ПОЧЕМУ ДЕТЯМ БЫВАЕТ ТРУДНО ОБЩАТЬСЯ СО СВЕРСТНИКАМИ

Почему дети ссорятся?

Почему их взаимоотношения нередко складываются не так как хочется?

Что мешает общению и сотрудничеству детей со сверстниками? 

На самом деле не всем детям хорошо дышится в среде сверстников, не все встречают здесь благоприятный эмоциональный климат. 

Одни дети сразу чувствуют себя лидерами, другие скоро оказываются в подчинении у первых; некоторые дети остаются вообще вне общения, сверстники не проявляют к ним интереса и не принимают в игры; часть детей избегают общения, предпочитая игру в одиночестве.

Неблагополучие отношений ребенка со сверстниками чаще всего порождается недостаточным развитием ведущей игровой деятельности. Взрослым следует своевременно обратить внимание на детские жалобы, что «не берут в игру», или на отстраненность ребенка от игр других детей. Это первый признак нереализованной потребности в общении и осознания дошкольником собственного неблагополучия, невозможности стать полноправным участником игры. С этим связаны факты отказа ребенка посещать детский сад, сопровождаемые заметным снижением активности в завязывании контактов, постепенным отходом от сверстников, понижением настроения.

Развитию положительных взаимоотношений и сотрудничества мешают, прежде всего, операциональные трудности. Они проявляются у детей с недостаточно развитыми деятельностными умениями. В этом случае следует обратить внимание на уровень исполнительских умений, обеспечивающих возможность взаимодействовать со сверстниками в совместной деятельности, устанавливать дружеские взаимоотношения (умение договариваться, справедливо распределять роли, игровые материалы, учитывать позиции партнеров и др.).

Дети всегда тянуться к общению со сверстниками, которые способны придумывать и организовывать интересные игры и избегают контактов с ребенком, у которого недостаточный уровень игровых умений сочетается с незнанием и несоблюдением положительных способов сотрудничества (поделиться, договориться, уступить и др.). Такой ребенок часто вступает в споры, не слушает партнеров, вмешивается в игры, мешает их проведению.

Создаются трудности в общении со сверстниками и некоторые личностные особенности детей. К примеру, это относится к медлительным детям, не умеющим поддерживать общий игровой темп, развивать необходимый динамизм действий, вследствие чего сверстники часто уклоняются от приглашения их в общую игру.

Наблюдаются проблемы в контактах со сверстниками и у излишне подвижных, нетерпеливых, возбудимых детей, не умеющих управлять своим поведением, хотя и владеющих игровыми навыками. Совместной деятельности у них часто возникают конфликты из-за нежелания договариваться, ждать  своей очереди, ориентироваться на партнеров.

Взрослому необходимо учитывать также мотивационные трудности в общении дошкольников. Эти трудности проявляются у детей с неразвитыми мотивами совместной деятельности, дружеского, доброжелательного общения со сверстниками. Они выражаются в эгоцентрических установках по отношению к другим детям, недостаточным внимании к желаниям и эмоциональному состоянию сверстников как партнеров в совместной деятельности, равнодушии к их мнению.

Такая неконструктивная позиция по отношению к сверстникам часто приводит к конфликтам. Основным мотивом конфликтов является желание получить только главную или интересную роль, самые лучшие игрушки, преимущество во всем и др.

Проблемы в общении со сверстниками наиболее ярко проявляются в совместных играх. В исследовании А.В.Третьяк было выявлено, что основными причинами возникновения конфликтов и трудностей взаимодействия со сверстниками являются: 

  • нарушение правил игры; 
  • взаимные притязания на ведущую роль или первенство игрового хода;
  • нарушение правил доброжелательного общения;
  • нарушение справедливости в распределении игровых материалов.

Наблюдая за детскими взаимоотношениями, родителю необходимо проанализировать ситуацию, определить, какого рода трудности испытывает его ребенок и оказать ему помощь и поддержку. К примеру, если трудности контактов со сверстниками возникают из-за недостатка практических умений (игровых, конструктивных и др.), родителю через совместную деятельность с ребенком обеспечить передачу ему недостающего практического опыта, затем подключить сверстников, объединив их на основе общих интересов.

Важно научить ребенка вникать в замысел партнеров, понятно для других рассказывать о своем замысле, согласовывать общий замысел, планировать совместную игру, поддерживать дружескую, эмоционально положительную атмосферу игры, формировать умения сосредотачиваться на своей роли и действовать согласованно с другими играющими. Все это родитель может эффективно формировать в совместной деятельности с ребенком, внося игровой элемент  в бытовую деятельность.

