Городской марафон «Радуга народного творчества»

В рамках года, посвященного году народного творчества и нематериального наследия народов России, в городском образовательном пространстве прошел марафон «Радуга народного творчества» среди педагогов ДОУ.

Марафон проходил в течение недели, педагоги разных детских садов делились своим опытом по нескольким номинациям «Резьба по дереву», «Детская деревянная игрушка», «Виды русскойц народной одежды», «Виды народных росписей»

От нашего учреждения участвовали педагоги в номинации «Виды русской народной одежды» — Попова Елена Леонидовна с темой «ФЕРЯЗЬ» и Рублевская Наталья Владимировна с темой «Опашень».

Информация представленная в рамках марафона интересна не только педагогам, а так же будет полезна и вам, родители, потому что знаете вы о своей истории, знают и наши дети, а от сюда почитание близких, знание традиции и обычаев народа и своей семьи.

Предлагаем вам почитать и рассказать детям!

Старинная русская одежда «Опашень»

Старинная русская одежда всегда была разнообразна. При этом она была одинакова по покрою как для царей, так и для крестьян и  отличалась только степенью убранства. Названий у одежды было много.

Так к верхней или откидной одежде относились: опашень, охабень, однорядка, шубы.

Опашень это мужская и женская верхняя одежда. В них ходили летом.

Название наряда Опашень происходит от слова «распахнуть». Это была одежда прямого покроя, широкая и долгополая. Опашень считается разновидностью «охабня» и так же, как и он имеет откидные длинные рукава, которые сужались к запястью и свободно висели вдоль фигуры. Руки при этом продевались в особые разрезы. Опашень обычно изготавливался из сукна, без воротника и петлиц. Для опашня характерно украшение частыми пуговицами.  У богатых пуговицы были золотыми и серебряными, у средних слоев — оловянными. Скошенный вырез горловины опашня был продолжением линии борта пол. Вокруг шеи на опашень пристегивался большой широкий бобровый воротник. Он был круглым, покрывал плечи, грудь и спину. По разрезу и подолу опашни окаймлялись кусками другой материи, расшивались шелками и золотом.

В 1679 году вышел царский указ, который судьбу одежды упоминавшейся в письменных источниках еще с 1489 г. Так согласно этого указа «бояром и околничим, и думным, и ближним, и служилым, и приказным людем по Москве и в городах носить служилое платье, а прежние старобытные городовые одежди охобни и однорядки отставити для того, что те одежди долги прилично женскому платью и к служилому и дорожному времени было непотребно да и многоубыточно»

Таким образом, данный указ 1679 г. отбил охоту рядиться в широкие верхние одежды. Сохранялись они несколько дольше только в костромских, тверских и псковских местах.

Старинная русская народная одежда «Ферязь»

Фе́рязь (от араб. färäğä) — старинная русская и польская одежда (мужская и женская) с длинными рукавами, без воротника и перехвата.

Применялась, как парадная верхняя одежда боярами и дворянами. Надевалась поверх кафтана. По указу от 19 декабря 1680 года в ферязи должны были являться к царскому двору в определённые дни бояре, окольничиидумные и ближние люди, стольникистряпчиедворяне московские и дьяки.

По указу, ферязи были разделены на три разряда:

  1. Золотые ферязи — полагалось выходить на празднования: Нового лета (1 сентября), Рождество ХристовоБогоявлениеБлаговещениеСветлое Христово ВоскресениеВознесениеТроицу, и др.
  2. Бархатные ферязи — полагалось выходить на празднования: Рождество Пресвятые Богородицы, в день Воздвижения Честного креста, в день Пресвятые Богородицы КазанскойСретение Господне и др.
  3. Объяринные (шелковые) ферязи — полагалось выходить на празднования: Сергия ЧудотворцаИоанна ЗлатоустаГригория БогословаТрёх Святителей и др[2].

Ферязь была широкой в подоле, до 3 метров, с длинными, свисающими до земли рукавами. Надевали её следующим образом: в рукав продевали лишь одну руку, собирая его во множество сборок; другой рукав спускали вдоль фигуры до земли. Благодаря ферязи появилось выражение «работать спустя рукава». На грудь пришивались нашивки (по числу пуговиц) с завязками и кистями. Завязок 3, 4, 5 или 7. Каждая нашивка имела петлю для пуговицы, поэтому позднее нашивки стали называться петлицами. По краю ферязи пришивалась «круживо» — кайма с украшениями.

Ферязь шили на подкладке (холодная ферязь), иногда и на меху, из дорогих тканей, бархата, с применением золота.

Разновидности ферязи: мовные, постные, становые (с перехватом на поясе), ездовые, армяшные (из верблюжьей шерсти). Ездовые ферязи — верхняя одежда с богатым украшением, которую очень любил Алексей Михайлович.

Женская ферязь называлась — ферезея. Носилась поверх рубашек. Могла изготовляться без рукавов[3]. Впервые упоминается в кроильных книгах в октябре 1654 года. В Выходных книгах ферезея впервые появляется 16 сентября 1659 года.

12 августа, 2022 by