Консультация для родителей «Экология в жизни ребенка»

Консультация для родителей «Экология в жизни ребенка»

Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т. е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой –понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

Влияние природы на ребенка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живешь, и, в конечном счете, любовь к родине.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:

-воспитание гуманного отношения к природе (нравственное отношение);

-формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие) ;

-развитие эстетических чувств (умения увидеть красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее) ;

-участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы)

Экологическое воспитание дошкольников следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т. е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу и т. д.

Очень важно показать детям, что по отношению к природе они занимают позиции более сильной стороны и поэтому должны ей покровительствовать, должны ее беречь и заботиться о ней, а также уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых, давать им соответствующую нравственную оценку и по мере своих сил и возможностей противостоять действиям антигуманным и безнравственным.

Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Вот почему воспитание сопереживания и сострадания происходит в неразрывном единстве с формированием системы доступных знаний, которая включает:

-представления о растениях и животных, как уникальных и неповторимых живых существах, об их потребностях и способов удовлетворения этих потребностей;

-понимание взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания, приспособленности растений и животных к условиям существования;-осознание того, что все живые существа на Земле связаны с друг другом сложной системой связей (все друг другу нужны, все друг от друга зависят, исчезновение любого звена нарушает цепочку и т. д.) и в то же время каждое из них имеет свою экологическую нишу, и все они могут существовать одновременно.

Разумеется, одних знаний не достаточно для формирования у детей гуманного отношения к природе –необходимо включать их в посильную для их возраста практическую деятельность –создать условия для полноценного общения детей с живой природой.

А создание и поддерживание положительного эмоционального состояния детей (радость от выполненной работы, удостоенной похвалы воспитателя или родителя расцветший цветок, выздоровевший щенок) способствует дальнейшему развитию чувств сострадания и сопереживания.

Активное гуманное отношение к природе поддерживается и укрепляется и при формировании у детей осознания эстетической ценности объектов природы, их непреходящей красоты, вот почему воспитание эстетических чувств является одним из необходимых условий экологического воспитания, включающего в себя любовь к природе.

Но, ни одно лишь постоянное общение с природой способно прорубить и развивать эстетическое к ней отношение. Необходимо обращать внимание детей на красоту природы, учить наблюдать за состоянием растений и поведением животных, получая от этого удовольствие и замечая красоту жизни, осознавать, что красота никак не определяется утилитарным подходом.

Главное, всегда помнить: прежде чем научить детей видеть красоту и понимать суть прекрасного как эстетической категории, надо развивать их эмоциональную сферу, ибо чувства дошкольников еще недостаточно устойчивы и глубоки, носят избирательный характер. Задача родителей –подвести детей к пониманию того, что мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту.

Запомните правила!

  • Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять из тех растений, выращенные человеком.
  • Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много.
  • Охранять надо не только редкие. ю но и другие, даже самые обычные растения.
  • Нельзя подходить близко к гнездам птиц. По твоим следам гнезда могут отыскать и разорить хищники.
  • Если случайно окажешься возле гнезда, не прикасайся к нему, сразу уходи. Иначе птицы –родители могут совсем покинуть гнездо.
  • Если у тебя есть собака, не бери ее с собой в лес. Она легко может поймать нелетающих птенцов и беспомощных зверей.
  • Не лови и не уноси домой здоровых птенцов птиц и детенышей зверей. В природе о них позаботятся взрослые животные.
  • Не забывайте о том, что растения дают убежище животным.
  • Оберегайте травы, кусты, деревья, вы помогаете зверям, птицам, насекомым, которые укрываются в их зарослях.

-Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять из тех растений, выращенные человеком.-Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много.-Охранять надо не только редкие. ю но и другие, даже самые обычные растения.-Нельзя подходить близко к гнездам птиц. По твоим следам гнезда могут отыскать и разорить хищники.Если случайно окажешься возле гнезда, не прикасайся к нему, сразу уходи. Иначе птицы –родители могут совсем покинуть гнездо.-Если у тебя есть собака, не бери ее с собой в лес. Она легко может поймать нелетающих птенцов и беспомощных зверей.-Не лови ине уноси домой здоровых птенцов птиц и детенышей зверей. В природе о них позаботятся взрослые животные.-Не забывайте о том, что растения дают убежище животным. Оберегайте травы, кусты, деревья, вы помогаете зверям, птицам, насекомым, которые укрываются в их зарослях.

