Традиции мастеров художественных промыслов России уходят далеко в глубину веков. У художественных промыслов богатая предыстория, самобытные художественные традиции. Появление городов на Руси неразрывно связано с развитием ремесла.
Популярность народного искусства в наши дни необычайно велика. Современное искусство традиционных народных промыслов, всегда наполненное светлыми, жизнеутверждающими образами, понятно и близко всем.
Одной из важных задач, стоящих перед каждым педагогом, является задача патриотического воспитания обучающихся. Невозможно представить себе патриотизм и чувство любви к Родине без национальной самоидентификации человека, которая базируется не просто на знании национальной культуры, традиций, обычаев, но и на принятии их. Важной составной частью национальной культуры является народное искусство, в том числе — народные художественные промыслы.
Произведения русского народного искусства, его форма выражения и отношения к реальности, воспринимаемой через богатство тем, уникальное содержание, влияют на ребенка и могут научить образно думать. Они способны через творческое восприятие обычных предметов или явлений заложить основы нравственной культуры, сформировать уважение к результату деятельности многих поколений. Посредством образцов народного искусства, педагог формирует в дошкольнике способность не только действовать по образцу, но и творчески применять опыт. Декоративно-прикладное искусство выступает одним из действенных средств в воспитании детей. Как отмечают видные ученые в области художественного образования, декоративно-прикладное творчество, через свою многомерность, простоту образов, их яркость и элегантность воплощения, близко детскому восприятию. Оно развивает их сенсорную чуткость, познавательное мышление, эстетические опыт.
В течение реализации проекта педагогами проводятся: образовательная деятельность, беседы, мастер — классы, сюжетно — ролевые игры, дидактические игры, путешествия по стране России, практические занятия и многое другое.
В детском саду, начиная с младшей группы, происходит приобщение детей к народной игрушке (пирамидке, матрешке, вкладышам, каталкам и т.д.), знакомят с народными играми, хороводами, потешками. От возраста к возрасту усложняются задачи изучения декоративно — прикладного искусства. Познавая Родину в разных её проявлениях, ребёнок учится быть гражданином и развивает в себе природные таланты и дарования, эстетический вкус, то есть мы формируем гармонически развитую личность.
Цель проекта
Углубить представления детей о России, о культуре и творчестве русского народа; изучить традиционные промыслы и ремесла России.
Задачи проекта:
провести цикл занятий и мероприятий по данной теме;
организовать выставку детских рисунков и поделок.
познакомить детей с литературными, художественными и музыкальными произведениями по тематике;
расширить знания детей о художественной и культурной ценности народных промыслов;
сформировать у детей чувство гордости за свою страну, развивать творческое восприятие и воображение;
расширить знания и изучить основные приемы и элементы промыслов;
познакомить детей с народными промыслами своей страны, прививать любовь к Родине.
Эффективность воспитательных возможностей предметов русской народной культуры определяется их нравственным содержанием, социально-психологическими воздействием, способностью влиять на чувственный мир ребенка, что способствует в дальнейшем оправданию тех требований и ожиданий, которые ему предъявляет общество.