Опыт работы

Опыт работы воспитателя МАДОУ детский сад №118 города Тюмени

Понгаренковой Валентины Владимировны

по теме: 

«Развитие коммуникативных способностей у дошкольников через ознакомление с художественной литературой»

                                                «В книгах заключено особое очарование;

                                     книги вызывают в нас наслаждение: они

                                                 разговаривают с нами, дают нам добрый совет,

                                          они становятся живыми друзьями для нас»

Петрарка Ф.

Жизнь человечества в XXI веке, по мнению ученых, в решающей мере зависит «от сферы образования, от направленности и результативности обучения и воспитания подрастающих поколений, от их интеллектуальных, нравственных качеств» (Б.С. Гершунский). Заложенные в дошкольном детстве образовательные, мировоззренческие, нравственные, культурные и физические приоритеты определяют жизненный путь поколений, воздействуют на развитие и состояние всей цивилизации. 

Сейчас необходимо как можно больше внимания уделять становлению внутреннего мира ребенка, воспитанию в нем созидательного начала. Ценностью особого рода в этом деле является чтение, так как в процессе чтения, в процессе общения с книгою человек не только познает прошлое, настоящее и будущее мира, но, и это главное, учится думать, анализировать, развивается творчески; таким образом, формируется нравственная и культурная основа его личности. 

Привить ребёнку любовь к чтению означает зажечь вечный двигатель любознательности. Как ещё почувствовать себя путешественником, познакомиться со сказочными персонажами, побывать в самых удивительных местах и незнакомых странах? Книголюбам никогда не бывает скучно, книга — их вечный друг и советник в трудную минуту. Модели различных жизненных ситуаций, почерпнутых из литературных произведений, пригодятся при решении собственных проблем и достижении своих целей.

Обоснование актуальности темы

Современное общество, переживая быстрые и существенные изменения социально-экономических условий жизни, остро чувствует потребность в формировании культуры современного человека. Широкое понятие культуры непременно включает в себя культуру общения, культуру речевого поведения. 

Чем раньше начать знакомство ребёнка с художественной литературой, тем лучше для него. «Средства обучения языку в дошкольном возрасте специфичны: это, прежде всего, языковые игры и художественная литература как неисчерпаемая сокровищница языка» (К. Д. Ушинский).

 Художественное слово помогает ребенку понять красоту звучащей родной речи, оно учит его эстетическому восприятию окружающего и одновременно формирует его этические (нравственные) представления. Вот что писал о силе слова К.Д. Ушинский: «Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, но пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова. Оно объясняет ему природу, как не мог бы объяснить ее ни один естествоиспытатель, оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом, среди которого он живет, с его историей и стремлениями, как не мог бы познакомить ни один историк; оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик; оно, наконец, дает такие логические понятия и философские воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребенку ни один философ». 

Проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе является одной из актуальных, так как, войдя в третье тысячелетие, общество соприкоснулось с проблемой: получением информации из общедоступных источников. В таком случае, страдают, прежде всего, дети, теряя связь с семейным чтением.

Исследования в детском саду позволяют констатировать рост количества детей, испытывающих значительные трудности в общении со сверстниками и взрослыми людьми. Некоторые дети, испытывая затруднения в общении, чувствуют себя уязвленным, отвергнутым. Это приводит к резкому понижению самооценки, проявлению робости в контактах, к застенчивости, замкнутости или агрессивности, конфликтности.

В связи с этим перед нами возник вопрос — как педагогически правильно развивать творческое начало в восприятии книги, обогащать духовный и культурный уровень воспитанников, формировать навыки общения и способствовать развитию диалогической и монологической речи. В общей системе личностного развития подрастающего поколения вопрос об особенностях восприятия книги детьми является одним из актуальных в психологии, педагогике сегодня. Основным фактором отношения ребенка к книге и критериям ее оценки является наличие или отсутствие интереса к чтению. Теряется самоценность детства, исчезает потребность в художественном слове, как средстве общения с детьми. 

