Адаптированная образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья (синдром Дауна)

Реализуемый уровень образования

Дошкольное образование

Форма обучения

очная

Нормативный срок обучения

1 год

Наименование образовательной программы

Адаптированная образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья (синдром Дауна) в условиях дошкольного образовательного учреждения МАДОУ детский сад №118 города Тюмени

Описание образовательной программы

  Индивидуальная программа сопровождения ребенка с синдромом Дауна составлена с учетом Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. / Авт. Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева, с опорой на примерную основную образовательную программу воспитания и обучения в детском саду под редакцией Н.Е. Вераксы «От рождения до школы».

В программе представлены организационные формы, содержание и основные методы и приемы взаимодействия взрослого и ребенка в процессе коррекционно-развивающего обучения в целях максимальной нормализации развития, обеспечения процесса социализации в условиях детского сада и др. Программой определены цели и задачи воспитания и обучения ребенка с синдромом Дауна.

Программа составлена с учетом специфических особенностей моторно-двигательного, эмоционального, сенсорного, умственного, речевого, эстетического и социально-личностного развития ребенка с синдромом Дауна; ведущих мотивов и потребностей ребенка раннего возраста; характера ведущей деятельности; типа общения и его мотивов; социальной ситуации развития ребенка.

Программа включает 3 раздела: целевой, содержательный и организационный, что соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта (в содержании каждого раздела определены его структурные особенности).

Информация об учебном плане

В режиме дня Программой предусмотрены: образовательная деятельность и деятельность по присмотру и уходу.

Продолжительность индивидуальных и фронтальных занятий с ребенком составляет:

Фронтальные занятия:

3 — 4 года — не более 15 минут.

Аннотации к рабочим программам дисциплин (по каждой дисциплине в составе образовательной программы)

Предлагаемое содержание основных направлений педагогической работы, условия и формы его реализации позволяют решать в единстве коррекционно-развивающие задачи, к которым относится моторно-двигательное, эмоциональное, сенсорное, умственное, социально-личностное, коммуникативное, речевое развитие ребенка. Практическая реализация этих задач осуществляется в процессе формирования механизмов предметной и игровой деятельности как ведущих видов деятельности в раннем и дошкольном детстве, продуктивных видов деятельности (рисования, конструирования), ознакомления с окружающим, развития речи, формирования элементарных математических представлений.

Все направления коррекционно-образовательной работы являются взаимосвязанными и взаимопроникающими, а задачи коррекционного обучения решаются комплексно во всех используемых формах его организации.

В программе описана образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти модулях образовательных областей:

ü Познавательное развитие

ü Социально-коммуникативное развитие

ü Речевое развитие

ü Художественно-эстетическое

ü Физическое развитие,

с учетом используемых вариативных образовательных программ дошкольного образования и методических пособий, в том числе, коррекционной направленности, обеспечивающих реализацию данного содержания; выделены тематические блоки.

Программа для ребенка с синдромом Дауна построена в соответствии с принципами, сформулированными в психологических, нейропсихологических, педагогических исследованиях. Программа составлена с учетом:

            • характера ведущей деятельности;

• структуры и степени выраженности нарушения;

• ведущих мотивов и потребностей ребенка;

• целей дошкольного воспитания.

Программа предусматривает решение ряда задач: диагностических, коррекционных и развивающих.

В диагностическом блоке ведущей задачей является организация комплексного медико-психолого-педагогического изучения особенностей развития ребенка, а также определение эффективности реализации индивидуальной программы развития ребенка.

Блок развивающих задач направлен на развитие наиболее сохранных функций, социализацию ребенка, повышение его самостоятельности и автономии.

Коррекционный блок направлен на формирование способов усвоения социального опыта взаимодействия с людьми и предметами окружающей действительности; развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности ребенка; на преодоление и предупреждение у воспитанников вторичных отклонений в развитии их познавательной сферы, поведения и личности в целом; формирование способов ориентировки в окружающем мире (метод проб, практическое примеривание, зрительная ориентировка), которые служат средством для становления у детей целостной системы знаний, умений и навыков, появления психологических новообразований.

Информация о календарном учебном графике

Прилагается.

