«Экологическое воспитание в музыке»

     Экология — это «логос» — наука и «ойкас» — дом, жилище, место обитания, это — наука о взаимодействиях живых организмов между собой и с окружающей средой. Это всё живое, что нас окружает, мы дышим, чем мы живём.

     Язык природы – это музыка звуков. Журчание лесного ручейка, ревущий стон бушующего моря, убаюкивающий шелест листвы, переливы певчих птиц, жужжание насекомых, дробный стук дятла. 

    Трудно представить себе, что вдруг пропадут все эти звуки и наступит абсолютная тишина, тогда в душе человека появится страх полного одиночества. Вот почему наполняются радостно наши сердца, когда наступает весна, и снова мы слышим голос природы – этот животворный симфонический оркестр лесов, полей, лугов, рек, морей и гор.

    Русский композитор Н. А. Римский-Корсаков специально записывал голоса птиц и очень удачно вводил их в свои музыкальные произведения.

    Пение птиц воздействует на людей не само по себе, а вместе со всей окружающей природой, являясь источником творческих побуждений и основой для изображения картин природы. 

Музыкальные произведения Чайковского (“Лебединое озеро”), Грига (“Лебедь”), Сен-Санса (“Умирающий лебедь”) настолько выразительны, 

что, будучи однажды услышанными, ассоциируются в нашем воображении 

с видом прекрасной птицы – белого лебедя. 

     А колыбельные песни, которые поет мама своему малышу, не сама ли природа? Колыбельная песня – это связь с миром у малыша, его первое познание музыки природы, песня нежности. 

      Песни о животных помогут, понять и с уважением относится к животным, не выбрасывать своих питомцев на улицу, правильно ухаживать за ними и не истреблять их. Например: дети подражают в песенках крику и пению животных. 

      Из дидактических музыкальных игр они узнают, что кошка- это мама котят, а курочка-мама цыплят, птичка- это мама птенчиков, подражают их голосам: мама поёт низким голосом, а детки высоким, как нельзя обижать своих мам, так и нельзя обижать животных. Например: музыкально  — дидактические игры: «Осьминожки»«Птица и птенчики»«В лесу» и многие  другие. У детей появляется любовь к растительному миру.

       Как остаться равнодушным, когда дети поют песни о берёзке, красоте яблоньки, расцветающей весной, о листочках, которые падают с деревьев. 

А если ребята поют «пейте дети молоко, будете здоровы» то, конечно же, они с любовью будут относиться к корове, зная, что она даёт молоко. 

      Например, рассматриваем гусеницу на листочке и слушаем «Две гусеницы

разговаривают» Д.Жученко; наблюдаем за котенком и его мамой-кошкой и слушаем пьесу Б. Берлина «Сонный котенок»; прислушиваемся к звукам приближающейся грозы за окном и слушаем музыку «Гром и дождь» Т. Чудовой и др. 

      Пальчиковые игры, связанные по тематике с природой, например:

«Гриб-грибок»«Паучок»«Апельсин» и другие. Народные подвижные и хороводные игры: «Васька-кот»«Ворон»«Репонька — репка» и многие другие, а также музыкально-дидактические игры: «Осьминожки»

«Птица и птенчики»«В лесу» и многие  другие.

      Подрастая, дети начинают понимать, что все животные — хорошие, добрые, что они живые, их нельзя обижать, к ним надо относиться бережно. 

У детей возникает желание защищать животных и птиц, помогать им. 

      Правильно поступают те родители, которые с первых лет жизни приобщают к природе детей. Походы за грибами, ягодами, на рыбную ловлю благотворно влияют на ребенка, вызывают ощущение радости общения с природой.

      Но экскурсия в природу – это не только восстановление физических сил, это еще и познание окружающего мира, умение видеть красоту. 

      Экологическое воспитание в семье – это, прежде всего, наш с вами пример. Взрослые должны сами бережно относиться к природе и чаще обращать внимание детей на это. Хорошо, если родители научат выбрасывать мусор в специальные контейнеры и не ломать на деревьях ветки, но ведь этого недостаточно чтобы ребёнок в полной мере осознал свой вклад в будущее окружающей среды.

      В музыкальных произведениях заложен огромный воспитательный потенциал. Музыка учит любить, ценить, сострадать. И поэтому экологическое воспитание дошкольников посредством музыки — это более успешное и продуктивное воспитание.  Мы, взрослые и дети, перед природой в ответе! Будем беречь природу: землю, лес, поля и воду.

http://dotart.info/media/order/bhYNntBBn4N8DAdZBzK2iStzG.jpg

Памятка для родителей

«ПОИГРАЕМ С ДЕТЬМИ» 

Игра «Цепочка»

Вы называете объект живой или неживой природы, а ребёнок называет один из признаков данного объекта, далее вы называете признак, далее опять ребёнок так, чтобы не повториться.

Например, объект живой природы «белка» — животное, дикое, лесное, рыжее, пушистое, грызёт орехи, прыгает с ветки на ветку и т.д.

