Опыт работы

 Тема:  Использование блоков Дьенеша с целью 

                   развития логико-математических представлений                                         

                   детей дошкольного возраста         

Составила Кувычкина С.С.

Тюмень, 2021

Введение

Предметный мир детства — это не только игровая среда, но и среда развития всех специфических детских видов деятельности (А. В. Запорожец), ни одна из которых не может полноценно развиваться вне предметной организации. Современный детский сад — это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Возможности организации и обогащения такого опыта расширяются при условии создания в группе детского сада предметно-пространственной развивающей среды. Развивающая среда образовательного учреждения является источником становления субъектного опыта ребенка. Каждый ее компонент способствует формированию у ребенка опыта освоения средств и способов познания и взаимодействия с окружающим миром, опыта возникновения мотивов новых видов деятельности, опыта общения со взрослыми и сверстниками.

Обогащенное развитие личности ребенка характеризуется проявлением непосредственной детской пытливости, любознательности, индивидуальных возможностей; способностью ребенка познавать увиденное, услышанное (материальный и социальный мир) и эмоционально откликаться на различные явления, события в жизни; стремлением личности к творческому отображению накопленного опыта восприятия и познания в играх, общении, рисунках, поделках.

Под развивающей предметно-пространственной средой следует понимать естественную комфортную обстановку, рационально организованную в пространстве и времени, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы.

Активность ребенка в условиях обогащенной развивающей среды стимулируется свободой выбора деятельности. Ребенок играет, исходя из своих интересов и возможностей, стремления к самоутверждению; занимается не по воле взрослого, а по собственному желанию, под воздействием привлекших его внимание игровых материалов.

Такая среда способствует установлению, утверждению чувства уверенности в себе, а ведь именно оно определяет особенности личностного развития на ступени дошкольного детства.

Концептуальная модель предметно-пространственной развивающей среды включает в себя три компонента: предметное содержание, его пространственную организацию и их изменения во времени.

К предметному содержанию относятся:

• игры, предметы и игровые материалы, с которыми ребенок действует преимущественно самостоятельно или в совместной со взрослым и сверстниками деятельности (например, геометрический конструктор, пазлы);

• учебно-методические пособия, модели, используемые взрослым в процессе обучения детей (например, числовая лесенка, обучающие книги);

• оборудование для осуществления детьми разнообразных деятельностей (например, материалы для экспериментирования, измерений).

Непременным условием построения развивающей среды в дошкольных учреждениях любого типа является реализация идей развивающего образования.

Развивающее образование направлено, прежде всего на развитие личности ребенка и осуществляется через решение задач, основанных на преобразовании информации, что позволяет ребенку проявлять максимальную самостоятельность и активность; предполагает перспективу саморазвития ребенка на основе познавательно-творческой деятельности.

Актуальность: Содержание дошкольного образования постоянно развивается, совершенствуется, обогащается за счет новых методов обучения. Внедрение новых технологий позволяет разнообразить совместную деятельность с детьми.

Еще в середине XVII века Ян Амос Каменский утверждал, что нужно принимать меры к тому, что постоянно детям было, что делать. «Пусть они будут теми муравьями, которые всегда будут заняты; что-нибудь катают, несут, тащат, складывают, перекладывают; нужно только помогать им, чтобы все что происходит, происходило разумно и, играя с ними, указывать им даже на формы игр».

В современной педагогике приоритетной является вопрос о создании условий для интеллектуально-творческого, эмоционального развития ребенка и развития его личностных качеств. Наиболее эффективным способом в решении этого является использование проектной деятельности.

Проектная деятельность позволяет воспитателю решать множество психолого-педагогических проблем, при этом учитываются и возрастные особенности, и интересы детей. Процесс совместной деятельности педагога и ребенка становится более увлекательным и направленным на интеллектуальное развитие дошкольников посредством внедрения логических блоков Дьенеша.

Цель работы:

создание условий для развития элементарных приемов логического мышления как способов познавательной деятельности у дошкольников через использование логических блоков Дьенеша.

Игры и упражнения по развитию мыслительных способностей с использованием логических блоков Дьенеша позволяют решать все три аспекта цели: познавательный, развивающий и воспитательный.

Познавательный аспект:

— формирование и развитие различных видов памяти, внимания и воображения, умений и навыков;

— формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.

Развивающий аспект:

— развитие мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.

— развитие сенсорной сферы, развитие двигательной сферы.

Воспитывающий аспект:

-воспитание системы нравственных межличностных отношений

Задачи:

  • Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
  • Создать необходимые условия для работы по данной проблеме – обогатить методический инструментарий.
  • Разработать систему по использованию блоков Дьенеша для развития логического мышления детей.
  • Заинтересовать родителей проблемой развития элементов логического мышления средствами развивающих игр (логических блоков Дьенеша).
  • Повысить интерес педагогов к использованию логических блоков Дьенеша для развития логического мышления  дошкольников.
  • Провести анализ эффективности проделанной работы.

Этапы работы:

Анализ и подбор методических пособий и технологий; оформление уголка занимательной математики; разработка конспектов занятий; изготовление дидактических пособий и игр. В своей работе я использовала следующие методы и приёмы: игровые, словесные, наглядные, проблемно-поисковый метод (основной, показ способов действий). При организации интеллектуальной деятельности я использовала следующие формы работы: специально организованные занятия; совместная деятельность; свободная деятельность детей; главная форма организации — игра, а также следующие материалы и оборудование: логические блоки Дьенеша, альбомы для занятий по методике.    

Для развития интеллектуальных способностей детей была создана предметно-развивающая среда: уголок занимательной математики, оснащённый играми, пособиями, материалами математического содержания; учебная зона (фланелеграф, магнитная доска).

Ожидаемые результаты работы:

Работа по ФЭМП у детей, организованная таким образом, привела к определённым результатам. Дети к подготовительной группе научились различать форму, цвет, размер, толщину, длину, высоту, ширину объектов; познакомились с составом числа; усвоили отношения между числами; имеют представления о математических понятиях; обосновывают свои суждения; логически мыслят; проявляют любознательность; успешно усваивают знания по математике.

