Газета «Здоровье ребенка в ваших руках». Выпуск №1 Тема: «Двигательные навыки и умения дошкольников»
Главная > .Советы специалистов > Газета «Здоровье ребенка в ваших руках». Выпуск №1 Тема: «Двигательные навыки и умения дошкольников»
Известно, что многообразная двигательная деятельность человека, какой бы сложной она не была, осуществляется в форме последовательно выполняемых конкретных двигательных действий. Само двигательное действие представляет собой способ решения двигательной задачи. Одно и то же двигательное действие может быть выполнено человеком в двух качественно различных формах — либо в форме умения, либо в форме навыка. Эти формы принципиально отличаются друг от друга, главным образом, степенью их освоенности, т.е. способами управления со стороны сознания человека. К примеру, человек впервые пытается сесть на велосипед и проехать какое-то расстояние. Сразу это не получается, т.к. он это делать еще не умеет. Но, повозившись с велосипедом, то с помощью посторонних, то на одной педали по широкой дороге он сможет проехать определенное расстояние. Пока также умение еще не сформировано. После нескольких занятий он уже в состоянии ехать не падая, объезжать препятствия, замедлять или ускорять движение, тормозить и т.д. — это и будет начальным уровнем овладения техникой езды на велосипеде, который называется двигательным умением. Когда в процессе многократных занятий человек в совершенстве овладеет техникой езды на велосипеде, и она станет для него привычной — такую его способность принято называть двигательным навыком.
В физическом воспитании и спортивной тренировке двигательные умения и навыки являются предметом специального обучения, имеющим свою технологию и методику. Несмотря на то, что значительная доля двигательных действии усваивается человеком в процессе жизни естественным путем (ходьба, бег, элементарные прыжки, метания и т.д.), в процессе физического воспитания эти двигательные действия, равно как и многие другие, подлежат качественному освоению и совершенствованию на основе достижений науки и практики физического воспитания. Двигательное умение. Как видно из приведенного примера, процесс овладения любым двигательным действием (физическим упражнением) начинается с формирования умения. Поэтому двигательные умения являются первоначальной ступенью овладения техникой движения.
Двигательное умение можно определить как способность человека выполнять двигательное действие, концентрируя внимание на основе техники, т.е. на самом движении. Основные признаки двигательного умения:
1. Двигательное действие выполняется под обязательным контролем сознания, что требует определенной сосредоточенности внимания на его технике. В связи с этим центральная нервная система утомляется быстрее, чем при выполнении привычных движений.
2. Движение выполняется с излишними мышечными затратами, отдельные фазы или элементы согласованы между собой еще недостаточно. Поэтому двигательная задача ни экономичностью, ни тем более результативностью не отличается.
3. Движение в форме умения неустойчиво и ненадежно. Пока еще продолжается поиск наилучших способов решения двигательной задачи, техника выполнения уточняется и совершенствуется.
4. Прочность запоминания недостаточно высока, зато повышена отрицательная роль сбивающих факторов (шум, утомление, другие условия и т.д.).
Все эти особенности двигательного умения во многих случаях вызывают необходимость его перевода в более совершенную форму владения техникой движения — на уровень двигательного навыка. Продолжительность перевода умения в навык в целом индивидуальна и зависит от следующих факторов и их сочетаний: — двигательная одаренность (врожденные способности) двигательный опыт ребенка; — возраст ребенка. Дети осваивают движения быстрее, чем взрослые; — координационная сложность двигательного действия; — профессиональная компетенция педагога. Высокое совершенство владения методикой обучения сокращает сроки перевода умения в навык; — уровень мотивации, сознательности, активности и критического мышления ученика — обязательное условие успешного и быстрого освоения движения.
Двигательный навык появляется у человека после многократных повторений двигательного умения, когда движение становится привычным и может стабильно выполняться. Двигательный навык — это способность человека выполнять двигательное действие автоматически, т.е. без значительного контроля сознания за его техникой. В связи с этим навык считается высшей формой владения техникой движения. Типичные признаки двигательного навыка:
1. Автоматизм, как следует из определения, является главной чертой навыка. При этом человек, осуществляя минимальный контроль за техникой движения, может сконцентрировать свое сознание и внимание на других объектах. Иначе говоря, навык позволяет освободить часть сознания от чисто технических аспектов для реализации задач, влияющих на конечный результат деятельности (в спорте — победу, в труде — на производительность работы и т.д.).
2. Для навыка характерна совершенная координация работы всего двигательного аппарата, отсутствие мышечной закрепощенности, легкость и слаженность всех элементов и фаз движения. Это позволяет выполнять двигательное действие с максимальными усилием и скоростью, оптимальным ритмом и темпом, т.е. на высокий целевой результат.
3. Двигательный навык характеризуется повышенной надежностью по сравнению с умением, т.е. различные сбивающие факторы (новые снаряды, оборудование, неблагоприятные внешние условия, реакция зрителей и т.п.) оказывают меньшее отрицательное влияние.
4. Навык отличается значительной прочностью запоминания. В своей основе навык сохраняется даже при длительных перерывах. В то же время он быстро восстанавливается после перерывов в занятиях. Научившись плавать, человек сохраняет этот навык практически на всю жизнь.
5. Владение техникой движения на уровне совершенного навыка вызывает у исполнителя так называемые комплексные ощущения, играющие важную роль, в частности, в спорте. Подобные восприятия появляются при систематических занятиях. Для пловца — это чувство воды, штангиста — чувство веса, боксера — чувство дистанции, удара и т.д. Это положительные стороны навыка, вместе с тем при определенных условиях имеют один недостаток. Дело в том, что сформированный с техническими ошибками навык, очень трудно поддается переучиванию, исправлению. Для этого требуются значительные физические и нервные усилия как преподавателя, так и ученика. Бытующее в жизни выражение, что легче научить новому, чем переучить старое, вполне справедливо для данного случая. Избежать его можно единственным путем — еще на стадии формирования умения учить правильной основе техники, постоянно добиваясь ее вариативности. Вариативными навыками считаются такие, которые допускают изменения различных деталей при сохранении основы техники.