцией к усугублению, указывают на проблему. 

Итак, повышенная тревожность присутствует, если ребенок:

  • боится всего нового, неизвестного;
  • напряжен, скован, остро реагирует на любую неприятную мелочь;
  • не уверен в себе;
  • быстро устает;
  • рассеянный, совершает бессмысленные действия;
  • склонен к негативизму, видит в людях и событиях только плохое;
  • пассивен, апатичен, его трудно чем-то увлечь;
  • плохо реагирует на критику;
  • испытывает чувство вины даже в тех случаях, когда объективно не виноват;
  • критикует других людей за малейшую оплошность;
  • жалуется на плохие мысли, страшные сны;
  • плохо спит, засыпает с трудом;
  • часто плачет;
  • не может переносить ожидание (например, в очереди);
  • избегает любых трудностей

Рекомендации родителям тревожных детей и подростков: 

— старайтесь больше разговаривать с ребенком, больше объясняйте ему, рассуждайте; 

— избегайте фраз типа «поймешь, когда вырастешь» — знание появляется не от возраста, а от взаимодействия с окружающим миром — в первую очередь с родителями! Дети не учатся тому «как надо» или «хорошему» и «плохому» сами, значение многих понятий, привычных взрослым, им не ведомы, не ленитесь их объяснять — непонимание порождает тревогу; 

— говорите о своих эмоциях и чувствах; 

— не предъявляйте высоких требований к ребенку, ваши ожидания не должны подрывать его самооценку, давать пищу для сомнений в своих силах; 

— старайтесь всячески убеждать ребенка в своей безграничной и безусловной любви — демонстрируйте это, говорите, однако не «душите» этим чувством, оно не должно вызывать у него смущения или ощущения, что таким образом вы готовы взять на себя и всю ответственность; 

— отмечайте его успехи, делитесь ими со всеми членами семьи; 

— избегайте употребления слов, унижающих достоинство; 

— не заставляйте малыша насильно извиняться за проступки, это должно быть не механическое действие «по шаблону», попросите его объяснить их причину (!), деликатно объясните, что чувствуете сами в связи с этим и почему; 

— сведите к минимуму число замечаний; 

— не пугайте невыполнимыми наказаниями; 

— чаще прибегайте к тактильному контакту, объятиям — это помогает снизить как эмоциональное напряжение, так и мышечное; 

— оба родителя должны быть единодушными и последовательными в вопросах воспитания; 

— совместно выполняйте упражнения на релаксацию. Малышам трудно понять — что значит расслабиться. Предложите представить приятное место, например, дачу летом, расскажите друг другу о своих ощущениях — как там хорошо, как светит солнце, жужжат пчелы и т.д. особенно  это эффективно перед сном; 

— тревожные дети, как правило, скрытны, старайтесь деликатно выяснять причины страхов и тревог; 

— ненавязчиво и аккуратно интересуйтесь всем, что происходит в жизни вашего ребенка; 

— по возможности сведите к минимуму количество стрессовых ситуаций, но не перестарайтесь — ребенок должен учиться справляться с трудностями — сначала с вашей помощью, затем самостоятельно (тут стоит упомянуть о пользе овладения навыкам саморегуляции); 

— предлагайте ребенку свою помощь, но не делайте за него; 

— в случае невозможности избежать серьезного стресса, заранее готовьте малыша к этой ситуации; 

— делитесь своими детскими воспоминаниями — в том числе страхами, рассказывайте и об актуальных проблемах, волнениях; 

— показывайте ребенку разницу в его достижениях — сравнивайте прошлые успехи с настоящими, отмечая его старание и усердие.

18 мая, 2022 by