Всем известен интерес детей к книгам. Это увлечение возникает на пути от простого любопытства – к удивлению, от удивления – к активной любознательности, а от неё – к знанию. Природную любознательность ребёнка полнее всего удовлетворяют книги. Очень много зависит от того, как относятся к книге в семье.
Родители должны уметь пересказать содержание произведения, передать своё мнение о книге. Очень важно правильно отобрать материал для чтения, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка.
Важный способ приобщения детей к книге – чтение в слух. Небольшая беседа об авторе книги, название произведения создадут своеобразную установку, психологически подготовит ребёнка к прослушиванию произведения.
Способствует развитию интереса к книге и циклическое чтение, т. е. в течении некоторого времени книга читается по частям или отдельно по главам. Во время вынужденного перерыва у ребят постоянно поддерживается интерес к дальнейшему содержанию книги.
Важно уметь раскрыть воспитательный потенциал книги, донести её до ума и сердца ребёнка. Именно процесс чтения способствует духовному общению родителей и детей, устанавливает взаимопонимание, близость, доверительность, без которых немыслимо воспитание.
Лучшие детские книги, представляя собой высокие образцы художественного слова, воспитывают у детей чувство прекрасного и делают жизнь полнее и интереснее. В книгах содержится большой жизненный опыт, а взрослый помогает малышу воспринимать его осмысленно. Сказанное относится к ребятам всех возрастов, т. к. дети остаются детьми, а благодаря книге они обретают «умное детство».
Рекомендуя для чтения ту или иную книгу, очень важно учитывать интересы и склонность конкретного малыша. Многих родителей волнует вопрос формирования интереса к книге и культуры чтения. Здесь важно соблюдать такт, без нажима, доверчиво, без принуждения и запретов влиять на выбор книги. Культура же чтения тесно связана с понятием сознательного отношения к книге, умением внимательно и вдумчиво слушать.
Интересен приём использования традиций семьи: детям читать то, что читали в детстве их родителям.
Постепенно можно подвести ребёнка и к самостоятельному выбору книги. В семьях же, где на это не обращают внимания, где книга не в почёте либо её читают нетерпеливо, поверхностно, мы встречаемся ещё и с подменой чтения просмотром телевизора, что приносит лишь вред развитию ума ребёнка, нравственности и эстетического восприятия мира.
Уголок книги для ребёнка дома
Дома хорошо иметь библиотеку детской художественной литературы, которая обычно хранится вместе с вашей библиотекой на отдельной полке. Ребёнку дают 2-3 книги на определённый отрезок времени, а затем заменяют новыми. Делают это для того, чтобы не рассеивать внимание ребёнка на множество книг, чтобы он глубоко осваивал содержание литературного произведения, мог осмыслить его, пересказать, детально рассмотреть иллюстрации. Здесь книжный фонд детской домашней библиотеки может быть систематизирован по возрастному признаку. Это помогает родителям организовать чтение ребёнка в соответствии с его возрастными возможностями, а также видеть перспективу пополнения библиотеки.
Советы родителям по воспитанию у детей бережного отношения к книгам.
Уважаемые родители! Приучайте детей бережно относится к книгам. Объясните детям правила: Посмотрел книгу – положи на место. Если хочешь посмотреть книгу, проверь руки, чистые ли они? Книгу рассматривают только сидя за столом. Учите ребёнка правильно листать книгу с правого верхнего угла, не смачивать палец слюной, не заминать страницы. Не разрешайте обращаться небрежно даже с ненужной книгой, а тем более вырезать картинки из неё.
Помните, если сын или дочь привык обращаться с книгой аккуратно, то став школьником, он перенесёт этот навык и на учебник, тетради, другие школьные принадлежности.
Советы родителям по чтению художественной литературы детям дома.
Чтение литературных произведений доводит до сознания детей все неисчерпаемые богатства родного языка, способствует тому, что дети начинают пользоваться этим богатством. В старшем школьном возрасте у детей воспитывается способность слышать художественную выразительность слова, закладывается основа для формирования любви к родному языку, к его выразительности, точности, меткости, образности. Когда вы знакомите детей с художественной литературой, постарайтесь решить разнообразные задачи, связанные с развитием речи детей.
Вопросы по содержанию рассказа, стихотворения или сказки могут задаваться в самой разнообразной форме: О чём говорится в этом стихотворении? Что нового и интересного ты узнал из прослушанного рассказа? Что ты можешь рассказать о герое новой сказки? Какой он? Что произошло с героем? Чтобы понять, насколько ребёнок понимает средства художественной выразительности, задайте вопросы: Как автор описывает берёзу? Какие слова и выражения из этой сказки тебе больше всего запомнились и понравились? С чем автор сравнивает снег в своём стихотворении? Какими словами автор назвал в сказке зверей и почему?