Работа с родителями:

Вся работа по развитию у детей логического мышления проходит в тесном взаимодействии с родителями, поскольку семья является важнейшей сферой, определяющей развитие личности ребенка в дошкольные годы. Анкетирование лишь подтвердило предположение о том, что родителей тоже нужно вооружать системой знаний по этому вопросу. Для родителей были проведены:

  • Консультации в группе и на сайте детского сада о подборе игр по формированию логического мышления;
  • Индивидуальные беседы с рекомендациями по каждому конкретному ребенку;
  • Родительское собрание;
  • Открытый просмотр — показ занятий с блоками Дьенеша (цель – обратить внимание родителей на коммуникативную, речевую и мыслительную стороны развития их ребенка);
  • Мастер-классы по ознакомлению родителей с приемами работы с дидактическим материалом — логические блоки Дьенеша;
  • Совместные игры – занятия с детьми и родителями (во второй половине дня);
  • Тематические праздники;
  • Выставка детского творчества «4 времени года»;
  • Совместное изготовление дидактических и развивающих игр;  
  • Подбор и демонстрация специальной литературы, направленной на развитие логического мышления.

При работе с родителями особый упор делала на практическое взаимодействие: наиболее эффективными были активные консультации и мастер-классы для родителей «Блоки Дьенеша — забавная игра для развития и ума». Именно после этих мероприятий родители настроились на активное сотрудничество.

В уголке для родителей периодически вывешивался материал по освещению этапов развития у детей логического мышления, познавательного интереса, советы в помощь родителям, сопровождающиеся фоторепортажем, иллюстрациями, литературой.

Все это обогащает их впечатления, появляются общие интересы, доставляет радость общения, и развивает познавательные интересы детей.

В результате совместная работа с родителями помогла расширить познавательные интересы детей; папы и мамы стали активными участниками наших игр, бесед, их интересовали и методы, и приемы, и тематика занятий, и результаты тестирования, и, конечно, успехи детей. Это были уже наши союзники, сотрудники, с которыми можно было легко решать последующие этапы обучения. У родителей появилось внимание к интересам детей, они стали глубже понимать их, стремились быть другом своему ребенку, а не только старшим наставником. Это была одна из главных задач, которую я ставила перед собой, работая с родителями воспитанников.

При организации взаимодействия с педагогами ДОУ мною были проведены мастер-классы по применению блоков Дьенеша.  

Также проводилась консультация по проблеме «Использование блоков Дьенеша в совместной деятельности». Педагоги приглашались в группу на открытый просмотр для ознакомления с организацией проведения игр и упражнений с детьми. На педагогическом совете я знакомила коллег с опытом работы по данной теме. Педагоги проявили большой интерес к данной теме и приходили в группу для ознакомления с альбомами и наборами для игр. Я познакомила их с планом использования игр, предложила использовать его в своей работе с учетом возрастных особенностей детей. 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Игры с блоками Дьенеша

Логические блоки придумал венгерский математик и психолог Золтан Дьенеш. Игры с блоками доступно, на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом, размером и толщиной объектов, с математическими представлениями и начальными знаниями по информатике. Развивают у детей мыслительные операции (анализ, сравнение, классификация, обобщение), логическое мышление, творческие способности и познавательные процессы (восприятие, память, внимание и воображение). Играя с блоками Дьенеша, ребенок выполняет разнообразные предметные действия (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.). Блоки Дьенеша предназначены для детей от трех лет.

Логические блоки Дьенеша представляют собой

набор из 48 геометрических фигур:

а) четырех форм (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники);

б) трех цветов (красные, синие и желтые);

в) двух размеров (большие и маленькие);

г) двух видов толщины (толстые и тонкие).

В наборе нет ни одной одинаковой фигуры. Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщинойC:\Users\Dick Dixck\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\img5.jpg

Знакомство с блоками Дьенеша

Для начала надо познакомить ребенка с блоками. Выложите перед ребенком набор и дайте ему вволю наиграться с детальками: потрогать, перебрать, подержать в ручках. Чуть позже можно предложить следующие задания:

Найди все фигуры такого же цвета, как эта (покажите, например желтую фигуру). Затем можно попросить ребенка показать все блоки треугольной формы (или все большие фигуры и т.д.).

Дай мишке все синие фигуры, зайчику – желтые, а мышке – красные; затем распределяем фигуры по размеру, форме, толщине.

Какая эта фигура по цвету (форме, размеру, толщине)?

Игры и упражнения с блоками

Перед ребенком выкладывается несколько фигур, которые нужно запомнить, а потом одна из фигур исчезает или заменяется на новую, или две фигуры меняются местами. Ребенок должен заметить изменения.

Все фигурки складываются в мешок. Попросите ребенка на ощупь достать все круглые блоки (все большие или все толстые).

Все фигурки опять же складываются в мешок. Ребенок достает фигурку из мешка и характеризует ее по одному или нескольким признакам. Либо называет форму, размер или толщину, не вынимая из мешка.

Выложите три фигуры. Ребенку нужно догадаться, какая из них лишняя и по какому принципу (по цвету, форме, размеру или толщине).

Найди все фигуры, которые не такие, как эта по цвету (размеру, форме, толщине).

-Найди такие же фигурки по цвету, но не такие по форме или такие же по форме, но не такие по цвету.

-Продолжи цепочку, чередуя детали по цвету: красная, желтая, красная, желтая (можно чередовать по форме, размеру и толщине).

Выкладываем фигуры друг за другом так, чтобы каждая последующая отличалась от предыдущей всего одним признаком: цветом, формой, размером, толщиной.

Выкладываем цепочку, чтобы рядом не было фигур одинаковых по форме и цвету (по цвету и размеру; по размеру и форме, по толщине и т.д.).

Выкладываем цепочку, чтобы рядом были фигуры одинаковые по размеру, но разные по форме и т.д.

Выкладываем цепочку, чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и размера, но разной формы (одинакового размера, но разного цвета).

Каждому блоку нужно найти пару, например, по размеру: большой желтый круг встает в пару с маленьким желтым кругом и т.д.

-Выкладываем перед ребенком 8 блоков, и пока он не видит, под одним из них прячем «клад» (монетку, камешек, вырезанную картинку и т.п.). Ребенку надо задавать наводящие вопросы, а отвечать можно только “да” или “нет”: «Клад под синим блоком?» – «нет», «Под красным?» – «нет» (ребенок делает вывод, что клад под желтым блоком, и расспрашивает дальше про размер, форму и толщину). Затем клад прячет ребенок, а взрослый задает наводящие вопросы.

По аналогии с предыдущей игрой про клад можно спрятать в коробочку одну из фигур, а ребенок будет задавать наводящие вопросы, чтобы узнать, что за блок лежит в коробочке.

С одной стороны выкладывается 3 блока, с другой 4. Спросите ребенка, где блоков больше и как их уравнять.

Выкладываем в ряд 5-6 любых фигур. Нужно построить нижний ряд фигур так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы (цвета, размера).

Предлагаем таблицу из девяти клеток с выставленными в ней фигурами. Ребенку нужно подобрать недостающие блоки.

