Консультация для родителей «Как развивать речь дошкольника»

Консультация для родителей

«Как развивать речь дошкольника»

Речь – чудесный дар природы – дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые, и в первую очередь родители, должны приложить немного усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Мать, отец и другие члены семьи являются первыми собеседниками и учителями малыша на пути его речевого развития.

Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка и любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражается на его поведении, а также на его деятельности в различных ее формах. Важное значение,  имеет развитие всех сторон речи, особенно в период обучения грамоте (чтению и письму), так как письменная речь формируется на основе устной. К сожалению, многие речевые недостатки выявляются уже в школе, тормозя процесс обучения, так как именно они являются причинами дисграфии и дислексии (ребенок безграмотно пишет, пропускает буквы при письме и теряет целые слоги при чтении; не может применить на  практике хорошо выученные правила правописания и пр.).

Что же надо знать и что же надо делать родителям, чтобы этого не произошло?

Прежде всего, надо знать и помнить, что в речевом развитии ребенка особое значение имеет возраст от 4 до 7 лет.

Именно в этот период начинают проявляться индивидуальные особенности и недостатки речевого развития детей. Это происходит потому, что ребенок вплотную подошел к возрасту, завершающему становление речи (5 лет). Становление речи означает, что ребенок правильно произносит все звуки родного языка; владеет значительным словарным запасом; освоил основы грамматического строя речи; владеет начальными формами связной речи (диалогом и монологом), позволяющими ему свободно вступать в контакт с людьми.

Наряду с развитием речи, в 4-7 лет начинается элементарное осознание явлений родного языка. Ребенок постигает звуковое и слоговое строение слова; знакомится с ударением; с синонимами и антонимами; со словесным составом предложения и пр.

Нормально развивающийся ребенок данного возраста активно вступает в разнообразные отношения с окружающими людьми; все большую роль в его жизни играют сверстники, другие дети. Умение общаться со сверстниками и другими людьми – одно из необходимых условий нормального личностного и социального развития ребенка.

Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными; затрудняется их общение с другими людьми, снижается познавательная активность. Поэтому всякая задержка, любое нарушение в ходе речевого развития отрицательно отражаются на его деятельности и поведении, а значит, и на формировании личности в целом.

Развитие речи теснейшим образом связано с интеллектуальным и познавательным развитием ребенка, т. к. у речи и мышления один физиологический источник – мозг человека.

Если познавательные (психические) процессы – восприятие, память, внимание, мышление – развиваются нормально, то и речь ребенка более богата, выразительна, развернута, совершенна. Именно поэтому перечисленные выше познавательные процессы называют психологической базой речи, уровень развития которой напрямую влияет на речь ребенка.

Развитое восприятие, наличие познавательных интересов дает серьезный толчок для пополнения словаря, совершенствования грамматического строя речи. Познавательные потребности (желание получить информацию и поделиться ею) стимулирует развитие связных форм речи – диалога,  монолога.

Известно, что проблемы межличностного (диалогического) общения для ребенка начинаются в основном в семье. Нежелание общаться (из-за нехватки времени, усталости родителей), неумение общаться (родители не знают, о чем разговаривать с ребенком, как строить диалогическое общение с ним) отрицательно влияет на деятельность и душевное самочувствие малыша. Развитие диалога – это двусторонний процесс, когда собеседники общаются на равных, с взаимным пониманием и уважением друг к другу, даже если один из них – ребенок.

В диалоге зреет монологическая, более сложная форма речи, элементы которой появляются в высказываниях детей к 5 годам. Монолог требует от ребенка умения осознанно строить высказывания. Поэтому без специального обучения (разъяснения), к которому можно приступить уже в старшем дошкольном возрасте, монологическая речь формируется крайне трудно и искаженно.

Таким образом, речь детей формируется под влиянием речи взрослых. Участие родителей в речевом развитии ребенка играет колоссальную роль. Оно благотворно, когда ребенок слышит нормальную речь, живет в здоровой, культурной обстановке. Нарушение такого влияния искажает его речевое развитие. Чем больше ребенок общается с близкими людьми и родителями, тем интенсивнее и качественнее происходит его речевое развитие.

Важно отметить, что только согласованные действия родителей и воспитателей могут привести к блестящему результату в речевом развитии детей. А для этого необходимо наладить взаимодействие семьи и детского сада, которое подразумевает, что все окружающие ребенка люди (родители и педагоги) действуют взаимосвязано – решают единые задачи, согласовывают свои действия и наблюдения.

Ожидать нормального результата речи можно лишь в том случае, если работой охвачены все стороны речи: произносительная сторона; словарь; грамматический строй; связная речь.

Для развития данных сторон речи в условиях семьи хочу Вам предложить несколько игр-упражнений.