Если ребенок обладает игровыми умениями, но испытывает трудности во взаимодействии со сверстниками, родителю необходимо в совместной деятельности помочь ему овладеть умениями принять общую цель, обсудить замысел и распределить роли или функции.  Следует обратить внимание ребенка на необходимость диалога и пояснения своих действий партнеру, подчеркнуть важность эмоциональной поддержки и общих усилий для осуществления цели. Затем необходимо расширить для ребенка сферу сотрудничества за счет подключения к совместной деятельности с ним одного или двух сверстников. Сначала это происходит при участии родителя как равного партнера, а затем – как наблюдателя или советчика.

В случае жесткой фиксации в совместной деятельности и общении у ребенка позиционных ролей «подчиненного» или «руководителя» родителю необходимо создать условия для смены позиций и выполнения ребенком ролей, как ведущего, так и ведомого. При этом важно для детей, привыкших к роли «подчиненного» создать ситуацию успеха в новой роли в разных видах деятельности, особенно в игре, и сделать его достижения заметными.

Особо следует остановиться на положении ребенка в системе личных взаимоотношений. Есть дети, лишенные практики дружеского общения, занимающие недостаточно благоприятное положение среди сверстников. Это обусловлено многими внутренними и внешними факторами. Положение ребенка в группе сверстников определяется как его личностными качествами и умениями, так и теми требованиями к нему, которые сложились в группе. Положение ребенка в группе не является постоянным, а может меняться под влиянием многих причин.

Изменение положения ребенка в системе межличностных отношений в группе – проблема, требующая совместных усилий сотрудников детского сада и семьи (изменения отношения сверстников к ребенку, создания для него ситуации признанного успеха, перестройки системы привычных связей).

Необходимо использовать комплексный метод перестройки или оптимизации отношений малыша по линиям «ребенок – взрослые» (воспитатели, родители), «ребенок – сверстники», «ребенок – деятельность» и отношение ребенка к себе. Использование личностно ориентированного подхода воспитателя/ родителей, изменение педагогической оценки, включение ребенка в совместную деятельность сначала с воспитателем/ родителем, затем с детьми, создание для него ситуации успеха в деятельности, а также изменение на этой основе привычного равнодушно-негативного отношения сверстников к непопулярному ребенку будут способствовать открытию перспективы постепенного укрепления и расширения его контактов.

Советы родителям

* Внимательно относитесь к жалобам ребенка, связанным с общением в группе сверстников. Особое внимание обращайте на его обиды, разочарования, спросите, в каких именно ситуациях ин испытывает трудности.

* Понаблюдайте, как воспринимают вашего ребенка его сверстники, насколько сам ребенок свободно включается в общение, в игры, взаимодействие с другими детьми (на детской площадке во время прогулки с вами, во время отдыха, на детском празднике).

* Обратите внимание, готов ли ребенок поделиться игрушкой или попросить сам то, что его привлекло, может ли он договориться об общем замысле игры, согласовать правила вместе с детьми, следовать им, уступать или быть настойчивым, справедливым, если кто-то из детей не прав, проявлять самостоятельность (или постоянно спешит к вам за поддержкой) в построении взаимоотношений с детьми.

* Если ребенок отказывается идти в детский сад, постарайтесь тактично поговорить с ребенком, выяснить причины. Поделитесь с воспитателем своей озабоченностью. Вместе с воспитателем постарайтесь найти решение проблемы. При необходимости обратитесь к педагогу-психологу.

* Все ваши сомнения, беспокойства по поводу трудностей общения обсуждайте с воспитателем без присутствия ребенка.

* Поддерживайте авторитет воспитателя. Положительно отзывайтесь о нем.

* Настраивайте ребенка на дружелюбное отношение к сверстникам, ведь вы являетесь безусловным примером для малыша.

* Старайтесь обогатить игровой и практический опыт ребенка, помогайте ему стать интересным и творческим партнером в общении со сверстниками.

* По возможности приглашайте в гости друзей вашего ребенка. Вместе с ними проводите досуг, поддерживая общее настроение радости, удовольствия от того, что вы вместе и всем хорошо.

* Будьте внимательны к эмоциональному состоянию вашего ребенка. Разделяйте с ним радости и огорчения. Используйте в беседе с ребенком выражения типа «Я тебя понимаю», «Мне тоже было обидно (неловко, страшно, грустно), когда …»

* Всегда старайтесь понять и разделить чувства и переживания вашего ребенка.

* Рассказывайте о своих чувствах и переживаниях. Укрепляйте доверие ребенка к себе, пусть он привыкает делиться с вами своими проблемами и встречает понимание, поддержку, добрый совет.

* Нацеливайте своего ребенка на добрые поступки, формируйте привычку заботиться о членах семьи, помогать, оказывать знаки внимания близким (поздравить с днем рождения, позвонить бабушке, помочь маме и др.). Будьте в этом примером для своего ребенка.

Развитие гуманных чувств ребенка является одной из основ формирования доброжелательных взаимоотношений со сверстниками и другими людьми, что создает надежный фундамент успешности в будущем.

22 июля, 2021 by