Газета «Здоровье детей в Ваших руках» Выпуск №7 «Валеологическое воспитание»

Валеология — это наука об искусстве быть здоровым, поддерживать здоровье, вести активный и правильный образ жизни, приучаться к нему необходимо с ранних лет. Слово «валеология» происходит от латинскоого слова: «valeo» — быть здоровым». Валеология включает в себя несколько составных частей это: медицина, педагогика, психология, гигиена, физическая культура, обществознание, экология, биология, ОБЖ. 

В дошкольном учреждении эта наука стала одним из приоритетных направлений учебно-воспитательного процесса для дошкольников.

 Здоровье всегда было и будет на первом месте, поэтому центральной проблемой валеологии является отношение к индивидуальному здоровью и воспитание культуры здоровья в процессе индивидуального развития личности ребенка. «Валеология есть межнаучное направление познаний о здоровье человека, о путях его обеспечения, формирования и сохранения в конкретных условиях жизнедеятельности. Как учебная дисциплина она представляет собой совокупность знаний о здоровье и о здоровом образе жизни человека. Целью валеологии в ДОУ является формирование здоровья и расширение резервных возможностей организма детей с раннего возраста, увеличение количества и качества здоровья. 

     Предметом валеологии являются индивидуальное здоровье и резервы здоровья человека, а также здоровый образ жизни. В этом состоит одно из важнейших отличий валеологии от профилактических медицинских дисциплин, рекомендации которых направлены на предупреждение болезней. Со стороны может показаться, что ничего сложного в себе эта наука не несет. Однако это не так. Ведь валеология рассматривает здоровье комплексно, целостно, включая все его стороны и аспекты и изучая со всех сторон и вариантов. Из-за глобальности понятия валеология оказывается связанной с целым комплексом других наук. 

        Согласно (ФГОС) образовательная область направлена на достижение целей охраны здоровья детей и формирование основы культуры здоровья путем решения следующих задач:

— сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей 

 -воспитание культурно-гигиенических навыков

— формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

    Воспитание у детей валеологической культуры — это значит, создание мотивации для формирования, сохранения и укрепления здоровья. Валеологическая культура дошкольника подразумевает:

 – знание о своем здоровье;

 – осознанное отношение к здоровью и жизни человека;

 – умение оберегать, поддерживать и сохранять здоровье;

 – валеологическая компетентность.

 Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) выделяет основные направления валеологии:

 – Строение человека. 

– Значение здоровой пищи.

 – Как поддержать свое здоровье. 

Направление работы валеологического воспитания дошкольников, должно реализовываться не только в рамках непосредственной образовательной деятельности (НОД) (на занятиях), но и при организации: досуговых мероприятий, развлечений, утренников, прогулок, режимных моментов.

    Главными союзниками воспитателя в поддержании здоровья дошкольника, являются родители. Взаимодействие с родителями необходимо, так как они являются эталоном для ребенка. 

  Методы и приёмы на занятиях по валеологии: 

Вне зависимости от характера образовательной деятельности педагог пользуется комбинацией из приёмов четырёх групп методов (словесные, наглядные, практические, игровые,).

 Словесный метод — в дошкольном учреждении речь важна не только как средство обучения, но и как способ общения. Для младших групп это более быстрое освоение речи, а для старших групп расширение словарного запаса. – диалог

 – беседа (рассуждения)

 – объяснения

 – чтение литературы

 Наглядный метод — использование наглядности необходимо для успешной реализации задач образовательного процесса. Так как дети дошкольного возраста, воспринимают информацию только в сопровождении иллюстраций. – наблюдение

 – показ (рассматривание картин, иллюстраций)

 – демонстрация (слайдов, диафильмов, кинофильмов)

 Практический метод — приёмы этого метода предполагают практическое освоение ребёнком действительности.

 – рисунки

 – аппликации

 – поделки

 – опыты.

Игровой метод — позволяет дошкольникам осваивать целые блоки новых валеологических знаний, умений и навыков.

 – дидактические

 – подвижные

 – театрализованные.

 Инновационный метод — позволяет ребенку двигаться в ногу со временем, осваивать новые игры развивая логику, мышление, мелкую моторику.

     Валеология в детском саду имеет очень важное значение в воспитании будущего школьника. Эта наука учит дошкольника заботиться о своем здоровье и укреплять свой организм, предотвращая возможные заболевания. Так как валеология включает в себя целый комплекс наук, то дети помимо заботы о своем теле, учатся правильно выражать свои эмоции, чувства, заботясь о своем психоэмоциональном состоянии. Учатся не бояться опасностей вокруг, а остерегаться их и искать пути устранения, а также развивают потребность заботиться не только о себе, но и о людях вокруг.

Здоровый образ жизни рисунок
17 марта, 2024 by