Игры-упражнения на развитие произносительной стороны речи:

·                     Для развития фонематического слуха упражнять ребенка в выделении первого звука в своем имени, в имени окружающих, в названии любимой игрушки, а затем в определении последовательности звуков в этих словах. С 5 лет использовать словесные игры типа «Замени звук и объясни слово» (миска-мышка, игры-иглы и т.д.); «Найди ошибку» (На берегу крякала удочка и т.д.); «Найди различия в произношении и объясни значение слов» (бочка-почка, душ-тушь и т.д.).

·                     На закрепление умения производить слоговой анализ и синтез слов, например: «Выложи на столе столько фишек, сколько частей в слове»; «Подбери слово» (ребенок подбирает слова с заданным количеством слогов в  следующей последовательности: односложные, с двумя слогами, с тремя слогами); « Кто больше ?» (кто больше подберет слов на заданный слог, например ба-: ба-ран, ба-тон, ба-гаж, ба-рабан, ба-бушка и др.)

·                     На закрепление умения производить анализ и синтез предложений по словам, например: «Сколько слов?» (выделение из заданных предложений отдельных слов, определение из количества и последовательности); «Придумай предложение» (ребенок придумывает предложение с заданным количеством слов в следующей последовательности: из двух, из трех, из четырех слов и т.д.)

·                     Следить за правильным ударением при произнесении слов. Игра «Так не так»: взрослый произносит слова или словосочетания, сочетая правильное и неправильное использование ударений, а ребенок слушает и поправляет взрослого.

·                     Закреплять произносительную сторону речи с помощью чистоговорок, скороговорок.

·                     Собственным примером демонстрировать ребенку выразительность речи (например, при чтении художественных произведений).

Игры-упражнения на развитие словаря детей:

·                     Обратить внимание детей на то, из чего сделаны предметы, какими свойствами они обладают. Проводить игры типа «Стеклянные (деревянные, пластмассовые и т.д.) слова».

·                     В повседневной  жизни (например, при посещении разнообразных магазинов, на  прогулке) или через игровые упражнения закрепить и расширить обобщенное значение понятий «овощи», «фрукты», «посуда», «одежда» и др.

·                     Вводить в словарный запас антонимы (через игры типа «Наоборот»: мальчик-девочка, день-ночь, горячо-холодно, далеко-близко и т.п.) и синонимы.

·                     Рассказывать ребенку, просматривая семейный альбом, о родственниках, знакомых (где живут, кем работают, какие они замечательные люди, кем они приходятся ребенку). Рассказывать о своей работе или учебе, о тех людях, которые Вас окружают; о своем детстве и играх, в которые Вы играли; о своих увлечениях и впечатлениях.

Игры-упражнения на развитие грамматического строя речи:

·                     При помощи игрового упражнения «Иностранец» упражнять ребенка в правильном использовании различных грамматических форм русского языка (образовании существительных родительного падежа множественного числа: носки — носков, апельсин — апельсинов и т.п.; согласовании слов в словосочетаниях и предложениях).

·                     Закреплять приемы словообразования существительных по теме «Животные и их детеныши» в игре «Лесной детский сад». (В лесу открылся детский сад, и все звери повели своих детенышей на лесную полянку. Слон привел слоненка, лев — львенка, тигр — тигренка и т.п.)

·                     Закрепить  умение детей составлять и распространять простые предложения в игровых упражнениях типа «Представь себе». Например: «Представь себе, что ты  в магазине игрушек. Какие игрушки там продаются?» (В магазине продаются мячи, куклы, машины, лопатки»).

Игры – упражнения на развитие диалогической речи:

·                     Во время бесед с ребенком демонстрировать культуру  ведения диалога; ежедневно обмениваться впечатлениями о прожитом дне, где вопросы задает не только взрослый, но и ребенок. Обсуждать с ним совместные мероприятия.

·                     Формировать осознанное отношение к ведению диалога через ненавязчивый анализ текущего диалога (посредством вопросов «Ты внимательно слушал меня?», «Ты понял, о чем я  тебе рассказала?», «Что тебе не понятно?», «У тебя есть ко мне вопросы?»).

·                     Составлять рассказы по семейным фотографиям, охватывающим  определенный отрезок времени (рост малыша, летний отдых и т.п.)

·                     Составлять рассказы по сериям картинок (рассказы в картинках Н.Радлова и других художников; комиксы с доступным для детей содержанием и т.п.).

·                     Рассматривать иллюстрации к непрочитанным книгам (по картинкам в книге определить, о чем она (её главную идею); кто главные герои; с чего начинаются приключения героев; какие события в ней описаны; чем закончится история).

·                     Упражнять в составлении элементарных описаний через игровые упражнения типа «Наряды для Золушки» (описание фасонов одежды), «Машины будущего» (описание моделей), «Комнаты разных героев» (описание интерьеров – комнаты в Кошкином доме, комнаты Мальвины, Заюшкиной избушки т.п.).