 Игра «Да» или «нет»   

На все вопросы в игре можно отвечать только словами «да» или «нет». Ребёнок загадывает какое-либо животное (растение). Вы спрашиваете, где живёт это животное, какое оно, чем питается. Ребёнок должен отвечать только двумя словами «да» или «нет». После отгадывания игроки меняются ролями в игре.

 Игра «Ассоциации»

В этой игре загадывается объект природы, животного и растительного мира. Взрослый и ребёнок по очереди называют слово, связанное какой-либо ассоциацией с заданным объектом, далее игрок, чья очередь говорит уже слово, которое ассоциируется у него с последним словом, прозвучащим в игре.  Таким образом, в игре выстраивается ассоциативная цепочка. 

Пример: муха-тепло-жара-солнце-лето-каникулы-зоопарк-слон.

  Игра «Береги природу» 

Родитель предлагает из нашего мира убрать что либо, например, солнце, облака, реки, леса и т.д., а ребёнок должен рассказать (можно с Вашей помощью), что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет названного объекта.

 Игра «Я знаю»

Вы называете ребёнку класс объектов природы (звери, птицы, рыбы, растения, деревья, цветы). Ребёнок говорит: «Я знаю пять названий зверей:» и перечисляет (например, лось, лиса, волк, заяц, олень).  Аналогично называются другие классы объектов природы.

 Игра «Птица, рыба, зверь»

Вы бросаете мяч ребёнку и произносите слово «птица». Ребёнок, поймавший мяч, должен подобрать видовое понятие, например «воробей», и бросить мяч обратно. Аналогично проводится игра со словами «зверь» и «рыба».

 Игра «Скорая помощь» (экологическая игра на природе): ребенок (дети) обходят какой – либо участок с растениями — «делают обход». 

Если есть «больные», им оказывается необходимая помощь.

https://sun9-46.userapi.com/c639329/v639329409/52c96/ky1VQ9pGft4.jpg

Памятка для родителей

«СЛУШАЕМ МУЗЫКУ ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ»

Произведения о природе для детей:

1. «Весенняя песня» (Ф. Мендельсон)
2. цикл «Времена года» (А. Вивальди)
3 .»Утро» (Э. Григ)
4. «Песня жаворонка» из «Детского альбома» (П. Чайковский)
5. «Жаворонок» (М.Глинка)
6. «Серенада» из «Маленькой ночной музыки» (В.Моцарт)
7. «Подснежник» (апрель) из цикла «Времена года» (П.Чайковский)
8. «Май, милый май» (Р.Шуман)
9. Концерт «Лето» («Гроза») из цикла «Времена года» (А. Вивальди)
10. «Лебедь» (К.Сен-Санс)
11. «Бабочки» (Ф.Куперен)
12. «Кукушка» (Л.Лакен)
13. «Баркарола» (июнь) из цикла «Времена года» (П.Чайковский)
14. «Летняя ночь в Мадриде» (М.Глинка)
15. Концерт «Осень» («Сбор Урожая») из цикла «Времена года» (А. Вивальди)
16. «Осенняя песня» (октябрь) из цикла «Времена года» (П.Чайковский)
17. «Рондо» из «Маленькой ночной музыки» (В.Моцарт)
18. Концерт «Зима» («Вьюга», «У камина») из цикла «Времена года» (А. Вивальди)
19. «Святки» (декабрь) из цикла «Времена года» (П.Чайковский)

https://sun9-48.userapi.com/Oc26PEamP9J8xubqXKbuCEdnijAkV5oa0ekQzA/DByZPQTaza0.jpg

Прочитайте своему ребенку это стихотворение

«Надо беречь природу»

 Саша быстро одевался. И на улицу помчался.

 Стал резвиться и играть, Из рогатки в птиц стрелять.

Ветку дерева сломал – Воробьев он ей пугал,

А потом дразнил собаку, Наступил он ей на лапу.

Во дворе кота поймал – К хвосту банку привязал,

А потом стрекоз ловил. Гнездо птичек разорил.

Муравейник раскопал. И цветы на клумбе рвал.

А на лавочке – позор! Вырезал ножом узор.

К Саше девочка подходит, Глаз с него она не сводит.

Очень маленького роста, Младше Саши – это точно.

Говорит ему малютка: «Что ты сделал – просто жутко.

Ты – вредитель, хулиган, Злой и скверный мальчуган!»

Очень стыдно Саше стало, Настроение пропало,

Хулиганить надоело. И решил тогда он смело:

Будет он беречь природу, Землю, птиц, зверей и воду.

Будет он не хулиган, А очень добрый мальчуган.

Снова вышел на прогулку – Птицам крошит Саша булку,

Ветку ловко подвязал. Ту, что только что сломал.

Молоко коту налил. И собаку покормил.

 Он покрасил всю скамейку, И цветы полил из лейки.

Хулиганить – неохота, Губить природу – это плохо!

У природы – живые краски, И пусть живет она без опаски.

Пусть живут звери и птицы, Пусть человека никто не боится!

Пусть дивной красоты. Цветут по всей земле цветы!

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/07d3/0011325a-42c133f9/2/img19.jpg
25 мая, 2021 by