«Народы Севера»

Консультация для родителей

«Народы Севера»

РАССЕЛЕНИЕ И ЯЗЫК

Ханты и манси живут в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах Тюменской области, а небольшая их часть— в Томской, Свердловской и Пермской областях.

В занятиях, материальной и духовной культуре (включая фольклор), в социальной организации у разных групп имеется своя специфика. По наиболее общей классификации, манси разделяются на южную, западную, северную и восточную группы, а ханты — на южную, северную и восточную. Эти крупные этнографические группы делятся на более мелкие, называемые обычно по месту проживания — реке или административному центру (например, сосьвинские манси — по реке Северная Сосьва, березовские ханты — по поселку Березово, бывшему уездному, а ныне районному центру).

Язык ханты и манси состоит из множества диалектов, различающихся иногда настолько, что их носители не понимают друг друга. К восточной группе относятся диалекты, расположенные в Среднем Приобье: салымский, сургутский (тромъеганский, юганский, малоюганский, пимский, ваховский, васюганский, вартовский).

Ханты-манси — коренной малочисленный угорский народ, проживающий на Севере Западной Сибири, который имеет собственную государственность в виде автономного округа. Само название ханты означает «люди». Традиционные занятия хантов — речное рыболовство, таежная охота и оленеводство.

Музыкальная культура народов ханты и манси

Музыкальный фольклор хантов имеет богатую и разветвлённую жанровую систему, включающую группы обрядовых и необрядовых жанров. У них также широко распространены так называемые «индивидуальные песни». Это песни о себе, об истории жизни и сватовстве автора песни, о каких-либо событиях, песни-жалобы, где объектами могут быть любимый человек, родственник, животное, местность. Традиция сочинения реализуется в нескольких жанровых разновидностях, общим свойством которых является индивидуальное авторство.

Музыка малых народов Севера представлена обрядовыми песнопениями и инструментальными наигрышами. Шаманская музыка – кайне эрыг – форма музыкального общения с духами. Классические жанры: монсь (сказка), ар (песня), путур (рассказ), монсюпты (загадка).

Бубен (пензер)

Бубен — ударный одномембранный музыкальный инструмент в виде обода, обтянутого кожей с металлическими подвесками. Бубен — непременный атрибут любого шамана. С помощью звуков бубна шаман связывался с миром духов. Инструмент использовался в конкретных обрядовых целях: изгоняли злых духов и болезни, призывали добрых духов и т.д. В настоящее время бубны, как музыкальный инструмент   используется танцевальными коллективами 

Гуделка (вывко) – шумовой музыкальный ненецкий инструмент. Представляет из себя маленькую кедровую или сосновую квадратную дощечку, сквозь два отверстия в которой продета прочная нитка из оленьего сухожилия, образующие петлю.  В настоящее время это овальная дощечка с двумя дырочками в центре. При скручивании и раскручивании петли, дощечка начинает вертеться как пропеллер, гудеть и производить своеобразный шум, напоминающий завывание ветра, поэтому называют её «песней ветра» или «шум ветра». 

Погремушка — музыкальный мансийский шумовой инструмент. Это звуковая игрушка, сделанная из материала животного происхождения, в частности, из зоба глухаря. Пузырь промывают водой, засыпают песком, высушивают. После высушивания пузыря, песок высыпают, а закладывают мелкие косточки. Пузырь надувают воздухом, завязывают отверстия. При встряхивании пузырь тарахтит и грохочет. 

Арфа семиструнная («лебедь», «журавль» или «гусь») – многострунный, музыкальный щипковый инструмент, в переводе с мансийского языка «журавлиная шея из дерева», а у северных хантов этот инструмент, очень похожий на своего мансийского собрата, называется тор-сапль-юх. Семиструнная арфа — «лебедь» представляет из себя большую треугольную (угловую) раму, на которую натягиваются струны. Корпус и шейка арфы сделаны из цельного дерева. Конец шейки вырезан в виде птицы. Между корпусом и шейкой натянуты от 7 до 13 струн, сделанных из меди или бронзы. 

НАРС-ЮХ — В переводе с языка ханты — играющее дерево, музыкальный струнный щипковый инструмент. Длиной около метра, корпус напоминает лодку. На корпусе инструмента вырезан крест – резонаторное отверстие. Три, а чаще пять струн изготовлены из сухожилий либо оленьих кишок. Нарс-юх сугубо мужской инструмент. Под этот инструмент исполняются мужские героические песни о подвигах легендарных богатырей, эпические былины- тарнын-ары. Под звуки этого инструмента исполняются танцы на медвежьем празднике, при сольном пении. Звук нарс-юха завораживает своей мелодичностью как человека, так и животного и птицу, поэтому нарс- юх называли голосом поющего Бога.