-В игре в домино фигуры делятся между участниками поровну. Каждый игрок поочередно делает свой ход. При отсутствии фигуры ход пропускается. Выигрывает тот, кто первым выложит все фигуры. Ходить можно по-разному: фигурами другого цвета (формы, размера).

Ребенку предлагается выложить блоки по начерченной схеме-картинке, например, нарисован красный большой круг, за ним синий маленький треугольник и т.д.

-Из блоков можно составлять плоскостные изображения предметов: машинка, паровоз, дом, башня.

-Мама убирает в коробку только прямоугольные блоки, а ребенок все красные, затем мама убирает только тонкие фигуры, а ребенок – большие и т.д.

Нужно распределить фигуры между мамой и ребенком таким образом, чтобы маме достались все круглые, а малышу все желтые фигуры. Блоки складываются в два обруча или очерченные веревкой круги. Но как поделить круг желтого цвета? Он должен находиться на пересечении двух кругов.

Ребенку надо подбирать блоки по карточкам, где изображены их свойства.

цвет обозначается пятном

величина – силуэт домика (большой, маленький).

форма – контур фигур (круглый, квадратный, прямоугольный, треугольный).

толщина – условное изображение человеческой фигуры (толстый и тонкий).

Ребенку показывают карточку с изображенным на нем одним свойством или несколькими. Например, если ребенку показывается синее пятно, то нужно отложить все синие фигуры; синее пятно и двухэтажный домик – откладываем все синие и большие фигуры; синее пятно, двухэтажный домик и силуэт круга – это синие круги – толстые и тонкие и т.д.

Затем задания с карточками постепенно усложняются.

В данной статье приведены лишь некоторые игры с блоками, но на самом деле их намного больше. Также к набору с блоками прилагается инструкция на 8 страницах, где можно ознакомиться с данной методикой и играми более подробно.

Помимо известных “блоков”, развивающих логическое мышление, Дьенеш придумал сказочную страну “Руританию”, многочисленные игры с полосками, логические игры и “26 цветочков”.

Примеры альбомов с заданиями с использованием блоков Дьенеша

Что развивают блоки Дьенеша?
Блоки учат ребенка не только считать, но и думать. Занятия с этими пособиями разовьют у него навыки решения логических задач, аналитические и конструкторские способности, пространственное, абстрактное и образное мышление. Ваш ребенок научится сравнивать, классифицировать и противопоставлять предметы по различным признакам, логически объяснять свой выбор, делать выводы из своих умозаключений. Также в процессе игры он будет использовать фразы с частицей «не», со словами «все», «такой же», «ни один» и другими.

Кроме того, игры с блоками активно развивают алгоритмическую культуру мышления, столь необходимую в современном информационном обществе. Под ней понимается способность человека ставить перед собой задачу и находить эффективные способы ее решения, разбивать это решение на ряд простых шагов и составлять план своих действий. Усвоив это ценное качество еще в детстве, ваш ребенок будет более уверенно чувствовать себя в школе и во взрослой жизни, когда ему придется решать «логические задачки» совсем другого уровня.

Для дошкольников особенно актуально то, что обучение блоками происходит в форме веселой игры. Малыш занимается с удовольствием, и буквально через несколько занятий можно гордиться его успехами! Разновидности игр и занятий с набором Дьенеша

Организовывать работу с логическими блоками в ДОУ можно в разных формах:

• занятия (в первую очередь, это формирование элементарных математических представлений (ФЭМП) и развитие речи — моделирование сказок, а также комплексные и интегрированные, включающие несколько видов деятельности);

• игры (дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные);

• деятельность в свободное от занятий время (конструирование, изобразительное творчество — составление картин из блоков, их использование в роли предметных ориентиров и пр.).

Занятия по ФЭМП

Чаще всего манипуляции с комплектом Дьенеша включаются в содержание занятий по ФЭМП. На основе фигур воспитатель предлагает детям различные задания, в ходе которых они закрепляют понятие формы, размера, количества и пр. Чаще всего эти упражнения вписываются в определённый сюжет. 

Например, Маша (героиня популярного мультфильма) напекла для Мишки пирожки разных цветов, размеров и форм (их роль выполняют блоки Дьенеша). Но все они перемешались. Маша же хотела все круглые оставить медведю, квадратными угостить медведицу, а треугольные передать своим бабушке с дедушкой. Задача дошкольников — рассортировать пирожки по тарелкам. Себе же Маша испекла аппетитный тортик, который дети моделируют из блоков: большой жёлтый корж (большой круг) украшен двумя маленькими кружками и одним маленьким треугольником, причём все предметы имеют разный цвет.

Моделирование сказок на коммуникативных занятиях

Оказывается, используя набор Дьенеша, можно построить и увлекательное занятие по развитию речи. С помощью блоков моделируют сказки. Метод моделирования позволяет заострить внимание дошкольника на логике изложения, ключевых признаках персонажа, метафоричности родного языка. Используя блоки Дьенеша, педагог символически обозначает главных героев сказки.

За основу можно брать известные дошкольникам русские народные сказки. Каждому ребёнку выдаётся набор блоков, и он повторяет действия за воспитателем — выкладывает на своём рабочем месте фигуры. К примеру, в сказке «Курочка Ряба» деда и бабу можно обозначить большими прямоугольниками: деда — синим, а бабу — красным. А курочку педагог после совместного обсуждения с детьми решает представить в образе большого жёлтого круга. Яичко, соответственно, будет маленьким жёлтым кружочком, а мышка — синим треугольником маленького размера. После обозначения всех героев воспитатель предлагает ещё раз вспомнить их: показывает малышам какую-то фигуру, а они описывают её свойства (цвет, форма, размер) и угадывают персонажа сказки. В младшей группе лучше брать только 3 параметра, толщина учитывается, начиная со средней группы. В старшем звене задание можно усложнить: ребёнку завязываются глаза повязкой, он берёт в руки блок, называет его свойства и отгадывает героя.

Каждый герой сказки соотносится с определённой фигурой из набора Дьенеша

Подобным образом можно обыгрывать на коммуникативных занятиях сказки «Колобок», «Теремок», «Репка», «Пых». Сказка «Теремок», например, интересна тем, что с помощью блоков Дьенеша малыши закрепят представление о размерах животных: так, лягушка и зайчик будут маленькими треугольниками (соответственно, красным и синим), а лисичка и волк — фигурами большого размера (красный треугольник и жёлтый квадрат). А путём моделирования белорусской сказки «Пых» дошкольники лучше усвоят форму овощей: капуста, морковь, свёкла, репа.