Ценность чтения художественной литературы в том, что с её помощью взрослый легко устанавливает эмоциональный контакт с ребенком

По словам В. А. Сухомлинского, «Чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».

Учитывая мнение ученых, опираясь на свой личный опыт,  пришли к выводу, что чтение книг дошкольникам развивает у них гибкость ума, делает речь ребёнка богатой и правильной, и конечно же, готовит к успешному обучению в школе.

Поэтому целью педагогической деятельности стало развитие речи детей дошкольного возраста в процессе ознакомлении с художественной литературой. 

Для достижения цели выделила следующие задачи:

  • Сформировать интерес к художественной литературе. 
  • Знакомить детей, с основными жанровыми особенностями потешек, сказок, рассказов, стихотворений. 
  • Приобщать к театральной культуре, знакомить с театром, театральными жанрами, разными видами кукольных театров.
  • Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений. . 
  • Развивать фонематический слух, речевое дыхание, громкость, темп, интонационную выразительность..
  • Развивать связную речь.
  •  Продолжать учить содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их.
  • Создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности, поощрять исполнительское творчество, 
  • Создать в окружении ребенка культурную, богатую речевую среду, условия, способствующие активизации детской речи.

Выстраивая систему работы по развитию речи дошкольников, были определены основные направления деятельности:

• создание речевой развивающей среды;

• работа с детьми; работа с родителями;

• работа с социумом (городская детская библиотека,  театры и др.) .

Прежде, чем приступить к работе, была проведена диагностика, которая позволила выявить уровень развития речи на начало года (Приложение  1)

Изучив научную и методическую литературу по данному вопросу:

  • составила перспективное планирование для детей (Приложение  2);
  • разработала конспекты занятий по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой (Приложение 3); 
  •  подобрала и систематизировала дидактические игры, обогащающие и активизирующие словарный запас, совершенствующие звуковую культуру речи, развивающие связную речь, память, мышление, воображение у дошкольников;
  • приобрела  «Портреты детских писателей. XIX век», «Портреты детских писателей. XX век», наглядно-дидактические пособия «Рассказы по картинкам»; 
  • с помощью родителей оформила в группе библиотеку, в которой находятся разнообразные по жанру книги. 

 Ожидаемые результаты работы: 

  • повышение  активного интереса к художественной литературе; 
  • умение в активной речи использовать прилагательные, глаголы, антонимы, сравнения, обобщения; 
  • самостоятельное обыгрывание детьми сюжета литературного произведения в театрализованной деятельности.

 Заметив интерес малышей к сказкам, стихам,  загадкам, пришли к выводу, что они помогут «разговорить» детей. Определили в работе методы и приемы:

  • обыгрывание потешек, колыбельных песенок;
  • рассказывание сказок;
  • пересказ литературного произведения;
  • кукольный театр;
  • игры – драматизации;
  • отгадывание загадок;
  • чтение и заучивание стихотворений.

Потешки, колыбельные песенки

Знакомство с народным творчеством начиналось для ребят с потешек, колыбельных песенок. Это бесценный материал, который позволяет ребёнку «почувствовать» язык, ощутить его мелодичность и ритм. Они обогащают словарь детей за счёт того, что содержат много сведений о предметах окружающего мира, обучают детей образовывать однокоренные слова («котя», «котенька», «коток»). Повторяющиеся  звукосочетания, фразы, звукоподражания развивают фонематический  слух, помогают запоминать слова и выражения.  Детям нравилось, когда взяв куклу на руки и ласковым, нежным, голосом начинали припевать, покачивая её: «Баю, баю, баю-бай» (Приложение 4).

Чтобы малыши быстрее и лучше могли запомнить песенку, показывали, как громко лает собачка Белобоба (используя мягкую игрушку) и может разбудить куклу. Дети дружно просили её: «Ты, собачка, не лай. Белобоба, не скули». После короткого обыгрывания дети легко запоминали песенки и переносили их в повседневную игру.

