Проект «Скоро в школу»

В течение нескольких лет в детском саду проходит реализация проекта «Скоро в школу» в подготовительных к школе группах. В соответствии с планом преемственности со школой на 2024 -2025 учебный год в течение года реализовывались мероприятия, направленные на подготовку детей подготовительных групп к школе. В этом учебном году основным направлением работы педагогов с детьми стало — развитие функциональной грамотности как фактора преемственности между детским садом и школой. Ориентиры на результат.

Согласно ФГОС: любознательный и активный, овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности, физически развитый, эмоционально отзывчивый, способный решать интеллектуальные и личностные задачи, выпускник со сформированными предпосылками функциональной грамотности.

На формирование функциональной грамотности нацелена государственная политика в сфере образования. В Указе Президента Российской Федерации № 204 обозначено: «Обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.

Одним из условий формирования предпосылок функциональной грамотности детей дошкольного возраста является успешное и системное формирование всех ее компонентов: (присутствуют в системе космического пространства)

-предпосылки читательской грамотности, способность понимать и анализировать смысл текстов произведений.

-предпосылки математической грамотности, способность понимать роль математики в мире, использовать математические знания и умения в различных жизненных ситуациях.

-предпосылки финансовой грамотности предполагают воспитание у ребенка бережливости, трудолюбия, правильного представления о финансовом мире.

-предпосылки естественно-научной грамотности, способность использовать естественно-научные знания, выявлять проблемы, делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира.

Предпосылки глобальные компетенций дошкольника проявляются в готовности успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающимся миром; строить дружеские взаимоотношения со сверстниками,

Предпосылки креативного мышления дошкольника включают в себя проявление творчества, формирование у детей нестандартного подхода к решению задач, развитие воображение и творческого потенциала.

Важность формирования предпосылок функциональной грамотности является актуальной как для дошкольного образования, так и для начального общего образования, поэтому считаем необходимым организовать единое направление по взаимодействию двух ступеней образования. В каждом представленном на слайде документе находят отражение вопросы преемственности между дошкольным учреждением и начальной школой. Отражен данный вопрос и в федеральной образовательной программе.

Модернизация содержания дошкольного образования, создание единых подходов в соответствии с меняющимися законодательными документами на уровне государства приводит и к изменению в системе работы детского сада и школы.

В практике детского сада сложился определенный опыт сотрудничества по трем направлениям: взаимодействие педагогических коллективов детского сада и школы, непосредственное сближение дошкольников и первоклассников, а также взаимодействие с родителями (законными представителями) детей.

Ознакомление учителей начальной школы с формами работы в подготовительной группе, проходит в рамках акции «Навстречу друг другу». Педагоги начальных классов присутствуют на занятиях в детском саду, воспитатели же посещают уроки в начальной школе.  В рамках Круглого стола, обсуждаем вопросы обеспечения преемственности в образовательных процессах учреждений с учетом формирования предпосылок функциональной грамотности будущего первоклассника, определение перспектив сотрудничества, выстраивание общей линии развития детей на этапах дошкольного и начального школьного образования.

Систематическая работа с родителями проходит в рамках проведения родительских собраний, на которых присутствуют учителя начальных классов, специалисты, административная команда, обсуждаются вопросы готовности ребенка к школе.

Кроме этого, проводим тематические собрания. Так, состоялось родительское собрание в формате круглого стола. В качестве приглашенного эксперта выступила опытный учитель начальных классов, подробно рассказала о подходах к формированию функциональной грамотности в начальной школе, подчеркнув важность плавного перехода от дошкольного образования к школьному, осветила ключевые навыки и умения, необходимые для успешного обучения в начальной школе, поделилась практическими рекомендациями для родителей по подготовке детей к школе.  В ходе живого обсуждения родители задавали вопросы, касающиеся развития речи, математических навыков, логического мышления и других аспектов функциональной грамотности.  

