Продолжать расширять представления о людях разных профессий. Представлять детям целостный взгляд на человека труда: ответственность, аккуратность, добросовестность, ручная умелость помогают создавать разные материальные и духовные ценности.
Через экспериментирование и практическую деятельность дать детям возможность познакомиться с элементами профессиональной деятельности в каждой из перечисленных областей (провести и объяснить простейшие эксперименты с водой, воздухом, магнитом; вырастить съедобное растение, ухаживать за домашними животными).
В условиях самоизоляции предлагаем родителям весело и с пользой для детей провести время дома. Поиграйте в словесные дидактические игры – они не требуют специального оборудования и дают возможность пообщаться с ребенком во время совместной деятельности: приготовления пищи, уборки комнаты и так далее. В каждую игру можно играть с одним ребенком, а можно и с несколькими. А еще лучше играть всей семьей – это поможет вам сделать добрее и веселее совместную жизнь. Доброжелательность, поддержка, радостная обстановка выдумки и фантазии – только в этом случае игры будут полезны для развития ребенка.
«Назови слова – действия»
Называйте профессию, а ребенок говорит слова – действия, которые выполняют люди этой профессии. Например: врач – слушает, выписывает рецепт, смотрит горло, измеряет температуру, назначает лекарства. Продавец – взвешивает, показывает, отрезает, заворачивает, считает. Повар – режет, чистит, варит, жарит, печет, пробует, солит. Парикмахер – причесывает, стрижет, моет волосы, делает прически, бреет бороду и усы.
«Кому нужны эти предметы»
Весы, товар, прилавок (для продавца)
Ножницы, ткань, швейная машинка (для портнихи)
Половник, кастрюля, сковорода (придумайте для других профессий)
«Для чего нужны предметы?»
Задайте ребенку вопросы, попросите отвечать быстро и четко.
Ножом – режут
Метлой – метут
Пилой – пилят
Иглой – шьют
Лопатой – копают
Ножницами – стригут
Градусником – меряют температуру
Расческой – причесывают
Кистью – рисуют
В кастрюле – варят
В сковороде – жарят
На весах – взвешивают продукты
Из кирпичей – строят дом и т.д.
«Профессии»
Начните предложение, ребенок должен его закончить, вставляя недостающие слова. Или задайте вопрос, ребенок отвечает. Вариантов таких игр много, ниже – несколько примеров.
Опишите несколько профессий. Задача ребенка назвать профессию.
— Носит белый колпак, готовит вкусную еду. Кто это?
— Повар!
— Водит машину …
— Водитель! И т.п.
«Кем я хочу стать? Как буду работать?»
Побеседуйте с ребенком на темы: «Сколько профессий может освоить человек?», «Что определяет название профессии?», «Почему человек стремится овладеть профессией?», «Какая профессия самая лучшая? Почему?», «Кем я мечтаю быть? Чему я для этого должен научиться?».
Обсудите темы: «Какие профессии называют женскими, мужскими? Почему?», «Случается ли, что женщины овладевают мужской профессией, а мужчины – женской?».
Подведите ребенка к выводу: Главное любить и хорошо знать свое дело.
«Доскажи словечко»
Мы в профессии играем
По душе их выбираем,
И мечтаем поскорее
Мамы с папой стать взрослее,
Чтоб не просто так мечтать,
А кем быть решить и стать.
Саша гордо самолет
На веревочке везет.
Он готовится к полетам,
Значит вырастет… (пилотом)
У пилота Боря друг
Красит краской все вокруг,
На окне рисует дождик,
Значит вырастет …(художник)
У художника сестренка
Петь умеет очень звонко.
Подпевают Насте птицы,
Значит вырастет …(певица).
Сочинил он им сонет,
Значит вырастет …(поэт).
У поэта брат – Степашка.
Он весь год учил букашку
Прыгать из стакана в ковшик.
Степа – юный …(дрессировщик).
Дрессировщик с другом Димой
Целый день искали мину.
Дима банку под забором
Закопал, чтоб быть … (сапером).
У сапера старший брат,
Он всегда помочь всем рад.
Кошек с дерева сниматель,
Лева – будущий …(спасатель).
Наш спасатель ходит парой
С доброй девочкой Тамарой.
Лечит та зверей отваром,
Хочет стать … (ветеринаром).
У ветеринара Томы
Мышки все ушли из дома.
Их найдет, всех опросив,
Тима – местный…. (детектив).
Детектив наш на диване
Отыскал заколку Ани.
Аня учит роль Алисы,
Чтобы стать большой …(актрисой).
