Экологическое отношение к миру формируется и развивается на протяжении всей жизни человека. Умение жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать воспитывать как можно раньше.
Экологическое воспитание обеспечивает формирование духовных и нравственных ценностей. Научить детей видеть красивое – дело сложное.
Влияние музыки на формирование у ребенка экологической культуры очень велико. Музыка, как и любое другое искусство, способна воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нравственно-эстетическим переживаниям, вести к преобразованию окружающего мира.
Формы работы с детьми.
1.Слушание
Природа музыкальна: пение птиц, журчание воды, шум леса, всё это так легко воспринимают дошкольники с помощью музыкальных произведений на экологическую тему. Ребенку предлагают обратить внимание на поведение насекомых, на повадки домашних животных, птиц, и тут же послушать соответствующую музыку. Следующим этапом ‒ предлагать обсудить как композитор передал данный образ или явление природы с помощью музыкальных выразительных средств. Например, рассматриваем гусеницу на листочке и слушаем «Две гусеницы разговаривают» Д. Жученко, наблюдаем совместно с детьми за дворовой собачкой и воробьем, сидящем на ветке слушаем пьесу Ф. Лемарка «Пудель и птичка»; наблюдаем за котенком и его мамой-кошкой и слушаем пьесу Б. Берлина «Сонный котенок»; прислушиваемся к звукам приближающейся грозы за окном и слушаем музыку «Гром и дождь» Т. Чудовой и др.
Но, наряду с произведениями классической музыки, нужно включать в слушание детей произведения написанные детскими композиторами и произведения для детей: песни Т.Морозовой «Разноцветная осень», «Воробушек», «Весна-красна», «Дождик», песни Варламова «Оленёнок», «Про жирафа», «Черепаха», «Лето», песни М. Парцхаладзе «Плаксы-сосульки», «Кто построил радугу», «Море-море», «Про кита». Дети не только любят их слушать, но с удовольствием поют эти песни. В современной популярной музыке тоже есть произведения, которые можно использовать в музыкально-экологическом развитии детей, например — песня Ю.Антонова «Не рвите цветы», А. Зацепина «Ты слышишь, море», М. Дунаевского «Непогода» (муз. к к/ф «Мэри Поппинс, до свидания!»).
Говорим о временах года и слушаем произведения Фридерика Шопена «Весенний вальс» Антонио Вивальди «Зима», «Лето», «Времена года», «Времена года» П. И. Чайковского, звуки природы и голоса животных, птиц.
2. Игроритмика
Также дети очень любят игроритмику, в которой они то «путешествуют» к бабушке в деревню, где они знакомятся с домашними животными и в движениях передают их повадки – забавных щенят, козлят, лошадок и поросят, то они отправляются на лесную полянку, где превращаются в муравья, ёжика, волка, или спешат в зоопарк, где живут экзотические животные – львы, носороги, обезьяны. Тщательно подобранная музыка помогает детям «примерить» на себя тот или иной образ, ощутить себя, то диким и свирепым львом, то красивым нежным цветком, пчёлкой, зайцем, медведем.
Пластические этюды развивают у детей не только музыкально-двигательное творчество, но и формируют представление о роли человека в жизни природы, о правилах поведения в лесу, у водоемов, в городских парках, воспитанию гуманного отношения к природе.
3.Музыкально-дидактические игры
Одним из средств формирования экологической и музыкальной культуры ребенка является музыкально- дидактическая игра. Игра является важным видом детской деятельности и имеет большое значение для формирования творческой личности.
Ценность музыкально- дидактических игр в том, что они не только доступны детскому пониманию, но и вызывают у ребенка интерес, желание участвовать.
Воспитывая у ребенка творческую активность, мы опираемся на жизненный опыт детей, на его представления об окружающей природе, на явления, происходящие в ней, а игра увлекает ребенка, ведет его в свой мир, учит правильно воспринимать окружающий мир.
Цель: воспитание экологической культуры дошкольников, стремления самим беречь природу и призывать к этому окружающих.
Берегите, люди, лес
Гладь озёр и синь небес.
И цветы вы берегите
Их охапками не рвите.
Вы природу охраняйте
И костры не разжигайте.
Не ломайте тонких веток,
Не пугайте птичьих деток.
Грибы, ягоды берите,
Но в лесу вы не сорите.
Вы в лесу – всего лишь гости,
Злые вы замашки бросьте.
Родники вы охраняйте,
Ручейки не засоряйте.
И тогда тебе и мне
Природа всё воздаст вдвойне!!!
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ
«Цветок»«Дождь»
Утром рано он закрыт, Меж еловых мягких лап
делают из двух ладоней «бутон»поглаживание подушечками пальцев стоп
Но к полудню ближе Дождик кап- кап, кап- кап.
Распускает лепестки, стучат пальцами по столу
медленно раскрывают «бутон»Где сучок давно засох
Красоту их вижу. сжимают, разжимают кулачки
шевелят всеми пальцамиСерый мох, мох, мох.
К вечеру цветок опять Где листок к листку прилип
Закрывает венчик. стучат пальцами по столу
медленно закрывают «бутон»Вырос гриб, гриб, гриб.
И теперь он будет спать кулачок-ладошка ‒ гриб
До утра, как птенчик. Кто нашёл его друзья?
кулачки, хлопок, кулачки, хлопок
Это я, я, я. хлопки по груди
ПОЙТЕ ДОМА
«Шире круг» муз. Д. Львова-Компанейца слова В.Викторова
Шире круг,
Шире круг,
Музыка зовет
Всех друзей,
Всех подруг
В шумный хоровод!
Дружат пчелка и цветок,
Дружат лист и мотылек,
Дружат реки и леса,
Дружат в хоре голоса.
Дружат рыбы в глубине,
Дружат птицы в вышине,
Дружит с небом океан,
Дружат люди разных стран.
Дружат солнце и весна,
Дружат звезды и луна,
Дружат в море корабли,
Дружат дети всей земли.
СМОТРИТЕ ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ
Мультфильмы «Мальчик и лягушонок». «Шепот рыб», Мальчик и Земля, «Берегите воду»
Смешарики «Красная книга», «Маленькое большое море»,