Знакомство с потешками начиналось с рассматривания картинок,  иллюстраций, игрушек. Дав возможность детям рассмотреть игрушку,  рассказывали о персонаже потешки, о его особенностях. В предварительной беседе объясняли значение новых слов, которые ребята услышали в потешке..

Приятно было наблюдать, как дети использовали потешки во время игры в «Дочки-матери», как бережно и с любовью они относились к своим куклам.

Сказки 

В работе много времени уделяется сказкам. Именно в русской народной сказке имеется наличие всех необходимых элементов образности, сказка оказывает большое воспитательное и обучающее влияние на ребенка. Русская народная сказка легко воспринимается детьми, на её основе у детей развиваются мышление и воображение. Чтение русских народных сказок раскрывает перед детьми неисчерпаемое богатство русского языка. При этом развивается чуткость к выразительным средствам художественной речи, умение воспроизводить эти средства в своем творчестве. Чем чаще дети их слышат, тем больше они впитывают гармонию слова.

Дети должны видеть лицо рассказчика, его эмоции, мимику. Это помогает понять содержание сказки, отношение к её персонажам. Много сказок, над которыми мы работаем как в образовательной деятельности, так и в свободное время. Это и «Лисичка со скалкой», «Рукавичка», «Зимовье зверей», «Два жадных медвежонка» (Приложение 5). Большие по объему тексты рассказываем по частям, в несколько приемов («Айболит» К.Чуковского). Рассказ прерываем на самом интересном месте, с тем, что бы у детей появилось желание узнать, что же было дальше. 

Сказочная форма способствует введению необычных ситуаций в изучаемый материал, тем самым оживляя его. Именно такое соединение благоприятно для развития, поскольку через сказочные образы педагог может найти путь к эмоциональной сфере ребенка. 

Огромную значимость имеет словарная работа: повторение ранее известных, встречающихся в данной сказке, рассказе слов, усвоение новых. Мы с детьми тщательно отрабатываем произношение новых слов, объясняя их смысл и значение. 

Пересказ

Важно подвести детей к пересказыванию текста, вызвать живой интерес и поддерживать проявление  активности и самостоятельности. Сначала детям предлагается пересказывать сказки, хорошо знакомые им ранее, а только через некоторое время – новые, только, что прослушанные тексты. Чтобы суметь освоить литературное произведение и воспроизвести его в пересказе, дети нуждались в помощи. Различными приемами привлекали внимание ребят к словосочетаниям, оборотам, точным словам-обозначениям, ритмическим особенностям текста. Учитывая, что дети при пересказе пользуются простыми предложениями, побуждали их повторять за собой то или иное сложное предложение. При пересказе ребята учатся использовать различные интонации, силу голоса, темп речи.

Кукольный театр

Кукольный театр – это вид сюжетной «режиссерской» игры: Детям предлагается произносить по ролям текст художественного произведения, одновременно действовать за героев этого произведения, используя обычные игрушки (театр игрушек), петрушек (кукол, надеваемых на пальцы рук), вырезанные картинки и т.д. Кукольный театр используем как методическое средство, активизирующее речь детей. Работа с куклой позволяет совершенствовать мелкую моторику рук и координацию движений; нести ответственность за управление куклой; проявлять через куклу те эмоции, чувства, состояния, движения, которые в обычной жизни по каким-либо причинам ребенок не может или не позволяет себе проявлять (Приложение 6).

Игры-драматизации 

Несмотря на многократные повторения в игре – драматизации, речевая деятельность детей протекает более спокойно и естественно, а у многих возникает желание «поиграть в сказку» самостоятельно. Мы используем хорошо знакомые сказки, а так же ребята любят добавлять новых героев или соединять две сказки в одну. Это очень им нравится, поэтому они с большим удовольствием участвуют в играх-драматизациях, при этом развивается не только речь, но и фантазия, творческие способности. Мы используем настольный театр, теневой, пальчиковый или дети наряжаются сами, используя костюмы, маски. (Приложение 7)

Загадки 

Особое значение для развития речи дошкольника имеет загадка.  Отгадывание и придумывание загадок  оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Употребление различных средств выразительности для создания метафорического образа (приема олицетворения, различных определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи детей. 

