Авторская разработка

Педагогическая идея:

 «Формирование словаря детей младшего дошкольного возраста в режимных моментах посредством театрализованной игры»

Формирование словаря – одна из важных задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным для ее решения. Овладение словарем является важным условием умственного развития ребёнка.

Словарь – один из компонентов речевого развития ребенка. При развитии словаря ребенок всесторонне развивается. Овладение словарем является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, присваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов. Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. 

Ведущей задачей речевого развития на данном этапе является накопление словаря. Как показывают исследования А.М. Бородич, и др. у детей младшего дошкольного возраста происходит быстрый рост активного словаря. К трем годам количество слов доходит до 1500 Темп прироста словаря в последующие годы несколько замедляется. 

Словарная работа в направлена на то, чтобы подвести ребенка к пониманию значения слова, обогатить его речь смысловым содержанием, т. е. на качественное развитие словаря. 

Развитие словаря — это длительный процесс количественного накопления слов, освоение их значений информирование умение использовать их в конкретных условиях общения. В отечественной методике развития речи задачи словарной работы в детском саду были определены в трудах Е.И. Тихеевой, В.И. Логиновой, В.В.Гербовой и др. Эти исследователи подчеркивали необходимость проведения специально организованной работы, направленной на расширение, уточнение и активизацию словаря. Такую работу они рекомендовали проводить как на занятиях, так и в свободное от занятий время.

Основная трудность в работе с детьми 3-4 лет, это слабое развитие речи детей, нарушение звукопроизношения. Именно младший возраст благоприятен для воспитания речепроизносимых навыков, так как становятся более подвижными органы речевого аппарата: нижняя челюсть, мышцы языка, губ. 

Режимные моменты наиболее благоприятны для организации правильного речевого общения. Все режимные моменты непосредственно связаны с какими-то реальными объектами, по поводу которых можно организовать разговор с детьми. При этом формируется определённый круг знаний и представлений, активизируется речь детей.

Правильно составленные режимные моменты дня имеют большое педагогическое значение. Организуя режимные моменты и всю деятельность ребенка в ДОУ, необходимо стремиться к тому, чтобы содержание этой деятельности носило познавательный характер. 

Так как в дошкольном детстве ведущей деятельностью является игра, то одним из условий успешной работы по развитию речи будет использование различных игр. Размышляя над вопросом о формировании словаря детей, я пришла к выводу, что мне может помочь театрализованная игра.

Почему именно театрализованная игра? Театрализованная игра один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

Театрализованные игры позволяют решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, развития речи, формирования элементарных математических представлений до физического совершенствования. Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональность театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности.

Участвуя в театрализованных играх, дети отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, входят в образ, перевоплощаются в него, живут его жизнью. 

Актуальность создания системы педагогических мероприятий по формированию словаря через театрализованную игру обусловлена тем, что именно театр привлекает детей своей яркостью, красочностью, динамикой. В ходе освоения театрализованной деятельности легко и естественно активизируется словарь ребенка –  это, возможно, осуществлять в различных режимных моментах.

Анализируя «Программу развития речи» Алексеева М.М., Яшина В.И. можно отметить, что в работе по развитию речи основное внимание уделяется накоплению и обогащению словаря на основе расширения знаний и представлений из окружающей ребенка жизни; активизация разных частей речи, не только существительных, но и прилагательных, и глаголов.

Усваиваемые детьми слова делятся на две категории: пассивный словарь (слова, которые ребенок понимает, связывает с определенными представлениями, но не употребляет) и активный словарь (слова, которые ребенок не только понимает, но активно, сознательно при всяком подходящем случае употребляет в речи). 

В работе с детьми важно, чтобы новое слово вошло в активный словарь. Это происходит только в том случае, если оно будет закреплено и воспроизведено ими в речи. 

Дошкольники усваивают бытовой, природоведческий (названия явлений неживой природы, растений, животных) и обществоведческий (явления социальной жизни) словари. 

В младшем дошкольном возрасте активный словарь детей рекомендовано обогащать:

− существительными – названиями предметов одежды, посуды, мебели, игрушек, растений, овощей, фруктов, домашних животных, их детенышей и др.;

− глаголами, обозначающими некоторые действия (мыть, вытирать, гладить, стирать, лечить и др.); 

− прилагательными (большой – маленький, белый – черный, горячий – холодный, сладкий – кислый, желтый, красный, синий, зеленый, круглый);

 − наречиями (вчера, сегодня, завтра, близко, далеко, низко, высоко).