В средней группе воспитатель может импровизировать. Например, в сказке «Кот и петух» хитрая лисица обозначается большим толстым треугольником красного цвета. И когда она в третий раз украла петушка, к её дому пошёл кот и украл сыночка лисы — лисёнка (маленький тонкий треугольник красного цвета). Кот и лиса обменялись своей добычей, и с тех пор плутовка больше не показывалась на пороге дома котика и петушка. Такая импровизация вместе с использованием набора Дьенеша сделает занятие по развитию речи более увлекательным для детей и будет способствовать развитию воображения.

Вместе со старшими дошкольниками педагог может сочинить свою собственную сказку. Дети делятся на 3 группы и выбирают цвет своего царства (у каждой группы — коробка с блоками). Воспитатель рассказывает сказку, а дошкольники назначают фигуры на роли персонажей (определённого цвета в зависимости от царства).

«В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь. Он был сильный, большой, толстый и похож на прямоугольник (дети выбирают блок — большой толстый прямоугольник). У царя была царица, очень похожая на него, только тоньше (выбираем блок — большой тонкий прямоугольник). Жили они очень счастливо, и было у них двое детей, похожих на них, только маленьких (маленький толстый и тонкий прямоугольники). И вот однажды…»

Дальше сказку можно продолжить в соответствии с замыслом самих дошкольников. В качестве варианта можно использовать тему недели: герои отправились в лес по грибы либо ягоды, завели себе домашнего питомца и т. д.

Блоки Дьенеша можно включить и в занятие по ознакомлению с окружающим миром для лучшего усвоения материала. 

Физкультурные занятия и подвижные игры

Развивающие блоки Дьенеша помогут сделать более захватывающим и занятие по физическому воспитанию. Организовать его можно как серию подвижных игр с геометрическими фигурами. 

Приведу примеры спортивных игр:

Подвижная игра «Кошки-мышки» для старшей и подготовительной группы.

Каждой «мышке» (несколько детей) воспитатель на шею надевает жетончик с символическим изображением признаков блоков Дьенеша. У кота Васьки также есть жетоны. Мышки водят хоровод со словами:

Мыши водят хоровод,

На лежанке дремлет кот.

Тише, мыши, не шумите,

Кота Ваську не будите.

Вот проснётся Васька-кот

И разгонит хоровод. 

На последней фразе кот очень быстро надевает любой из своих жетонов и начинает ловить «мышей». А жетон — это информация о том, каких именно «мышей» намерен поймать кот (у которых такая же символика). Остальным Васька не страшен: его могут дразнить, смеяться над ним. Когда кот поймает нужную мышь, она занимает его место, и игра возобновляется.

В младшей группе игра начинается с одного свойства — цвета. По мере взросления детей правила усложняются, например, кот ловит только жёлтых и квадратных мышей.

Эстафета «Собираем урожай» («Рыбалка», «Перевозка грузов»). Капитан (воспитатель) находится в одном конце зала с корзиной и логическими блоками. Игроки-дошкольники стоят в колонне на другой стороне. В середине зала в обруче рассыпаны блоки Дьенеша. Для каждого участника-ребёнка педагог поднимает вверх руку с определённой фигурой. Ребёнок должен выбрать такую же, подбежать и поместить её в корзину. Затем эстафета передаётся другому игроку.

В старшей и подготовительной группе игру можно усложнить: педагог показывает не фигуру, а её символические свойства.

Игра «Космический корабль». Дошкольники делятся на команды, у каждой — свой набор Дьенеша. Воспитатель на полу раскладывает обручи красного, жёлтого и синего цвета, над ними располагается изображение ракеты. Задача игроков — как можно быстрее заполнить свой обруч такого же цвета фигурами (топливом) с заданным свойством (например, только толстыми). Тогда ракета сможет выйти на орбиту и полететь.

Сюжетно-ролевые игры

Большой интерес представляют и сюжетно-ролевые игры на основе блоков Дьенеша. Их также можно взять за основу занятия (область «социализация»). Например, играя в «Магазин», дети обозначают деньги блоками, а цены на товарах — их символическими свойствами. Ребята заходят в отдел игрушек. У каждого покупателя есть только 3 «денежки» (фигуры). При покупке должно выполняться важное условие: приобрести можно только такую игрушку, которая заключает в себе хотя бы один параметр блока (например, жёлтый или круглый и т. п.). В старшем дошкольном звене игра усложняется: предмет выбирается уже по двум признакам (к примеру, большая и круглая игрушка). Кроме отдела игрушек, в игру можно включить отдел «Овощи-фрукты».

С помощью блоков Дьенеша можно организовать сюжетно-ролевую игру «Магазин», где фигуры будут выполнять роль денег

Другими вариантами сюжетно-ролевых игр, где уместно использовать набор Дьенеша, могут быть «Почта» и «Поезд»: с помощью блоков обозначается адрес на конверте, посылке, соответствие билета и места.

Проведение дидактических игр с блоками Дьенеша 

С помощью набора Дьенеша можно придумать огромное количество дидактических игр для разного дошкольного возраста.

Картотека дидактических игр с использованием блоков Дьенеша

Вторая младшая группа:

         -«Волшебный мешочек»

Педагог помещает блоки Дьенеша в непрозрачный мешочек из ткани. Дети достают из него на ощупь только большие либо маленькие предметы (по заданию).

-«Уборка». Задача малышей — разложить в разные коробки тонкие и толстые блоки, большого и маленького размера, определённой формы. Как вариант, можно отдать одни предметы игрушечному зайчику, а другие — мишке.

-«Найди лишнее». Педагог выкладывает в ряд 3 логических блока, 2 из них похожи по одному признаку, а третий отличается (например, 2 синих предмета и 1 жёлтый). Задача ребёнка — найти лишнюю фигуру и объяснить почему.

-«Найди пару» Выставляются фигуры, малыш должен каждой найти пару по определённому признаку (большой и маленький, толстый и тонкий).

-«Что изменилось» Педагог выставляет перед дошкольником несколько фигур, он их запоминает. Затем одна из них убирается либо заменяется на новую. Ребёнок должен определить изменение.

-«Продолжи цепочку» Малыш должен продолжить цепочку путём чередования блоков по цвету, форме, размеру либо толщине.

-«Дополни картинку» Детям предлагаются различные картинки, которые нужно дополнить с помощью блоков Дьенеша (обозначены контуры фигур). При этом учитывается только их форма.