Кугель-юх – струнный старинный смычковый музыкальный инструмент с деревянным корпусом с выемкой, наподобие скрипки. Обычно имеет 2 или 3 струны, сделанных из сухожильных нитей либо конского волоса, который натягивали и на смычках. Играли на этом инструменте сидя, держа его перед собой, и водя смычком по струнам. Звук инструмента весьма мелодичный, но недостаточно громкий.  На кугель-юхе играли как женщины, так и мужчины. Применялся на праздничных церемониях, в основном, на медвежьем празднике или на небольших торжествах. Распространён, в основном, у народов ханты. 

Лютня — музыкальный струнный щипковый инструмент. Это, по мнению многих музыкантов, «самый важный и самый интересный в музыкальном отношении инструмент».Имеет вытянутый в длину овальный корпус, склеенный с плоской декой Количество струн на лютне бывает разным, от шести до шестнадцати. Играют на ней сидя, положив её на левое колено. Правой рукой защипывают струны, в то время как левая фиксирует их на грифе.

Тумран (томран, варган, конколь-лонколь) — самый древний, у народов ханты и манси, язычковый простонародный музыкальный инструмент. Тумран обычно делается из ребра оленя (сууп-тумран) или дерева. Представляет из себя плоскую костяную или деревянную пластинку, сужающуюся на конце, с вырезанным посередине язычком, к основанию которого привязана нитка.  Инструмент издаёт негромкие звуки, в подражание голосам животных или топоту копыт
Голос у тумрана (томрана) – магический и завораживающий, поэтому ханты и манси считают, что он отгоняет злых духов и излечивает больных

Речевые игры, в которые можно поиграть с ребенком.

«Веришь — не веришь».

Цель. Развитие речевого внимания, логического мышления.

ОПИСАНИЕ. родитель задаёт вопросы, а ребенок отвечает да или нет. – Веришь ли ты, что зима наступит после осени?

— Веришь ли ты, что пингвины живут на Севере?

— Веришь ли ты, что красное море спелое?

— Веришь ли ты, что у нас 6 океанов?

— Веришь ли ты, что айсберги находятся в Северном Ледовитом океане?

— Веришь ли ты, что бурые медведи живут на Севере?

— Веришь ли ты, что белые медведи питаются мхом?

Игровое упражнение «Почтальон принес посылку».

Цель. Развивать умение описывать предметы и узнавать их по описанию.

Игровое действие. Составление загадок о цветах, ягодах и грибах.

Материал. Родитель вкладывает картинки с изображением цветов, ягод, грибов по одному в бумажные пакеты, а затем помещает их в коробку.

Родитель достает пакет из коробки, заглядывает в него и описывает то, что им принес почтальон. Ребенок отгадывает по описанию. 

Игровое упражнение «Закончи предложение»

(речевое упражнение с использованием предметных картинок).

Цель. Закрепление знаний ребенка (детей) об условиях жизни животных Севера.

ОПИСАНИЕ. — Чьи рога показались над холмом? (Оленьи.)

— Это идет большой. (олень). За ним идет мама. (олениха) с маленьким. (олененком).

— В море плывет. (морж) с мамой. (моржихой) и маленьким. (моржонком).

— На нас смотрит огромный. (тюлень). Рядом с ним — мама. (тюлениха) с маленьким. (тюлененком).

Мастер-класс «Белый медведь и северное сияние» нетрадиционное рисование методом тычка

Цель. Научить комбинировать нетрадиционные техники рисования «тычок сухой кистью» и «печать губкой» в одной работе.
Задачи:
— познакомить с самым ярким явлением природы Севера — полярным (северным) сиянием;
— учить получать нежные, светлые, неяркие оттенки путем смешивания цветов с белилами и разбавления водой;
— учить рисовать по трафарету;
— развивать чувство фактурности и объемности;
— воспитывать интерес к познанию природы, желание любоваться красивыми явлениями и отражать впечатления в изобразительном творчестве.
Материал:
цветной картон черного цвета,
гуашь,
жесткие кисти,
простой карандаш,
баночка с водой,
губка,
трафарет белого медведя,
палитра.

Практическая часть.

Северное сияние бывает полярной ночью, поэтому для рисунка мы возьмем бумагу черного цвета. Обведем фигуру медведя простым карандашом, тонкой аккуратной линией. Обмакнем сухую кисть в белую гуашь, обстукаем лишнюю краску на чистом листе бумаги до того момента, пока след краски станет отчетливо «пушистым». Раскрасим контур мишки техникой «тычок жесткой кистью». Так же закрасим всю фигуру медведя. Подбираем цвета для северного сияния. Сухой губкой рисуем северное сияние сверху вниз. Поочередно каждым цветом. Голубой. Светло — зеленый. Светло — изумрудный. Острым концом кисти черным цветом нарисуем глаза, нос и рот. По краям рисунка губкой нарисуем окружающих медведя, льды и снега.

22 февраля, 2021 by