Информация о методических и об иных документах, разработанных учреждением для обеспечения образовательного процесса, о реализуемых образовательных программах с указанием учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, предусмотренных образовательной программой

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:

Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями интеллекта: Коррекционно-развивающее обучение и воспитание / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева. – М.: «Просвещение», 2005 – 272 с. РАЗДЕЛ «Социальное развитие»

Кумин Либби. Формирование навыков общения у детей с синдромом Дауна. – М.: БФ «Даунсайд Ап», 2012

Жиянова П.Л. Формирование навыков общения и речи у детей с синдромом Дауна: пособие для родителей. – М.: БФ «Даунсайд Ап», 2013

Жиянова П.Л. Я все смогу. Развитие ребенка в естественной среде. Навыки и компетенции. – М.: БФ «Даунсайд Ап», 2014

Питерси М. и др. Маленькие ступеньки: Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. Пер. с английского. М.: Ассоциация Даун Синдром, 2001. – Книга 3. Навыки общения. Книга 7. Самообслуживание и социальные навыки.

Образовательная область «Познавательное развитие»:

Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями интеллекта: Коррекционно-развивающее обучение и воспитание / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева. – М.: «Просвещение», 2005 – 272 с. РАЗДЕЛЫ «Познавательное развитие», «Формирование деятельности»

Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников — М., 1993.

Медведева Т.П. Развитие познавательной деятельности детей с синдромом Дауна. – М.: Монолит, 2010

Подготовка к школе детей с синдромом Дауна: методическое пособие. / Под ред. Урядницкой Н.А. – М.: БФ «Даунсайд Ап», 2012

Баряева Л. Б., Зарин А., Агапова Г. И. и др. Игра и игрокоррекция // Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: Программно-методические материалы / Под ред. И. М. Бгажноковой. — М.; СПб.; Псков,1999.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:

Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями интеллекта: Коррекционно-развивающее обучение и воспитание / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева. – М.: «Просвещение», 2005 – 272 с. РАЗДЕЛЫ «Эстетическое развитие», «Формирование деятельности»

Музыкальные занятия и логоритмика для детей с синдромом Дауна. Лобода Л.В., Поле Е.В. – М.: БФ «Даунсайд Ап», 2008 – 80 с.

Образовательная область «Речевое развитие»:

Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в младшей логопедической группе детского сада. – СПб.: ДЕТСТВО — ПРЕСС, 2007.

Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями интеллекта: Коррекционно-развивающее обучение и воспитание / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева. – М.: «Просвещение», 2005 – 272 с. РАЗДЕЛ «Познавательное развитие»

Питерси М. и др. Маленькие ступеньки: Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. Пер. с английского. М. : Ассоциация Даун Синдром, 2001. – Книга 6. Восприятие речи.

Музыкальные занятия и логоритмика для детей с синдромом Дауна. Лобода Л.В., Поле Е.В. – М.: БФ «Даунсайд Ап», 2008 – 80 с.

Образовательная область «Физическое развитие»:

Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями интеллекта: Коррекционно-развивающее обучение и воспитание / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева. – М.: «Просвещение», 2005 – 272 с. РАЗДЕЛ «Физическое развитие и физическое воспитание»

Поле Е.В. Жиянова П.Л., Нечаева Т.Н. Формирование основных двигательных навыков у детей с синдромом Дауна. – М.: БФ «Даунсайд Ап», 2013

Уиндерс Патриция С. Формирование навыков крупной моторики у детей с синдромом Дауна. – М.: БФ «Даунсайд Ап», 2011

Бруни М. Формирование навыков мелкой моторики у детей с синдромом Дауна. – М.: БФ «Даунсайд Ап», 2009

Питерси М. и др. Маленькие ступеньки: Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. Пер. с английского. М. : Ассоциация Даун Синдром, 2001. – Книга 4. Навыки общей моторики. Книга 5. Навыки тонкой моторики.

Численность воспитанников по реализуемым образовательным программам за счет бюджетных ассигнований

1

Язык, на котором осуществляется образование (обучение)

русский

 

Адаптированная образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья (синдром Дауна)

Индивидуальная карта психолого – педагогического сопровождения

Индивидуальный маршрут

Учебный план

17 января, 2018 by admin