Средняя группа:

         -«Найди клад» Перед дошкольником размещаются несколько блоков, под одним из них находится клад (монетка, маленькая картинка и т. п.). Наводящие вопросы, которые малыш задаёт взрослому, помогают определить, где находится сокровище: например, «Клад под жёлтым блоком?», «Клад под толстой фигурой?» и т. п. После успешного завершения игры педагог и ребёнок могут поменяться ролями: клад прячет уже дошкольник.

-«Угадай, что в коробочке» Один блок прячется в коробку. Малыш путём наводящих вопросов должен догадаться, какая именно фигура там спрятана. Например, «В коробочке находится синий блок?», «Он большой?» и т. п.

-«Дополни ряд» Взрослый выкладывает ряд из нескольких блоков. Ребёнок должен построить внизу ещё один из фигур, отличающихся только формой (цветом, размером, толщиной).

-«Посади клумбу» Воспитатель предлагает ребятам разбить красивую клумбу по определённой схеме: например, в середине находится большой красный круг, вокруг него — разноцветные маленькие квадратики, а уже вокруг них — разноцветные большие треугольники. На каждом треугольнике расположен маленький квадратик контрастного цвета (сердцевина цветочка).

Старшая и подготовительная группа:

            -«Логическое домино» Набор блоков распределяется поровну между детьми (не более четырёх участников), они поочерёдно делают ходы. При этом ходить можно разными способами: фигурой иного цвета, формы, размера либо же блоком такого же размера, но иного цвета и формы. При отсутствии нужной детали участник пропускает ход.

-«Угадай-ка» Ведущий обращается к детям от лица игрушки (например, Лунтика), говорит, что любит дарить подарки друзьям. Их у него целая коробка. Лунтик уже выбрал подарок для кузнечика Кузи и предлагает ребятам выбрать их и для своих друзей. Но чтобы это сделать, нужно угадать, какого цвета игрушка приготовлена для Кузи. Лунтик прячет один блок, а дошкольники угадывают его цвет. Угадавший получает возможность выбрать подарок для своего друга: теперь уже он прячет одну деталь и просит угадать какое-то одно её свойство.

-«Проложи дорожки к домикам» Воспитатель выставляет 3 макета домиков (это могут быть и картинки) для трёх поросят. Между ними нужно выстроить дорожки, но по определённому принципу. Например, в первой дорожке рядом не должны находиться фигуры одного цвета, во второй — одной формы, в третьей — одного размера. По тому же принципу можно составлять гирлянды для нарисованной ёлочки, вагоны для поезда и т. д.

-«Рассели жильцов в доме» В городе блоков выстроили новый красивый дом, а жители (блоки) никак не могут расселиться в нём. Им должны помочь дошкольники: при этом в каждой квартире должны оказаться жильцы одного размера (либо толщины). В усложнённом варианте воспитатель не озвучивает условия, а использует символические картинки, где толщина — худой либо толстый человечек, размер — большой или маленький дом.

-Настольно-печатная игра  «Помоги блокам выбраться из заколдованного леса». Перед дошкольниками карта с изображением лесной чащи, в которой заблудились фигуры. Также нарисованы дороги, на их развилках есть знаки, указывающие, каким фигурам можно идти по этой тропе. Если знак перечёркнут — это значит, что по данной дорожке разрешено двигаться только фигуре, не такой, как нарисованная. Таким образом ребята поочерёдно выводят все блоки из волшебного леса, рассуждая, какую именно дорожку всякий раз нужно выбрать. Чтобы сделать сюжет игры более захватывающим, педагог каждый раз может наделять фигуры новыми образами: например, это могут быть корабли, которых нужно вывести из разбушевавшегося моря (необходимо нарисовать соответствующую карту).

-«Составь картинку» Ребятам предлагаются изображения предметов с контурами составляющих их деталей. Каждый элемент имеет символическое обозначение, где указаны все его свойства (в то время как в более младшем возрасте ребята составляют подобные картинки, исходя только их формы блоков).

Перспективный план дидактических игр по работе с логическими  блоками  Дьенеша  для средней группы.

НеделиНазвание  д/иЦель
Сентябрь
1-2Знакомство с блоками Дьенеша. Д/и «Найдите, такую же фигуру, как эта по цвету (форме, размеру)» ( с показом, без показа).Знакомить с логическими блоками,   повторить название геометрических фигур, основных цветов. понятия «большой- маленький».
3-4Д/и «Волшебный мешочек».Д/и «Что изменилось». Учить детей находить геометрические фигуры на ощупь. Закрепить знание о цвете.Развитие у детей внимания, памяти и связной речи.
Октябрь
1-2Д/и «Найди не такую».Д/и «4-й лишний».Продолжать знакомить с логическими блоками.Развитие умение выделить существенные признаки.
3-4Д/и «Продолжи ряд».Учить находить закономерности в ряду картинок и продолжать этот ряд. 
Ноябрь
1-2Д/и  «Найди пару».Развивать внимание, умение анализировать и делать выводы, объяснять, развивать связную речь
3-4Д/и  «Второй ряд».Развивать внимание, умение анализировать и делать выводы, объяснять, развивать связную речь. умение находить закономерности.
Декабрь
1-2Д/и  «Клад».Д/и  « Игра с одним обручем».  Развивать связную речь, память, внимание.Учить классифицировать по 2 признакам (цвет-цвет) развитие речи.
3-4Д/и «Чего не хватает».Д/и  «Игра с двумя обручами» Развитие мышления, внимания, учит делать умозаключения.Учить классифицировать по 2 признакам (цвет-форма).
Январь
2Знакомство с карточками с изображенными свойствами. Д/и  «Кто быстрее соберет». Познакомить детей с карточками  с изображенными свойствами блоков.
3-4Д/и «Заселим в домики».(2 признака)Закреплять умение детей ориентироваться по карточкам- признакам. Учить детей классифицировать   блоки по 2 признакам.
Февраль
1-2Д/и «Переводчик». Д/и «Художник».Знакомить детей с знаками – Х Развитие творческого мышления.
3-4Д/и « На свою веточку».Учить детей определять свойства блоков по карточкам.
Март
1-2Д/и «Кто хозяин».Закрепить умение определять свойства блоков по карточкам. Развивать память, связную речь.
3-4Д/и «Игра с двумя обручами».Учить детей обобщать, классифицировать, развивать связную речь.
Апрель
1-2Д/и «Заселим в домики».(3 признака)Учить детей классифицировать   блоки по 3 признакам.
3-4Д/и «На свою веточку».Закрепить умение определять свойства блоков по карточкам. Развивать память, связную речь.
Май
1-2Д/и «Волшебный мешочек».Учить детей находить геометрические фигуры на ощупь.
3-4Д/и  «Художник».Развитие творческого мышления.