Цель моего опыта показать значимость театрализованных игр в формировании словаря детей младшего возраста.

Для достижения целей мною были поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития словаря детей младшего дошкольного возраста; 

2. Изучить методы, формы и средства работы по формированию словаря детей младшего школьного возраста;

3. Составить и провести комплекс игр направленный на формирование активного словаря у детей младшего дошкольного возраста;

4. Расширить содержательную и эмоциональную стороны режимных моментов.

2. Театрализованная игра как средство  формирования словаря детей младшего дошкольного возраста

Театральная игра — самый актуальный и наиболее оптимальный вид игры в детском возрасте. Этот вид игры оказывает большое влияние на развитие связной речи, пополняют словарный запас, учат вести диалог с партнером, составлять предложения и небольшие сюжетные рассказы. Ребенок осваивает богатство родного языка, его выразительные средства, используя интонации, соответствующие характеру героев и их поступкам. 

Театрализованные игры всегда радуют малышей, пользуются у них большой любовью. Театрализованные игры — один из эффективных способов коррекционного воздействия на детей, в котором ярко проявляется принцип обучения — учить играя.

Театральные игры рассчитаны на активное участие ребенка, который является не просто пассивным исполнителем указаний педагога, а соучастником педагогического процесса. Новые знания в игре преподносятся в виде проблемных ситуаций, требующих от детей и взрослого совместных активных поисков.

Организация режимных моментов проводится в занимательной и интересной детям форме на основе сюжета и выполняют одновременно воспитательные, познавательные и развивающие функции. Их содержание, формы и методы проведения способствуют выполнению поставленной задачи — развитие речи через театрализованную игру.

Важным условием успешного применения театрализованных игр для малышей – является речевая активность самих детей на основе подражания образцу. 

Использовала следующие игровые приемы: использование элементов подвижной игры, сюрпризные моменты; имитационные движения; чтение художественных произведений со звукоподражаниями (веселые песенки, потешки, загадки). C помощью театрализованных игр учу детей правильному произношению звуков. 

В группе, где я работаю, находятся дети двух-трех лет. Ребята совсем недавно начали ходить в детский сад, для малыша детский сад предстает как неизвестное пространство, с новыми отношениями и окружением.

 В период адаптации я стараюсь использовать в работе с детьми героев сказок, каждый день я встречаю детей разными куклами. Появление игрушки неизбежно вызывает детский интерес, например кошка «мяукает». Дети знакомятся с кошкой по очереди, называя свои имена. Дети описывают внешний вид кошки, её шёрстку, имитируют её характерные повадки. Мурка говорит детям, что очень любит ловить мышей и предлагает поиграть: «Вы будете мышки, а я буду вас догонять». Поиграв с детьми, Мурка прощается, обещает прийти в гости снова. Используя данное игровое упражнение, я активизирую в речи детей природоведческий словарь по теме «Домашние животные», малыши запоминают повадки кошки. 

Также во время утреннего приёма я использовала кукол би-ба-бо бабушку и дедушку из сказок «Колобок», которые встречали детей, расспрашивали их, как они провели вчерашний день, что видели, когда шли в детский сад. Тем самым мы старались не только привлечь детей к знакомой сказке, но и активизировать связную речь. Игрушки загадывают загадку по теме, которая изучается в данный момент и приглашают детей,  в путешествие вместе с Колобком, где проходит полосу препятствий и добирается до «леса», где все герои сказок потеряли свои цвета и их нужно раскрасить. В процессе раскрашивания мы не только следили, как дети держат карандаш, но и спрашивали их, какой герой изображен, какой он в сказке (трусливый, серый, хитрая) каким цветом мы его раскрасим, тем самым стимулируем эмоционально-оценочную лексику и активизируем словарь имена прилагательными. 

 Перед  утренней зарядкой в гости к детям приходят герои сказки «Сказки о ёжике и медвежонке» Козлова. Ёжик приносит в подарок массажные мячики. Мы вместе с детьми не только их покатали, помяли в руке, но и по очереди отвечали на вопрос «Что делает ёжик в лесу», предавая мячик друг другу и называя слова – действия. Сказочный герой спросил ребят, какие подвижные игры они знают с его участием, и предложил в них поиграть.

 Таким образом, в ходе основных утренних режимных моментов мы одновременно выполнили несколько задач по развитию речи детей: формирование природоведческого словаря с использованием сказки, активизация словаря глаголами, развитие мелкой и общей моторики.

