Весенний кузовок

«ВЕСНА – МЕСЯЦ ЗА МЕСЯЦЕМ».

Уважаемые родители!
Наступила весна, побеседуйте с ребенком об этом времени года. Вспомните весенние месяцы: март, апрель, май. А запомнить весенние месяцы ребенку поможет стихотворение:
Март, апрель и май зеленый
Дарит листья липам, клёнам.
Просыпаются сады.
Распускаются цветы.
Первый месяц, март, на Руси называли «протальником», «капельником». Спросите у ребенка, догадывается ли он откуда эти названия. Если нет объясните. В это время ночи еще морозные, но днем солнышко припекает, на крышах появляются сосульки. Звенит капель. Снег рыхлеет, становится серым. Появляются первые проталины. В этом месяце прилетают перелетные птицы: грачи, скворцы, жаворонки, трясогузки. 

В народе говорили: «Февраль силён метелью, а март – капелью».

«Март — тепло ненадежное». 
Обсудите с ребенком пословицы. Объясните их смысл.
Загадайте загадки:
Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает — 
Когда это бывает? (Весной)
Что вниз вершиной растет? (Сосулька)
Прочитайте с ребенком рассказ В. Сухомлинский «Весенний ветер».  Стихи: Ф. Тютчев «Зима недаром злится», Е. Серова «Подснежник».
В старину месяц апрель называли «снегогоном»,  «солнечник», «водолей». Обсудите с ребенком эти названия. Апрель месяц большой воды, пора освобождения от снега и льда. С полей снег почти сошел, но ещё лежит в затемненных местах в лесу. На деревьях набухают почки. Расцветают первые весенние цветы, появляются шмели и пчелы. В апреле прилетают перелетные птицы: журавли, гуси, дрозды.                       

О нем в народе говорят: «Апрель с водою — май с травою».
«Ручьи в апреле землю пробуждают».
«Земля в апреле теплеет, воды разливаются».
Обсудите с ребенком пословицы. Объясните их смысл.

Май самый зеленый месяц года. Весна одевает природу в новые чистые одёжки, радостно щебечут птицы. На земле быстро прорастает трава, из почек на ветвях деревьев прорываются молодые листочки, каких — то несколько дней и лес не узнать — шумит листвой. В этом месяце зацветает черемуха, а за ней сирень и рябина.

В начале месяца прилетают ласточки. Самыми последними прилетают стрижи. 

Об этом месяце в народе говорят: «Май леса наряжает, лето в гости ожидает».
«Дождь в мае лишним не бывает».
«Ай, ай, месяц май — и тепел, да холоден».
Обсудите с ребенком пословицы. Объясните их смысл.

 Попросите своих детей выполнить такие задания как

Задание 1: Образовать признак по аналогии (день, солнце, ветер, капель, цветок и так далее)

Март-мартовский (день);

Апрель — …

Май — …

 Задание 2. Продолжи предложение:

Утром светло, а днем еще — светлее.

Вечером темно, а ночью….

В кофте тепло, а в куртке еще …

Весной солнце светит ярко, а летом  еще …

Весной птицы поют звонко, а летом еще … 

 Задание 3. Выучи стихотворение:

Весна пришла по снежному,

По влажному ковру.

Рассыпала подснежники,

Посеяла траву.

В берлогу заглянула:

-А ну, вставай медведь!-

На веточку вдохнула —

Пора зазеленеть!

Люди привыкли замечать смену времен года, ориентируясь на календарь. Но настоящая смена сезонов происходит, когда в природе наступают соответствующие изменения, характерные для того или иного времени года. 

Весенние изменения в неживой природе

Долгота дня заметно увеличивается. Солнце все выше поднимается над линией горизонта, что позволяет солнечным лучам лучше прогревать поверхность земли. Температура в воздухе и на поверхности земли увеличивается, что приводит к таянию снежного покрова. Сначала снег сходит на самых прогреваемых солнцем участках, появляются проталины.

Ручьи, образующиеся в результате таяния снега, стекают в близлежащие водоемы. Наполненные водой, реки и озера освобождаются от ледяного покрова. Этому процессу способствует и таяние льда под действием тепла и солнечных лучей. На реках у берегов сначала проявляются узкие полоски свободной воды (закраины), затем лед трескается и раскалывается. В результате активного таяния снега и льда реки выходят из берегов, заливая прибрежные низины, начинается половодье.

В атмосфере формируются кучевые облака, которые отсутствовали в зимний период. Это происходит из-за нагревания воздушных масс, которые находятся в непосредственной близости от земной поверхности. Обычно кучевые облака формируются в утренние и дневные часы, а к вечеру начинают таять и исчезают. К концу весны, обычно в мае, проходят первые грозы. 

Весенние изменения в живой природе

С приходом тепла и по мере прогревания почвы у деревьев начинается сокодвижение: их корни активно вбирают влагу из почвы. Жидкость, попадая в ствол и ветви дерева, растворяет питательные вещества, накопившиеся за зимний период, и разносит их ко всем частям растения.

Через некоторое время после начала сокодвижения набухают почки деревьев и кустарников. Молодые побеги, находящиеся в почках в зачаточном состоянии, защищены от холода и ветра плотными чешуйками. Постепенно чешуйки раскрываются, высвобождая молодые листья. У многих растений они покрыты клейким веществом или нежным пушком – это позволяет предохранить нежные побеги от неблагоприятных погодных условий. Некоторые растения зацветают раньше, нежели покрываются листьями. Как правило, они опыляются ветром: ольха, орешник.

Меняется и жизнь животных. В среднюю полосу возвращаются перелетные птицы. Натуралисты связывают начало весны с прилетом грачей. За ними прилетают зяблики, жаворонки и скворцы. После того, как водоемы освобождаются ото льда, возвращаются и водоплавающие птицы. С появлением насекомых – мух и комаров – совпадает по времени прилет соловьев, ласточек и кукушек.

Животные леса, находившиеся в зимней спячке (медведи, барсуки, ежи и др.), пробуждаются и покидают свои убежища. У животных начинается линька: густой, теплый бело-серый зимний мех сменяется более легким «летним» волосяным покровом. 

16 апреля, 2019 by