Газета   Выпуск 2 «Азбука здоровья на прогулках»

Прогулка — важнейший компонент двигательного режима, обеспечивающий удовлетворение биологической потребности в движении. Прежде всего, это мощная закаливающая процедура: ребёнок дышит свежим воздухом, в котором много «ионов» — отрицательно заряженных частиц, благотворно влияющих на самочувствие. Свет и солнечные лучи способствуют образованию в организме витамина Д, необходимого для укрепления костного аппарата. Движения и физические нагрузки на воздухе, так необходимые для роста и развития ребёнка, вносят в копилку детского здоровья особую лепту. 

 Прогулка должна состоять из следующих структурных элементов:                                                                                           1. Наблюдение. 2. Подвижные игры: 2 – игры большой подвижности, 2- игры малой и средней подвижности, или дидактические игры.

3. Труд детей на участке.

4. Индивидуальная работа с детьми по развитию движений, физических качеств.                   5. Самостоятельная игровая деятельность.

Последовательность структурных компонентов прогулки может варьироваться в зависимости от вида предыдущего занятия. Если дети находились на занятии, требующем повышенной познавательной активности и умственного напряжения, то в начале прогулки проводятся п/игры, пробежки, затем наблюдения. Если до прогулки было физкультурное или музыкальное занятие, прогулка начинается с наблюдения или спокойной игры. Каждый из обязательных компонентов прогулки длится от 7 до 20 минут и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности детей.

Наблюдение. Наблюдения можно проводить с целой группой детей, с подгруппами, а также с отдельными детьми. В младшем возрасте наблюдения должны занимать не более 7-10 минут и быть яркими, интересными, в старшем возрасте наблюдения должны составлять от 15 до 25 минут. Проводить их надо ежедневно, но каждый раз детям должны предлагаться разные объекты для рассмотрения.

Подвижные игры.

Ведущее место на прогулке отводится играм, преимущественно подвижным. В них развиваются основные движения, снимается умственное напряжение от занятий. Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха. В холодные дни целесообразно начинать прогулку с игр большей подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками. Подвижные игры помогают детям лучше переносить холодную погоду. В сырую, дождливую погоду следует организовать малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства. В жаркую погоду проводятся игры с водой. Время проведения подвижных игр и физических упражнений на утренней прогулке: в младших группах – 6 – 10 минут, в средних – 10-15 минут, в старших – 20-25 минут. В младшем возрасте рекомендуются игры с текстом (подражание действиям воспитателя). В средней группе воспитатель распределяет роли среди детей (роль водящего выполняет ребенок, который может справиться с этой задаче. В старшей группе проводятся игры-эстафеты, спортивные игры, игры с элементами соревнования. Заканчиваются подвижные игры ходьбой или игрой малой подвижности, постепенно снижающей физическую нагрузку. Например: «Принеси желтый листик», «Найди по листу дерево», «Найди дерево или кустарник по описанию» и т. д. Проводят их со всей группой либо с частью ее. 

Во время самостоятельной игровой деятельности дети отражают впечатления, полученные в процессе ОУД, экскурсий, повседневной жизни, усваивают знания о труде взрослых. Происходит это в процессе сюжетно-ролевых игр. Трудовая деятельность детей на участке. На прогулках, предполагающих выполнение трудовых действий, важно формировать у дошкольников понимание, что труд в природе-это не игра, а серьезное занятие. Воспитатель подводит их к пониманию необходимости труда, воспитывает желание участвовать в работах по уходу за растениями, кормлению птиц, уборке территории. Труд дошкольников в природе создает благоприятную среду для их физического развития, совершенствуют движения, укрепляют нервную систему, доставляет им удовольствие и радость. Важно, чтобы для каждого ребенка задания были посильными, интересными и разнообразными.

24 октября, 2024 by