Перспективный план дидактических игр по работе с блоками Дьенеша для старшего дошкольного возраста.

Сентябрь

1. Д/игра: «Помоги Чебурашке» Цель: Упражнять детей в группировке геометрических фигур. Развивать наблюдательность, внимание, память.

2. Д/игра: «Лабиринт» Цель: Учить детей «читать» знаки – символы (признаки геометрических фигур – цвет, размер, форма), выбирать необходимый блок из нескольких. Развивать практически – действенное мышление.

3. Д/игра: «С двумя обручами» Цель: Дать представление понятия отрицания некоторого свойства геометрической фигуры с помощью частицы «НЕ». Упражнять в умении классифицировать блоки по двум свойствам.

4. Д/игра: «Разложи пропущенные фигуры» Цель: Учить осуществлять зрительно-мыслительный анализ способа разложения фигур. Закрепить представления о свойствах геометрических фигур.

Октябрь

1. Д/игра: «Найди меня» Цель: Развивать умение читать кодовое обозначение геометрических фигур и находить соответствующий блок.

2. Д/игра: «Вырасти цветы» Цель: Развивать творческое и пространственное воображение, логику мышления и действий. Развивать конструктивные способности, упражнять в соответствии из частей целого. Закрепить знание цифр от 1 до 10. Упражнять в умении «читать» кодовое обозначение блоков.

3. Д/игра «Волшебное дерево» Цель: Развивать представление детей о символическом изображении предметов. Развивать умение классифицировать блоки по трём признакам и умение выделять основные признаки. Развивать пространственное представление, логическое и образное мышление.

4. Д/игра «Олимпийские кольца» Цель: Упражнять в умении классифицировать блоки по двум свойствам. Находить область пересечения двух плоскостей. Развивать пространственное представление, логическое и образное мышление.

Ноябрь

1. Д/игра «Украшаем ёлочку мы в просторном доме» Цель:  Развивать умение читать кодовое обозначение геометрических фигур и находить соответствующий блок. Развивать мелкую моторку рук (при изготовлении аппликации).

2. Д/игра: «Пирамида» Ц ель: Закрепить представление детей о геометрических фигурах. Развивать умение читать кодовые обозначения. Развивать конструктивные умения, фантазию, творчество.

3. Д/игра: «Найди такую же» Цель: Развивать логическое мышление, наблюдательность. Упражнять в умении выбирать из множества фигур необходимую, классифицируя по цвету и форме.

4. Д/игра: «Улитка» Цель: Упражнять детей в классификации блоков по двум признакам: цвету и форме.

Декабрь

1. Д/игра: «Перемещение» (по принципу «пятнашек») Цель: Упражнять в классификации геометрических фигур по цвету и форме. Развивать пространственное, логическое мышление. Развивать восприятие, внимание.

2. Д/игра: «Кроссворды с блоками», или «Угадай, что получилось?  Цель: Развивать умение читать кодовое обозначение геометрических фигур, находить соответствующий блок. Упражнять в умении видеть из частей целое.

3. Д/игра: «Неделька» Цель: Закрепить знание геометрических фигур, а также умение ориентироваться во времени: знание дней недели и их последовательность. Развивать внимание, память, мышление.

Январь

1. Д/игра «С двумя обручами» Цель: Формирование операции классификации блоков по двум, трём, четырём признакам с использованием кодов и без них. Определение областей пересечения в играх с двумя обручами. Развивать логическое мышление, внимание.

2. Д/игра: «С тремя обручами» Цель: Продолжать формирование операции классификации блоков по двум, трём, четырём признакам. Определение областей пересечения в играх с тремя обручами. Развивать логическое мышление, внимание.

Февраль

1. Д/игра «Цветок» (с четырьмя обручами) Цель: Закреплять знания операции классификации блоков по двум, трём, четырём признакам с использованием кодов и без них. Определение областей пересечения в играх с четырьмя обручами. Продолжать развивать у детей логическое мышление и внимание.

2. Д/игра: «Ромашка» Цель: Продолжать закреплять знания операции классификации блоков по двум, трём, четырём признакам. Закреплять цвет и форму геометрических фигур. Определять область пересечения в игре с овалами. Развивать логическое мышление и внимание.

3. Д/игра: «С тремя овалами» Цель: Продолжать закреплять знания операции классификации блоков по двум, трём, четырём признакам. Закреплять цвет и форму, размер геометрических фигур. Определять область пересечения в игре с тремя овалами. Развивать способности к логическим действиям и операциям.

4. Д/игра: «С двумя овалами» Цель: Продолжать закреплять знания операции классификации блоков по двум, трём, четырём признакам. Закреплять цвет и форму, размер геометрических фигур. Определять область пересечения в игре с двумя овалами. Развивать способности к логическим действиям и операциям.

Март

1. Д/игра «Гусеница» Цель: Продолжать закреплять знания операции классификации блоков по двум, трём, четырём признакам. Закреплять цвет и форму, размер геометрических фигур. Определять область пересечения в игре с обручами. Развивать способности к логическим действиям и операциям.

2. Д/игра: «Алгоритм» Цель: Закрепить знания детей о геометрических фигурах, их признаками и свойствами. Развивать умение размещать блоки в определённой последовательности. Развивать внимание, пространственное мышление.

3. Д/игра: «Рассели жильцов» Цель: Развивать умение классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам. Упражнять в счёте. Развивать ориентировку в пространстве, внимание, логическое мышление.

4. Д/игра: «Треугольник» (головоломка) Цель: Развивать умение составлять предмет из частей, закреплять представления целого и части. Развивать ориентировку в пространстве, мелкую моторику рук, внимание, логическое мышление.

Апрель

1. Д/игра «Собачка» Цель: Развивать умение составлять животное из геометрических фигур. Закреплять знания геометрических фигур. Развивать внимание, логическое мышление.

2. Д/игра: «Мишка» Цель: Продолжать развивать умение составлять животное из геометрических фигур. Закреплять знания геометрических фигур. Развивать внимание, логическое мышление.

3. Д/и гра: «Бабочка 1» Цель: Развивать умение составлять бабочку из геометрических фигур. Закреплять знания геометрических фигур. Развивать способности расшифровывать информацию, изображённую на карточке. Развивать внимание, логическое мышление.

4. Д/игра: «Бабочка 2» Цель: Продолжать развивать умение составлять бабочку из геометрических фигур. Закреплять знания геометрических фигур. Развивать способности расшифровывать информацию, изображённую на карточке. Развивать внимание, логическое мышление.