Для актрис – аплодисменты
И цветы, и комплименты.
Крикнул Анечке: «Мотор!»,
Слава – кино…(режиссер).
Режиссер театр забросил.
Пол он с Данькой пылесосил.
Окружающий мир дорог
Даньке. Будет он — ….(эколог)
«Найди ошибку».
Врач варит суп.
Повар водит машину.
Учитель подстригает волосы.
Портниха лечит людей.
Полицейский взвешивает продукты.
Парикмахер лечит людей.
Придумайте свои выражения-небылицы. Это будет очень забавно.
«Расскажи-ка»
Цель: формирование связной описательной речи.
Например:
Профессия врач. Место работы больница или поликлиника. Врач осматривает больных, назначает лечение, он носит специальную одежду белого цвета. В работе врача необходимы специальные инструменты: шприц, статоскоп, лекарства, бланк для рецепта и так далее. Это важная профессия, так как…(поразмышляйте вместе, чем именно важна та или иная профессия).
Такие игры очень увлекают ребят! Задавайте новые вопросы, попросите ребенка придумать свои.
Почитайте с детьми по теме:
• «Город добрых дел» Р. Скарри
• «Кем быть?» И. Карпова (серия книг о профессиях)
• «А что у вас?» С. Михалков
• «Кем быть?» В. Маяковский
• «Строители» Б. Заходер
• «Дядя Стёпа — милиционер» С. Михалков
• «Чем пахнут ремесла?» Д. Родари
• «Доктор Айболит» К. Чуковский
• «Незнайка в солнечном городе» Н. Носов
Еще интересно делать опыты. Они могут быть разными: с водой, воздухом, магнитом, рассматривать предметы на солнце и т.д.Экспериментируя, ребенок лучше узнает окружающий мир; учится исследовать жидкие и твердые тела; определяет физические свойства различных тел; учится делать самостоятельные умозаключения по результатам обследования.
Предлагаем дома провести несколько простых опытов с водой и воздухом.
«Воздух в стакане».
Перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в емкость с водой. Обратить внимание детей на то, что стакан нужно держать очень ровно. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет?
Вывод: В стакане есть воздух, он не пускает туда воду.
«Танец горошин».
Цель: Познакомить с понятием «сила движения», развивать смекалку, наблюдательность, любознательность.
Материал: Баночка с водой, горошины, трубочка, салфетка, лист бумаги.
Ход: Давай научим горох плавать и танцевать. Ребенок в баночку с водой опускает 4 горошины и трубочку, дует в неё. Сначала слабо, потом с большей силой.
Вывод: Когда воздух через трубочку шёл медленно, горошины двигались медленно; сила воздуха увеличилась, и скорость движения горошин возросла. Значит, сила движения предметов зависит от силы воздействия на них.
«Вода нужна всем».
Цель: Дать детям представление о роли воды в жизни растений.
Ход: спросить у ребенка, что будет с растением, если его не поливать (засохнет). Вода необходима растениям. Посмотри: возьмём 2 горошины. Одну поместим на блюдце в намоченную ватку, а вторую – на другое блюдце – в сухую ватку. Оставим горошины на несколько дней. У одной горошины, которая была в ватке с водой появился росточек, а у другой – нет.
Вывод: Ребенок наглядно убеждается о роли воды в развитии, произрастания растений.
«Ходит капелька по кругу».
Цель: Дать детям элементарные знания о круговороте воды в природе.
Ход: Возьмём две мисочки с водой – большую и маленькую, поставим на подоконник и будем наблюдать, из какой мисочки вода исчезнет быстрее. Когда в одной из мисочек не станет воды, обсудить с детьми, куда исчезла вода? Что с ней могло случиться?
Вывод: капельки воды постоянно путешествуют: с дождём выпадают на землю, бегут в ручейках; поят растения, под лучами солнышка снова возвращаются домой – к тучам, из которых когда – то пришли на землю в виде дождя.
«Животворное свойство воды».
Цель: Показать важное свойство воды – давать жизнь живому.
Ход: Наблюдение за срезанными веточками дерева, поставленными в воду, они оживают, дают корни. Наблюдение за проращиванием одинаковых семян в двух блюдцах: пустом и с влажной ватой. Наблюдение за проращиванием луковицы в сухой банке и банке с водой.
Вывод: Вода даёт жизнь живому.
Задание: придумайте, опишите и зафиксируйте (сфотографируйте) свои опыты: с магнитом, солнечными лучами (опишите свойства магнита по отношению к различным материалам, как увидеть радугу дома на солнце).
Желаем творческих успехов и интересного времяпрепровождения!