Форма работы «Маршрут выходного дня» направлен на формирование функциональной грамотности всех участников образовательного процесса: детей, родителей, педагогов

Данная форма заключается в подготовке и размещении видеоконтента по определенной тематике, родители совместно с детьми знакомятся с содержанием видео, посещают предложенные места, по итогам в детском саду оформляется тематическая выставка рисунков, макетов или фотовыставка. Пройдя по куар коду, можете посетить одну из виртуальных экскурсий.

В свободное время выходного дня родители могут посетить различные мероприятия в городе, у каждого родителя имеется абонемент, где указаны образовательные, культурные места нашего города.

В детском саду создана система психолого-педагогической поддержки семьи в повышении педагогической компетентности родителей.

Так, одна из форм «Клуб для родителей будущих первоклассников», который был организован в тесном сотрудничестве специалистами ДОУ, учителями начальных классов, педагогом – психологом школы. На заседаниях клуба проходят обсуждения вопросов, касающихся формирования «внутренней позиции школьника», предпосылок к учебной деятельности; формирование предпосылок читательской грамотности, а также социально-коммуникативных компетенций.

При переходе в школу у ребёнка формируется готовность принять на себя новую социальную роль ученика. 

В предметно-развивающей среде каждой подготовительной группы созданы условия для сюжетно-ролевой игры «Школа», уголок первоклассника. Дети в игре могут побывать в роли ученика, учителя, библиотекаря, медсестры и т.д. В игровой форме учатся взаимодействовать друг с другом. Полученные умения и навыки закрепляют в рамках ознакомительной экскурсии по школе, где дети сидят за школьной партой, знакомятся с правилами поведения в школе.

Ежегодно 1 сентября дети присутствуют на торжественной школьной линейке, изготавливают книжные закладки с изображением любимых героев книг, дарят их первоклассникам, с пожеланием быть грамотным читателем, также участвуют в праздничной программе. Данные мероприятия развивают социальную и коммуникативную грамотность в рамках глобальных компетенций.

Совместные спортивные мероприятия организуются не только на базе школы, но и в стенах детского сада.

Патриотический фестиваль «Солнечный круг» объединил единой тематикой выступления детей из детского сада и учеников школы.

В преддверии праздника «Дня дошкольного работника» активисты Движения первых Классные-вожатые с отрядом Орлят 3 класса отправились в детский сад, чтобы рассказать детям про движение Орлят России. Ребята помогли ученикам сделать поздравительные открытки для воспитателей.

В детском саду создано движение «Юный патриот», в рамках реализации проекта «Мой дом, мой город, моя планета» дети отправились в школу к юным орлятам, рассказать о своем движении и совместно изготовить макет одной из улиц Победы.

Битва хоров в текущем году была организована на базе детского сада, с приглашением учеников школы. Всех участников объединили песни о Тюмени, доме, стране. Данное взаимодействие развивает у детей умение адаптироваться к новым условиям, проявление выдержки, эмоционального настроя, преодоление боязни выступлений перед большой аудиторией.

Проект «Звездный час» направлен на поддержку одаренных детей, где они демонстрируют умения в творческой деятельности, вокале, хореографии, спортивных достижениях. В школе дети продолжают проявлять свои способности, участвуя в конкурсах, олимпиадах. А весной приходят в детский сад и делятся своими победами с детьми.

Форма работы «Клубный час» направлена на ознакомление детей с художественной литературой как средства формирования предпосылок читательской грамотности дошкольника. Дети побывали на 4 площадках по произведениям Николая Носова. Полученные знания закрепили при посещении школьной библиотеки.

В рамках реализации проекта «Звездный час» был организован тематический праздник «Зарисовки осени», где дети читали стихи, представляли театральные зарисовки, а далее на базе школы прошла литературная гостиная с участием первоклассников. Значимость мероприятия заключается в раскрытии творческого потенциала детей, развитии интонационной культуры при прочтении, образности речи.

В практику детского сада в рамках формирования читательской культуры родителей, семьи активно делятся опытом семейного воспитания на родительских собраниях.