Май

1. Д/игра «На даче»

Цель: Продолжать развивать умение составлять постройки из геометрических фигур. Выбрать необходимый строительный материал. Закреплять знания геометрических фигур. Развивать внимание, логическое мышление.

2. Д/игра: «Волшебный осенний лес» Цель: Развивать умение составлять волшебный лес из геометрических фигур; умение выбирать необходимый строительный материал. Закреплять умения действовать последовательно. Развивать логическое мышление и внимание.

3. Д/игра: «Звено летящих самолётов» Цель: Развивать умение составлять самолёты из геометрических фигур; умение выбирать необходимый строительный материал. Закреплять умения действовать последовательно, в строгом соответствии с правилам. Развивать логическое мышление и внимание.

https://sun9-28.userapi.com/impg/410sseWW2wOuWhzClb8dG40pkEwrQlIS3_6Ujw/T02qz_dVTzM.jpg?size=1200x1600&quality=96&sign=18e764e0e78e9abbd2ba714c277edda1&type=album
https://sun9-17.userapi.com/impg/uaJ2KM4XnQxcGfe20HTjnR7Vs4SQCVX5mZazQA/J1qHmAkfSYw.jpg?size=1200x1600&quality=96&sign=fb7bc6776ac9449bb55e1043d386f2fc&type=album
https://sun9-18.userapi.com/impg/aEOrNpPPc3TfzBtNyu4UD3IziHuCLrIPS7AWtw/BnOvTJkUMEY.jpg?size=1200x1600&quality=96&sign=c89eaa7aaf11b38ec4ed9644b3b62eba&type=album
https://sun9-42.userapi.com/impg/QsbfU1hlZbz37ffUar_0qFy_hk9Q2xB7nw38eg/DKMyR9WhTX8.jpg?size=1200x1600&quality=96&sign=758bec1a1ca7893f3453431234a0c4a4&type=album
https://sun9-25.userapi.com/impg/tAteN076NyX1msUtrtpZ2VwobnY5oYNLtbKVFg/dLYo1hILtrg.jpg?size=1200x1600&quality=96&sign=fc39a6030896e78963c2d9608a8b9845&type=album
https://sun9-22.userapi.com/impg/ux0XZvhks_NEJS_dz3LwtO17EAPEF-gH1DQd9Q/Q_E5hKqMdtI.jpg?size=1200x1600&quality=96&sign=5e209c310f0d680ea9900f1c1c78df0a&type=album

Муниципальное автономное дошкольное

образовательное учреждение

д/с №118 города Тюмени

Конспект

«Спешим на помощь Королеве Математики».

НОД по ФЭМП с использованием

логических блоков Дьенеша

Составила Кувычкина С.С.

Цель:  

развитие логического мышления детей, используя математические игры Логические блоки Дьенеша

 Задачи: 

Образовательная  область «Познание» .

Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть в игры с математическим содержанием, проявляя настойчивость, целеустремлённость, взаимопомощь.

 Развивать элементарные навыки алгоритмического мышления, способствовать производить действия в уме, выявление и абстрагирование свойств.

 Закреплять полученные знания о цифрах от1 до 10.

 Обогащать сенсорный опыт детей, совершенствовать аналитическое восприятие, выделять структуру геометрических фигур, цвета, величину.

Образовательная область «Коммуникация».

Развивать связную речь детей, словарный запас, подбирая слова антонимы (противоположные по значению), обогащать словарь новыми словами – замещение, кодирование, декодирование.

 Образовательная область «Безопасность».

 Формировать умение самостоятельного поведения в повседневной жизни на основе правил.

 Образовательная область «Здоровье».

Обеспечивать сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.

 Образовательная область «Музыка».

Обогащать слуховой опыт детей, развивать певческие умения.

Ход деятельности

Зал украшен математическими символами, стоит сказочный домик, в котором сидит Королева Математики. Домик опутан цепями с замками. Дети входят в зал под музыку песни «Дважды два четыре» осматриваются.

 Ведущий: Ребята сегодня мы с вами отправимся путешествовать в Страну Математики, Королева Математики приглашала нас в гости, вы готовы к путешествию? (ответы детей). Ребята, на чем можно отправиться путешествовать в сказочную страну? (варианты детей).

А мы с вами отправимся на волшебном поезде. Ребята, а какие правила безопасного поведения в транспорте вы знаете? (ответы детей). Правильно. Ну что, занимаем свои места и отправляемся. Каждому надо найти своё место вот по этим билетам, которые тоже волшебные, их надо расшифровать.

 Проводится игра «Найди своё место».

 На стульчиках разложены карточки с цифровыми комбинациями, детям раздаются карточки различных комбинаций состава числа «5» из геометрических фигур. Дети по карточкам находят свои места.

 Ведущая: Ну что, теперь можно отправляться (звучит музыка). Вот мы и прибыли в Страну Математики, а где же сама хозяйка, Королева Математики.

 Открывается дверь, вбегает Баба Яга.

 Баба Яга: Ой, я здесь, здесь я. Здравствуйте, ребята! (ведущий и дети удивлённо смотрят)

 Ведущий: Кто вы? Королева Математики? Что – то не верится, да, ребята? (ответы детей)

 Баба Яга: Да вы что, я самая настоящая Королева Математики, если вы не верите, я могу уйти, и пусть ваше путешествие проходит без Королевы Математики.

 Ведущая: Ребята, а давайте проверим, правду ли она говорит? (дети соглашаются), вот сейчас мы посмотрим, какая ты Королева Математики. Сколько будет 2 + 2?

 Баба Яга: Пять.

 Ведущая: Ребята, правильно? (нет, дети говорят правильный ответ). Как называются фигуры? Б.Я. ошибается. Дети, давайте назовём эти фигуры (ответы детей).

 Ведущая: Теперь мы точно знаем, что ты не Королева Математики, а Баба Яга.

 Баба Яга: Нет, я Королева, самая настоящая.

 (Голос из-за ширмы) Не верьте, ребята, это Баба Яга, она меня спрятала за замками, сторожит меня день и ночь.

 Ведущая: Баба Яга, надо освободить Королеву Математики, а то нам без неё в сказочной стране будет скучно и неинтересно путешествовать.

 Баба Яга: Нет уж, чего захотели, освободи, да освободи. Я только тогда освобожу Королеву Математики, если вы выполните мои задания, вот тогда и получите вот эти ключи от замков. Согласны? (ребята и ведущая соглашаются).

 Ведущая: Ну, хорошо, говори свои задания.

 Баба Яга: Ну, тогда слушайте первое задание.

 Проводится игра «Живые цифры».