Стихотворения 

В работе с детьми много используем стихов. Почему?  Ритмичные и рифмованные строки вызывают интерес у детей, «врезаются» в память, тем самым, закрепляя правильное произношение звуков. Кроме того, выразительное поэтическое слово — прекрасный образец высокохудожественной речи, которое способствует обогащению лексики, развитию языкового чутья. При знакомстве детей с новым стихотворением используем мнемотаблицы, которые приготовлены на карточках в определенной последовательности. Таким образом, у детей обогащается активный и пассивный словарь, тренируется память, развиваются навыки совместной деятельности.

Взаимодействие с родителями (Приложение 8)

1.Изготовление пособий для НОД, необходимых при словарной работе.

2.Консультация «Что за прелесть эти сказки».

3.Консультация «Дошкольник и книга».

4.Родительский уголок «Наши любимые книги». 

5.Информационный стенд «Художественное слово в жизни ребёнка». 

6.Беседа «Читаем каждый день». 

7..Конкурс рисунков «Мои любимые сказочные герои», «Моя любимая сказка». 

8.Рекомендации «Чтение художественной литературы в соответствии с возрастом».

         9. Родительское собрание на тему: «Роль чтения художественной литературы в     жизни детей дошкольного возраста».

Чтобы держать родителей  в курсе событий, завели альбом: «Учите вместе с нами», в котором есть тексты потешек, стихов, загадок, список прочитанной литературы,  и родители дома могут повторить этот материал со своим ребенком. По каждому жанру проводили короткие беседы, консультации, объясняли, какую огромную пользу приносит народное  творчество ребенку. В уголке для родителей были размещены статьи: «Что за прелесть эти сказки», «Загадка — гимнастика для ума».

Особенно необходима была помощь родителей, когда мы вплотную занялись драматизацией. Все  советы (побывать в цирке, сводить ребенка в зоопарк, понаблюдать за домашними животными) не остались без внимания. И потом, когда родители видели, как выразительно их ребенок воплощал образ персонажа инсценировки, они были очень довольны.

Дети черпают свои знания о языке из окружающей речи. Они воспроизводят то, что слышат при общении. Поэтому взрослые должны быть внимательны к собственной  речи, постоянно следить за речью детей в повседневной деятельности.

С этой целью необходимо организовать образовательную деятельность, осуществляемую как в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения), так и в ходе режимных моментов; а так же самостоятельную деятельность детей с применением разнообразных средств. 

Результативность работы  

Использование в повседневной деятельности разных форм работы с  использованием художественной литературы, начиная от пересказа и заканчивая импровизацией, способствовало обогащению словаря детей. Путем неоднократного повторения слов в процессе разнообразной деятельности слово закреплялось и активизировалось в словаре детей.

В процессе чтения художественных произведений у ребенка накапливался опыт разнообразных непосредственных читательских переживаний: различно окрашенных читательских эмоций — от восторга до грусти и даже страха; чувств, связанных с восприятием произведений разных жанров, стилей, авторов, исторических эпох.

 Таким образом, художественная литература имеет огромное значение в воспитании детей и является одним из могучих средств развития и обогащения речи детей. Перед детским садом стоит задача – заложить семена любви и уважения к книге, к художественному слову. 

Следовательно, целенаправленная работа педагогов по реализации образовательной области «Чтение художественной литературы» будет способствовать формированию целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений у детей, развитию их литературной речи, приобщению их к словесному искусству, в том числе развитию художественного восприятия и эстетического вкуса.

Учитывая  это, была определена  перспектива в дальнейшем продолжать углубленно работать над выразительностью образа, связной речью,  побуждать детей к импровизации с использованием доступных каждому ребенку средств выразительности (мимики, жестов, движений).

11 марта, 2020 by