Для формирования предпосылок математической и финансовой грамотности в детском саду применяем такие формы работы как карусель профессий, где родители разных профессий приходят в детский сад для ознакомления детей с их трудовой деятельностью. Сюжетно-ролевые, дидактические игры по финансовой грамотности, олимпиады, интеллектуальные турниры, в системе проходят в детском саду. В дальнейшем планируем провести шашечный турнир между детским садом и школой, а также мероприятия технического направления.

Одним из основных механизмов детского развития признана познавательно-исследовательская деятельность, которая, в свою очередь, переходит в проектно-исследовательскую в школе.

В детском саду реализация проекта «Эколята-дошколята», способствует формированию экологического сознания и культуры дошкольников, а также бережного отношения и любви к природе. Отряд эколят готовит красную книгу растений, животных и птиц для похода с ознакомительной экскурсией в школу к ребятам.

Для формирования креативного мышления в детском саду используем ТРИЗ технологии. В рамках педагогической акции «Навстречу друг другу» поделились опытом работы в данном направлении с представителями школы.

Обмен творчеством выпускников и первоклассников проходит систематически. Рисунки детей выпускных групп размещены на школьных стендах, а ученики первых классов делятся с воспитанниками своими поделками, которые оформлены на выставке в детском саду.

Важнейшим условием эффективности работы по налаживанию взаимодействия детского сада и школы является чёткое понимание целей, задач и содержания преемственности.

Опора на выстроенный алгоритм позволит успешно взаимодействовать и решать задачи

-Расположение детского сада в шаговой доступности от школы в рамках преемственности даёт преимущества в организации мероприятий.

Ознакомительная встреча администрации школы и детского сада обязательна для понимания направлений сотрудничества. Построение на этой основе единой взаимосвязанной и согласованной методической системы взаимодействия (ее целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации).

Заключение договора об организации взаимодействия в рамках преемственности, в котором прописаны ключевые моменты: цель, предмет договора, обязанности сторон, срок действия и т.д.

Определение ответственных за реализацию мероприятий, указанных в плане как со стороны школы, так и со стороны детского сада. Это должен быть один человек с каждой стороны.

Составление плана совместных мероприятий.

Контроль за выполнением совместных мероприятий со стороны административной команды, в частности заместителя заведующего, обязателен, так как отсутствие контроля или недостаточное внимание к нему приводит к дезориентации и нарушению взаимодействия членов коллектива по достижению единых целей.

Итоговая встреча в конце учебного года представителей детского сада и школы. Цель, которой обеспечение преемственности в образовательных процессах учреждений, определение перспектив сотрудничества, выстраивание общей линии развития детей на этапах дошкольного и начального школьного образования.

Заинтересованность школы в преемственности заключается в том, чтобы опираться на сформированные школьно-значимые функции дошкольников, и использовать их для дальнейшего всестороннего развития учащихся.

Заинтересованность детского сада в преемственности заключается в ориентации на требования школы, необходимые для дальнейшего обучения в школе. И только совместная, слаженная работа станет залогом успешного обучения в школе наших выпускников!

Экскурсия в школу для будущих первоклассников

Наши маленькие друзья из подготовительных группы совершили свое первое путешествие в мир знаний, посетив школу 27! 🌟

Дети узнали много нового о школе: посетили кабинеты, познакомились с учителями и даже заглянули в уютную школьную библиотеку. 📚 Старшеклассники провели для малышей увлекательную экскурсию, рассказав обо всех секретах школьной жизни.

Это был важный день для наших будущих первоклашек — ведь уже совсем скоро они станут полноправными учениками! ✨ Мы уверены, что этот опыт поможет им чувствовать себя увереннее и комфортнее в будущем.

Педагогическая акция «Педагоги, дети, родители: навстречу друг другу. Потенциал дошкольного и начального образования»

29 октября наш детский сад встречал воспитателей дошкольных образовательных учреждений и учителей начальных классов на мероприятии в рамках Педагогической акции «Педагоги, дети, родители: навстречу друг другу. Потенциал дошкольного и начального образования». Тема встречи: формирование предпосылок читательской грамотности у детей старшего дошкольного возраста: потенциал филологического образования». 