Театрализованная игрушка использовалась мною и во время привития культурно – гигиенических  навыков, благодаря этому мы активизировали в речи детей слова из бытового словаря на тему «туалетных принадлежностей» детей. «Посмотрите дети, какая нарядная и чистенькая наша кукла Оля. У нее чистые ладошки, чистое личико. Давайте  спросим у нее, почему она такая нарядная и аккуратная». Оля «отвечает», что ее родители ее научили умываться, сухо полотенцем вытираться, на платьице не брызгать водой. Я спрашиваю у детей, хочется ли им быть такими же чистыми и аккуратными, как Оля Вот у нас есть кран, мыло и полотенце. А как мы это делаем, покажем Маше? Намыливаем кукле руки, спрашивая детей, что дальше делать. Проговариваем весь алгоритм мытья рук. Дети охотно подкатывают рукава, тщательно моют руки, старательно вытираются полотенцем. Радуются, когда кукла «хвалит» их: «Молодец, Миша, ручки чистые, даже блестят».

Во время проведения режимных моментов (кормление, одевание, умывание, подготовка ко сну) использую потешки, прибаутки, стихи, которые помогают установлению между мной и ребенком эмоционального контакта, вызывают радостные эмоции у ребенка, особенно, если, произнося потешку, называют его имя. 

Так, во время одевания или раздевания детей, разговариваю с ними о том, что они надевают или снимают, какого цвета одежда, из какого материала она сшита. Для этого я использую уже любимую детям игру «Одень куклу на прогулку», но для большего интереса к детям приходит Машенька, из сказки «Три медведя». Сейчас зима (подбираю вопросу по времени года) улице холодно, Машеньке нужно подобрать одежду. Какую одежду надо надеть на куклу? (Показ и рассматривание одежды). Вместе с куклой рассматриваем предметы зимней одежды, называем их, рассказываем о цвете, обращает внимание на детали одежды (карманы, рукава, воротник). Подчеркиваем, что зимняя одежда очень теплая, потому что зимой холодно. 

Дети проговаривали слова – действия, слова – предметы, касаемые данной тематике, что также помогло, активизировать бытовой  словарь в речи детей, но уже по теме «одежда». Подготовка к прогулкам дает возможность закрепить лексику, связанную с сезоном, предметные и обобщающие понятия одежды и обуви, умение вежливо обращаться за помощью к детям и взрослым. 

Перед приемом пищи к нам в гости заглядывает Федора из сказки К. И. Чуковского «Федорино горе», все вместе мы рассматриваем посуду, называем ее форму, цвет. Федора загадывает нам загадки о овощах и фруктах, вместе с ней играем в игры «свари суп», «варим компот» отбирая нужные ингредиенты для готовки и проговаривая их. Какие полезные продукты дети едят в детском саду и дома, а что нельзя есть, поиграв в игру «Съедобное – несъедобное».Во время приема пищи Федора обращает внимание детей на плакат «Правила поведения за столом» и зачитывал из него стихи, одни из которых дети уже знают наизусть.

Также, внимание уделялось  правильному держанию столовых приборов. Таким образом, в ходе данного режимного момента была выполнена задача по активизации бытового словаря по теме «Посуда», «Продукты питания» и безопасному поведению за столом. 

В спальной комнате малышей ждет мягкая игрушка Бычок из сказки «Бычок — черный бочок, белые копытца», обр. М. Булатова. 

Бычок смотрит и помогает детям укладываться спасть, а так же следит, чтоб ребята правильно ли снимали одежду и аккуратно складывали ее. Перед сном мы проговариваем последовательность раздевания, проговаривая действия стимулируя детей произносить в своей речи глаголы. Так же мы активизируем речь произнося имена существительные из бытового словаря по темам «одежда» и «обувь».  

Бычок посмотрит, кто самый аккуратный, (это стимулирует детей к порядку и аккуратности, все дети стараются получить похвалу от Бычка). Затем я прочитываю детям сказку, а они вместе с бычком засыпают.

В вечернее время перед уходом детей домой я использую героев перчаточного театра, держа у героя в руках мешок,  предлагая детям поиграть с ним, игровые правила очень простые детям на ощупь нужно отгадать, знакомый предмет. 