неразрывном единстве с формированием системы доступных знаний, которая включает:-представления о растениях и животных, как уникальных и неповторимых живых существах, об их потребностях и способов удовлетворения этих потребностей;-понимание взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания, приспособленности растений и животных к условиям существования;-осознание того, что все живые существа на Земле связаны с друг другом сложной системой связей (вседруг другу нужны, все друг от друга зависят, исчезновение любого звена нарушает цепочку и т. д.) и в то же время каждое из них имеет свою экологическую нишу, и все они могут существовать одновременно.Разумеется, одних знаний не достаточно для формирования у детей гуманного отношения к природе –необходимо включать их в посильную для их возраста практическую деятельность –создатьусловия для полноценного общения детей с живой природой. А создание и поддерживание положительного эмоционального состояния детей (радость от выполненной работы, удостоенной похвалы воспитателя или родителя расцветший цветок, выздоровевший щенок) способствует дальнейшему развитию чувств сострадания и сопереживания.Активное гуманное отношение к природе поддерживается и укрепляется и при формировании у детей осознания эстетической ценности объектов природы, их непреходящей красоты, вот почему воспитание эстетических чувств является одним из необходимых условий экологического воспитания, включающего в себя любовь к природе.Но, ни одно лишь постоянное общение с природой способно прорубить и развивать эстетическое к ней отношение. Необходимо обращать внимание детей на красоту природы, учить наблюдать за состоянием растений и поведением животных, получая от этого удовольствие и замечая красоту жизни, осознавать, что красота никак не определяется утилитарным подходом. Главное, всегда помнить: прежде чем научить детей видеть красоту и понимать суть прекрасного как эстетической категории, надо развивать их эмоциональную сферу, ибо чувства дошкольников еще недостаточно устойчивы и глубоки, носят избирательный характер.Задача родителей –подвести детей к пониманию того, что мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту.Запомните правила!-Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять из тех растений, выращенные человеком.-Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много.-Охранять надо не только редкие. ю но и другие, даже самые обычные растения.-Нельзя подходить близко к гнездам птиц. По твоим следам гнезда могут отыскать и разорить хищники.Если случайно окажешься возле гнезда, не прикасайся к нему, сразу уходи. Иначе птицы –родители могут совсем покинуть гнездо.-Если у тебя есть собака, не бери ее с собой в лес. Она легко может поймать нелетающих птенцов и беспомощных зверей.-Не лови ине уноси домой здоровых птенцов птиц и детенышей зверей. В природе о них позаботятся взрослые животные.-Не забывайте о том, что растения дают убежище животным. Оберегайте травы, кусты, деревья, вы помогаете зверям, птицам, насекомым, которые укрываются в их зарослях.Стихи об экологииЧтобы цветы в лесу цвели,Всю весну и летоМы не будем собиратьИх больших букетов.Если птенчик из гнездаВыпорхнул до срока,Мы поможем, не беда,Не трещи, сорока.Хоть и вредный мухомор,Мы его не тронем.Вдруг понадобиться онЖителю лесному.Хрупкий домик муравьяНадо тоже охранять.Обязательно он долженЗа заборчиком стоять.Зайчика и ежика –Жителей лесныхЛучше вы не трогайте!Охраняйте их!Давайте, дошколята,Природу охранять!О ней ни на минутуНе надо забывать.Ведь цветы, леса, поля и речки,Это все для нас навечно!О загрязненииЕсть в природе равновесие,Нарушать его нельзя.В жизни это очень важноДля тебя и для меня.Что бы было равновесиеНадо с вами, нам, друзьяНе выбрасывать отходыИ не загрязнять моря.Меньше ездить на машинахИ пускать из фабрик дым,Чтоб не летали в атмосфереИ не делали нам дыр.Меньше фантиков, бумажекТы на улицу бросай!Тренируй в себе, ты, ловкость:Точно в урну попадай!А когда захочешь кинутьТы бумажку не в корзину,Ты подумай о природе –Нам еще здесь жить как вроде!Все-всеНа свете, на свете нужны!И мошки не меньше нужны, чем слоны.Нельзя обойтись без чудовищ нелепых,И даже без хищников, злых и свирепых!Нужны все на свете!Нужно все подряд –Кто делает мед, и кто делает яд.Плохие дела у кошки без мышки,У мышки без кошкиНе лучшие делишки.Да! Если мы с кем-то не очень дружны,Мы все-таки очень друг другу нужны!Экология землиПосмотрите с чувством людиЧто с планетой нашей будетОб асфальт, сжигая шиныГазом кашляют машиныСколько гари, сколько дымаПросто невообразимоПечи, фабрики, заводыКатера и теплоходыВыдыхают серый газПосчитайте, сколько в час?Экология в упадкеСлой озонный слишком шаткийНу, когда же мы поймем?Это дом, мы в нем живемЗемлю мы считаем раемСами же и отравляемМусора завалы, грудыВпрочем, урны есть повсюдуНа лицо, накинув теньВ урну бросить мусор лень«лучше использованный товарБросить здесь на тротуарВ парках, скверах, и аллеяхКучи мусора белеютИ признаться, стыдно дажнСловно свалка наши пляжиВ космос сорок лет летаемИ его мы засоряемНу, когда придет сознаньеВ уважении мироздания?Двадцать первый ныне векБудь умнее ЧЕЛОВЕК!

25 мая, 2021 by