Для формирования предпосылок читательской грамотности у детей старшего дошкольного возраста и подготовки к будущему осознанному чтению в школе важно создать необходимые условия, применять разнообразные формы работы с детьми в данном направлении. 

Так, гостям была предложена выставка пособий по речевому развитию в разных возрастных группах, а также воспитатель Дюбова Елена Александровна представила авторское дидактического пособие «Самбол «Грамотей-ка» — помощник в обучении грамоте», воспитатель Максимова Анна Сергеевна представила «говорящую среду» — «Маркеры игрового пространства» в речевом развитии детей. 

Посещение занятия с детьми в подготовительной к школе группе по выразительному чтению произведения Г.А. Скребицкого «Всяк по-своему» у Елены Леонидовны было направлено на формирование умения воспроизвести события описанные в ходе чтения сказки, умение охарактеризовать главного героя, решить проблемную ситуацию. 

Занятие с детьми в подготовительной к школе группе «Кто рисует в книгах? Или по страницам книг художников – иллюстраторов Ю.А. Васнецова и Е.И. Чарушина» Айжан Мухамедкалиевна было направлено на знакомство с художниками – иллюстраторами Ю.А. Васнецовым и Е.И. Чарушиным, поддержание у детей интереса к рассматриванию иллюстраций.



«Формирование у детей дошкольного возраста предпосылок читательской грамотности в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО на этапе завершения дошкольного образования. Ориентиры на школу» раскрыла старший воспитатель Томарева Лариса Васильевна.



Также заместителем заведующего Кулебакиной Еленой Александровной был представлен опыт работы ДОУ по формированию предпосылок читательской грамотности у детей старшего дошкольного возраста». 

Опыт работы по данному направлению был продемонстрирован коллегам воспитателем Нурпиисовой Айжан Мухамедкалиевной на тему «Познавательно – речевое развитие детей старшего дошкольного возраста посредством использования технологии «Виммельбух». 

Мастер – класс «Сказка ложь да в ней намек…» (применение ТРИЗ-технологии в формировании читательской грамотности у детей 6-7 лет) показала воспитатель Махмудова Наталья Анатольевна. 

Педагогическая акция «Педагоги, дети, родители: навстречу друг другу. Потенциал дошкольного и начального образования» способствовала повышению уровня профессиональных компетенций педагогов в области формирования у детей предпосылок чтения и развития интереса к литературе, а также знакомство с методами и приемами работы, соответствующими требованиям ФГОС ДОО и ФГОС НОО. Благодарим всех участников акции!

Проект «Скоро в школу» 2023 — 2024 учебный год

В рамках реализации проекта в этом уче во всех подготовительных группах детского сада созданы условия для реализации данного проекта, а именно:

В каждой подготовительной группе детского сада оформлен «Уголок первоклассника», в котором находится материал для знаний, представлены различные демонстрационные пособия «Пора в школу», «Набор первоклассника, «Букварь» Н. Жуковой, а также расположена доска. В учебной зоне находятся «школьные принадлежности». В уголке также имеются дидактические игры: «Собери портфель», «Скоро в школу», «Алфавит», «Звуки» и т.д.

В предметно-развивающей среде каждой подготовительной группы созданы условия для сюжетно-ролевой игры «Школа». В игре дети отражают взаимоотношения учителя и учеников, понимание того, что делают дети в школе, какие обязанности есть у каждого. Дети в игре могут побывать в роли учителя, библиотекаря, медсестры, родителя, директора и т.д. В игровой форме осваивают правила поведения в школе, учатся взаимодействовать друг с другом. Эта игра воспитывает у детей желание учиться, ведь очень скоро они станут настоящими школьниками.

В рамках проекта «Скоро в школу» педагоги подготовительных групп детского сада  провели с детьми для педагогов сюжетно — ролевую игру «Школа».