 (Участвует 10 человек) У меня карточки от 1 до 10. Каждый участник берёт одну карточку, на которой написана цифра. Сейчас под музыку вы будете бегать в рассыпную, по сигналу «Станьте по порядку» вы должны построиться в последовательности от 1 до 10 (Дети играют). По порядку рассчитайся (дети считают). Цифра 7 выходит, скажите, кто соседи цифры? (6 и 8). Цифра 3, кто соседи цифры? (2 и 4). Цифра 1, кто соседи цифры? (2). Молодцы! Справились с заданием, получайте свой первый ключ. А чтобы получить 2 ключ у меня есть ещё одно задание.

 Проводиться игра «Пройди болото»

 Чтобы добраться до лес, где спрятана Королева Математики, надо пройти болото. Вот перед вами 3 тропинки, только по одно из них вы можете пройти болото. Тропинка закодирована геометрическими фигурами, по этой схеме надо их расшифровать (Баба Яга показывает схему, дети читают и находят тропинку, затем её проходят).

 Баба Яга (воспитатель) использует схемы геометрических фигур по математической игре логические блоки Дьенеша.

 Баба Яга: И с этим заданием вы справились. Какие вы умные дети.

 Ведущая: Придётся тебе Баба Яга отдать нам и второй ключ.

 Баба Яга: Ладно, берите (отдаёт ключ). Ой, что – то я так устала, раз вы такие молодцы, я хочу с вами поиграть.

 Проводится игра « Вредина».

 Сейчас я буду говорить вам слова. Вы должны мне сказать антонимы (слова противоположные по значению). Слушайте: Узкая – широкая. Радостная – грустная. Добрый – злой. Тяжёлый — лёгкий. Горячий – холодный. Высокий – низкий. Сильный – слабый, тёмный – светлый. Какие вы молодцы! Ну, а третий ключ вы никогда не сможете получить, потому что сейчас я вам задам очень сложное задание.

 Проводиться игра «Разложи пропущенные фигуры».

 Баба Яга: Вот посмотрите у меня таблицы с зашифрованными фигурами. Вам нужно разложить все фигуры правильно и найти пропущенную фигуру.

 Ведущая: С этим заданием мы тоже попробуем вместе с ребятами справиться.

 Детям раздают 2 таблицы с заданием по Логическим Блокам Дьенеша. Дети выполняют задание.

 Баба Яга: Раз вы такие молодцы, берите последний ключ и освобождайте Королеву Математики.

 Баба Яга отдаёт ключ, дети открывают замки, цепи падают, и выходит Королева Математики.

 Королева Математики: Спасибо, ребята, вы меня спасли, справились со всеми заданиями. Молодцы!

 Проводится игра с палочками Кюизенера.

 У меня для вас тоже есть интересная игра, вот она (показывает) волшебные палочки, используя их, мы можем решать примеры.

 Ведущая: Королева Математики, а давай Бабу Ягу научим решать примеры, вместе с ребятами.

 Баба Яга: С удовольствием с вами поиграю и решу примеры.

 Королева Математики: Какая палочка? (белая). Какую цифру обозначает? (1) и т.д. (Повторяют цвета полочек ицифры определяющие их). А теперь будем решать примеры.

 3+2=5 1+2=3 5+2=7 5+3=8 4=1=5 5+5=10 (Дети решают примеры).

 Баба Яга: Ой, как интересно, теперь и я умею решать примеры, спасибо, ребята, что вы научили меня. Раз вы такие умные, вы наверно и петь умеете? (ответы детей).

 Ведущая: Конечно, умеем, мы сейчас исполним песню «Песенка о песенке». Дети поют.

 Баба Яга: Ребята, а вам понравилось путешествовать? Что больше всех понравилось? Какое задание было для вас трудным? Какое задание было лёгким? (ответы детей). Молодцы! Вы очень старались и справились со всеми заданиями.

 Королева Математики: Спасибо, ребята. Я вам приготовила угощение, за то, что вы меня спасли и выполнили все задания, молодцы. (Королева Математики угощает конфетами детей). Ну, а теперь нам пора прощаться. До свидания, ребята, до новых встреч (уходит вместе с Бабой Ягой).

 Ведущая: Ну, что, пора возвращаться в детский сад, на нашем волшебном поезде, занимаем свои места (Звучит музыка). Приехали. Ребята, куда мы сегодня совершили путешествие? (ответы детей). Наше путешествие закончилось. Скажем всем, до свидания.

 Дети прощаются и под музыку уходят.

Литература:

1. «Логические блоки Дьенеша». Развивающая игра для детей в возрасте от  3 до 7лет. ООО «Корвет» Россия, Санкт-Петербург.

2.«Давайте вместе поиграем»  Комплект игр с блоками Дьенеша. (Под ред. Б.б.Финкельштейн. Санкт-Петербург. ООО «Корвет» 2001 год).

3. Рихтерман Т.Д. «Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста» М., 1991 г.

4. Салмина Н.Г. «Знак и символ в обучении». М., 1988 г.

5. Сов. Энциклопедический словарь. М., 1983 г.

6. Никитин Б.П. «Развивающие игры» М., 1985 г.

7. Фидлер М. «Математика уже в детском саду». М., 1981 г.

8. Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. «Логика и математика для дошкольников» С-Пб, 1997 г.

9.Соловьева Е.В. «Математика и логика для дошкольников» М., 1999 г.

Венгер Л.А. «Развитие способности к наглядному пространственному моделированию» Д.В., п. 9, 1992 г.

10. Гончарова Е.В. «Использование моделей в образовательном процессе дошкольных учреждений»; «Учебно-педагогическое пособие для педагогов учреждения» Е.В. Гончарова, Н.С. Мелетина,  Шадринск, 1997 г.

11. Полякова М., Михайлова З., Сумина И., Чеплашкина И. «Первые шаги в математику» Д.в., 12, 2004 г.

12. А. Белошистая. «Занятие по математике: развиваем логическое мышление». Д.в. п. 9, 2004 г.

13. А.М. Вербенец «Освоение свойств и отношений предметов детьми пятого года жизни посредством моделирования» С-Пб, 2001 г. стр 146-160. Методические советы к программе «Детство».

14. В.В. Зайцев «Математика для детей дошкольного возраста» пособие для воспитателей и родителей. М., 2001 г. стр 15

15.Интернет-ресурсы.

Муниципальное автономное дошкольное

образовательное учреждение

д/с №118 города Тюмени

Опыт работы

 Тема:  Использование блоков Дьенеша с целью 

                   развития логико-математических представлений                                         

                   детей дошкольного возраста         

Составила Кувычкина С.С.

Тюмень, 2021

9 марта, 2021 by