Львёнок достает предметы по одному, а дети их называют. Затем он снова складывает их в мешочек и предлагает поиграть, определить предмет на ощупь Дети с удовольствием играют в игру и с нетерпением ждут Львёнка в гости. Во время игры мы повторяем слова по темам, которые проходим, одежда, обувь, посуда, игрушки, транспорт и т.д. закрепляя знания полученные ранее.   

Для того чтобы создать больше возможностей для использования в режимных моментах элементов театрализации в нашей группе оформлен театральный уголок с различными видами театра: фланелеграф, пальчиковый, би-ба-бо, настольный, театр резиновых игрушек, конусов, цилиндров, плоскостной, театр вязаных игрушек, тряпичных кукол, театр на ложках, театр живых теней, магнитный. В группе имеется магнитофон, сделана подборка мелодий, которые используются в различных режимных моментах театрализованной игре. 

Театр Би-Ба-Бо дети любят больше всего, появление каждого персонажа вызывало  у них радость, активность и раскрепощенность в поведении. Во время представления дети имеют возможность напрямую общаться с персонажами, участвуя непосредственно в действии спектакля. Дети с удовольствием отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, смеются и грустят вместе с персонажами. 

Настольный и пальчиковый театр, эти театры просты и доступны, не требуют определенных умений, дети сами действуют с игрушками, персонажами, повторяют запомнившиеся фразы («Колобок, колобок, я тебя съем!», «Идет коза рогатая, идет коза бодатая…»).

Пальчиковый театр хорош тем, что его можно использовать в разных режимных моментах: утренний прием, во время самостоятельной образовательной деятельности, во время приема пищи, на прогулке. Ребенок, надевая куклу на палец и действуя за персонажа, развивает мелкую моторику, активизирует словарь, учится передавать настроение и характер персонажа.

Работа с родителями.

Конечно же, моя работа была бы невозможна без тесного сотрудничества с родителями. Важно сделать родителей не только союзниками, но и грамотными помощниками.

 Задачи такого взаимодействия:

• объединить усилия взрослых для успешного речевого развития каждого воспитанника группы;

• сформировать у родителей желание помогать своему ребенку, общаться с ним;

• уметь правильно реагировать на проблемы и достижения своего ребенка.

Поэтому важно сделать родителей не только союзниками, но и грамотными помощниками. Для этого в группе проводим следующую работу:

  • у нас проводилось групповое родительское собрание «Театрализованная деятельность как средство развития словотворчества и выразительности речи» 

 участие родителей в выставках и конкурсах детского сада 

Этой осенью в нашем детском саду проходила выставка театральной игрушки, родители вместе с детьми приняли активное участие создавая разнообразные поделки по знакомым произведениям. Самой неожиданной поделкой на выставке, был пряничный театр на палочках по сказке «Теремок», это поделка не осталась не замеченной и во время зрительского голосования заняла 1 место на выставке. 

После окончания выставки в нашем саду был объявлен конкурс театральных уголков, мы вместе с родителями обогатили наш театральный уголок разными видами театра: би-ба-бо,  варежковый, пальчиковый театр, театр топотушек, вязаный театр, театр теней, театр на палочках, множество настольного театра, театр из бросового материала (киндеры, стаканы, прищепки, СД диски, пробки и втулки), так же был создан фланелеграф и напольная ширма. Затем мы представили наш театральный уголок в стихотворной форме и заняли 2 место.  

 участие родителей в речевых традициях группы. 

«Копилка добрых слов». В нашем саду проходила акция «лестница – доброты», мы решили после завершения акции продолжить её в группе, но не много видоизменили её и украсили нашу входную дверь. Заходя в группу фразу « хорошего дня», «добро пожаловать» и множество других фраз направленных на создание благоприятного психологического климата в среде. 

книгообменик

Родители поддержали идею, по созданию книгообменника в группе, принося книги для детей из дома, в группу, чем существенно повысили интерес к чтению у детей. Благодаря этому обогатился  книжный уголок, были предложены детям книги разных авторов и различной тематики (энциклопедии, сказки, стихи, рассказы).

Такое взаимодействие значительно повышает эффективность работы, позволяет преодолеть многие трудности и проблемы и получить желаемый результат в речевом развитии ребенка.

Вывод 

 Итак, возможности театрализованных игр как средства формирования и развития речи младших дошкольников достаточно широки.

Формирование речевой активности, диалогической и монологической речи, словарного запаса возможно при активном включении в процесс развития и обучения ребенка разных видов театрализованных игр.

10 января, 2020 by admin