В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра – основной вид деятельности, форма организации жизни детей, средство всестороннего развития. Сюжетно-ролевая игра «Школа» помогает ребёнку успешно войти в школьную жизнь, овладеть необходимым опытом. В игре формируется умение пользоваться речью, умение договариваться. Играя в сюжетно-ролевую игру,  дети отразили взаимоотношения учителя и учеников, понимание того, что делают дети и взрослые в школе, какие обязанности есть у каждого, так же побывали в разных помещениях школы: столовая, библиотека, медицинский кабинет и т.д. В ходе этой игры ребята пробовали себя в роли учителя, библиотекаря, медсестры, родителя и т.д. Дети в игровой форме осваивают правила поведения в школе, учатся взаимодействовать друг с другом. Эта игра воспитывает у детей желание учиться, ведь очень скоро они станут настоящими школьниками.

Встреча выпускников детского сада и будущих первоклассников

Стало уже традицией приглашать в детский сад в первые дни школьной учебы, выпускников детского сада. На данных встречах первоклашки делятся своими впечатлениями, первыми успехами, рассказывают о правилах в школе, знакомят детей подготовительной группы с учебниками и тетрадями. Данные встречи помогают нам, более доступно через детей подвести детей к осознанию того, что такое школа и какие новые открытия ждут детей.

Выставка в школе «День народного единства» «Россия — родина моя«

4 ноября в России отмечается праздник — День народного единства. Этот день занимает особое место среди государственных праздников современной России.

День народного единства — это праздник, который дети должны знать с раннего возраста. Современный День народного единства — праздник, который призывает людей не только вспомнить важнейшие исторические события, но и напомнить гражданам многонациональной страны важность сплочения. Ведь только вместе, двигаясь в одном направлении, можно справиться с трудностями и преодолеть препятствия, а особенно в наше время.

С целью формирования у детей представлений об истории России, ее героическом прошлом, а также с целью расширения представлений детей о народах населяющих Россию, в нашей группе было проведено мероприятие, посвящённое Дню народного единства»

В ходе  мероприятия, которое было проведено в виде путешествия по разным уголкам нашей Родины, дети познакомились с историей возникновения праздника, подвигами наших предков во имя независимости Родины. Дошкольники узнали о том, как велика, красива и богата ресурсами наша страна. Узнали об историческом прошлом России, закрепили знания о государственных символах. Ребята познакомились с народами населяющими нашу страну, национальными костюмами, обычаями, играми, кухней и т.д. Дети играли в национальные игры, исполняли танцы народов,  населяющих нашу великую страну.

 Выяснили, что сила России в том, что люди разных национальностей живут в стране дружно, и все они одинаково любят свою Родину — Россию.

В результате проделанной работы ребята пришли к осознанию, чтобы мир и дружба были всегда, не должно быть ссор и обид. Мы должны с детства быть дружными, уважать, беречь друг друга, потому что мы – дети одной матери, нашей общей Родины — России.

Детьми изготовлены рисунки, которые были оформлены тематической выставкой в школе № 27 города Тюмени.

Взаимопосещение «Обмен опытом»

Данное мероприятие направлено на преемственность детского сада и школы, при переходе ребенка на новую ступень образования начальной школы. Учителя начальных классов посетили занятия воспитателей подготовительных групп, отметили высокий уровень подготовки детей к школе по образовательным областям «Речевое развитие» «Познавательное развитие».

Педагоги дошкольного учреждения побывали на уроках учителей, посмотрели успеваемость выпускников детского сада, отметили общие направления работы по развитию речи, математике, по знакомству с окружающим миром.

Экскурсия в школу

Данное мероприятие направлено на знакомство детей подготовительных групп со средой школы, пополнение их знаний о предметах и учителях школы, позволяют нам постепенно ввести ребенка на подсознательном уровне, что учится в школе интересно и в тоже время ответственно, так как от учебы в школе зависит и выбор профессии.

Знакомство с местоположением школы

Знакомство с библиотекой школы

Знакомство с кабинетами школы

Знакомство с физкультурным залом

Знакомство с выставками и информационными стендами в коридорах школы

Знакомство с актовым залом

27 декабря, 2021 by admin