·                     Поощрять попытки сочинять сказки рассказы. Обыгрывать детские сочинения театрализованными средствами.

Необходимо также развивать мелкую моторику руки посредством игровых упражнений, т.к. она очень тесно связана с развитием речи. Для этого давать детям дома под контролем взрослых вырезать ножницами, шить иголкой с большим ушком, лепить; сортировать или перебирать крупу, рассыпанную на ровной поверхности, играть в настольные игры типа «Мозаика», «Конструктор».

Стремиться к созданию в окружении ребенка культурной, богатой речевой среды. Организовать с детьми посещение театров, концертов, прослушивать грамм- и аудиозаписи с литературными произведениями в исполнении чтецов-профессионалов, ежедневно читать книги.

Реализация этих задач позволит родителям совместно с педагогами детского сада получить в итоге высокий уровень речевого развития ребенка и тем самым обеспечить соответствующую  подготовку к обучению в школе.

Приложение

ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК.

·                     «Помогаю маме». Вы заняты приготовлением ужина. Малыш крутится возле  Вас. Предложите ему перебрать горох, гречку, рис, или пшено. Тем самым он окажет Вам посильную помощь и потренирует свои пальчики.

·                     «Волшебные палочки». Дайте малышу счетные палочки или спички ( с отрезанными головками). Пусть он выкладывает из них простейшие геометрические фигуры, предметы, узоры. А вырезанные из бумаги круги, овалы, трапеции дополнят изображение.

ИГРЫ НА ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ РЕБЕНКА.

·                     «Давайте искать на кухне слова». Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? Плиты? И пр.

·                     «Угощаю». «Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга». Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» Вам на ладошку, затем Вы ему, и так до тех пор, пока все не  «съедите». Можно поиграть в «сладкие», «кислые», «соленые», «горькие» слова.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ.

·                     «Приготовим сок». «Из яблок сок… (яблочный); из груши… (грушевый); из слив… (сливовый); из вишни… (вишневый); из моркови, лимона, апельсина и т. д. Справились? А теперь наоборот: апельсиновый сок из чего? И т. д.

ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ.

·                     Пока Вы заняты пришиванием пуговиц, ребенок может выкладывать из пуговиц, ярких ниточек красивые узоры.

·                     Попробуйте вместе с ребенком сделать панно из пуговиц. Пуговицы можно пришивать (с Вашей помощью), а можно укрепить их на тонком слое пластилина (без Вашей помощи).

·                     Очень красивые картинки получаются из кнопок, особенно цветных. В детском саду педагоги не могут дать детям кнопки (в целях безопасности). Но дома Вы можете проконтролировать своего ребенка. Кнопки лучше всего втыкать в плотный поролон.

По дороге из детского сада, в детский сад можно поиграть в следующие игры:

·                     «Я заметил». «Давай проверим, кто из нас самый внимательный. Будем называть предметы, мимо которых мы проходим; а еще обязательно укажем – какие они. Вот почтовый ящик. Я заметил кошку, она пушистая». Ребенок и взрослый могут называть увиденные объекты,  по очереди.

·                     «Волшебные очки». «Представь, что у вас волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится красным (зелёным, синим и т.п.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого  цвета все стало, скажи: красные сапоги, красный мяч, красный дом, красный нос, красный забор и пр.»

·                     «Перепутаница». «Жили – были слова. Однажды они веселились, играли, танцевали. И не заметили, что перепутались. Помоги словам распутаться. Слова: босака (собака), ловосы (волосы), лекосо (колесо), посаги (сапоги) и пр.»

·                     «Доскажи словечко». Вы начинаете фразу, а ребенок заканчивает её. Например: ворона каркает, а воробей….(чирикает). Сова летает, а заяц…(бегает, прыгает). У коровы теленок, а у лошади…(жеребенок) и т.п.

·                     «Упрямые слова» Расскажите ребенку, что  есть на свете «упрямые» слова, которые  никогда не изменяются (кофе, какао, кино, пианино, метро). «Я надеваю пальто. На вешалке висит пальто. У Маши красивое пальто и т.п.». Задавайте вопросы ребенку и следите, чтобы он не изменял слова в ответах – предложениях.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ.

·                     «Игры с мячом». «Я буду называть предметы и бросать тебе мяч. Ты будешь ловить его только тогда, когда в слове услышишь звук «ж». Если в слове нет звука, то мяч ловить не надо. Итак, начнем: жаба, стул, ёжик, жук, книга…»

·                     «Лягушка». Выделение звука из ряда гласных: а, о, у, и, е, э, ю, я, ы. «Будешь прыгать как лягушка, если звук услышишь «а»,  на другие звуки опускаешь низко руки». По аналогии проводится игра на другие гласные звуки. Позже можно проводить игру на согласные звуки.

14 января, 2022 by