Развитие ребенка теснейшим образом взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции, с одной стороны, являются «индикатором» состояния ребенка, с другой – самым существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение, определяя направленность внимания, особенности восприятия окружающего мира, логику суждений.
Именно проблемы эмоционального характера являются в большинстве случаев поводом обращения к психологу и причиной многих конфликтных ситуаций. Наиболее информативной, прогностически значимой характеристикой эмоционально-личностного развития ребенка является показатель уровня тревожности и психоэмоционального напряжения.
Эмоциональное неблагополучие может привести к эмоциональному напряжению и различным нарушениям поведения.
Наиболее эффективным методом профилактики является игровая деятельность. Вся жизнь детей насыщена игрой. Игровые упражнения базируются на принципах развивающего обучения, методы и организация которых опираются на закономерности развития дошкольника.
Игра – это психологически комфортная деятельность детей, которая предполагает: снятие всех стрессовых факторов, раскрепощенность, развитие творческой активности. Неизменной любовью пользуются у детей театрализованные игры. Они создают атмосферу безопасности и снимают эмоциональное напряжение у детей.
Игры, помогающие детям в общении
«Катюшин день рождения»
Возраст: от 4 лет.
Цель игры: развитие навыков словесного общения и слушания.
Необходимое оборудование: кукла.
Родитель показывает ребенку куклу и предлагает вместе придумать рассказ, о том, как маленькая девочка Катя проводит свой день рождения, какие подарки она получает, кого из друзей приглашает в гости и т. д. Взрослый начинает историю какой-нибудь простой фразой, например: «Как обычно, будильник прозвенел в семь утра. Катя открыла глазки, зевнула и посмотрела в окошко. Там она увидела…» Не завершив фразы, родитель передает куклу ребенку. Ребенок, получивший из его рук «Катюшку», должен продолжить фразу, завершить ее. Например, он может сказать так: «Там она увидела птичку на ветке. Птичка пела веселую песенку». После этого он передает куклу родителю, и тот тоже сочиняет продолжение истории: «Потом птичка улетела, Катя встала с постели и пошла умываться». И так далее по кругу. В результате общих усилий — получается настоящий рассказ о девочке Кате и ее день рождении.
В игре может участвовать несколько взрослых и детей.
«Зоопарк»
Возраст: от 3 лет.
Цель игры: развитие навыков несловесного (мимического, тактильного) общения.
Выбирается водящий, который изображает без слов (жестами, мимикой) какое-либо животное. Остальные игроки должны угадать, какое животное загадал водящий.
«Магазин игрушек»
Возраст: от 4 лет.
Цель игры: развитие навыков речевого общения.
Необходимое оборудование: игрушки.
Выбирается водящий, исполняющий роль продавца. Остальные игроки — покупатели. Задача покупателей — объяснить, не называя предмета, что они хотели бы купить. А задача продавца — понять, что хочет приобрести покупатель.
Роль продавца может играть и ребенок, и родитель. Можно меняться ролями.
«Лев — зайчик»
Возраст: от 2 лет.
Цель игры: развитие коммуникативной чувствительности ребенка.
Родитель предлагает ребенку превратиться сначала в больших и сильных, потом в маленьких и слабых животных (волк — мышонок, слон — котенок, тигр — ежонок) и рассказать о своих чувствах, ощущениях.
Цель игры: эмоциональная разрядка и снятию мышечного напряжения.
Вооружитесь вместе с ребенком небольшими подушками и устройте бой. Для создания веселой атмосферы можно включить музыку. Перед игрой договоритесь о правилах: драться можно только подушками, обзываться нельзя. Если кто-то распускает руки или говорит грубости – игра прекращается. Строго следите за правилами.
«Обстрел снежками»
Цель игры: переключение на активную деятельность, прочувствование накопившейся агрессивной энергии и «выпускание» ее во время игры.
Заготовьте с ребенком «снаряды»: в качестве снежков можно использовать скомканную бумагу. Бросайтесь друг в друга бумажными снежками, не забывая прятаться в укрытия и уворачиваться от «снарядов» соперника. Дети такую «войнушку» очень любят и готовы играть в нее очень долго.
«Катаем мячик»
Цель игры: снятие мышечного напряжения.
Берем теннисный мячик и укладываем его на поверхность так, чтобы он никуда не укатывался. Задача ребенка – дуть на мяч, чтобы тот сдвинулся с места. В более сложном варианте можно придумывать разные траектории и пытаться силой дуновения катить мячик именно по ним. Глубокий выдох, который неизбежен в такой игре, очень хорошо расслабляет все мышцы и успокаивает, поэтому дыхательные упражнения очень эффективны при работе с агрессией.
Игра «Два барана»
Цель игры: снять невербальную агрессию, предоставить ребенку возможность “легальным образом” выплеснуть гнев, снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение, направить энергию детей в нужное русло.
Участники встают на четвереньки лицом к лицу и упираются лбами. Ради смеха можно немного поблеять. Во время игры нужно следить, чтобы ребенок не ушибся головой.
«Петушки-забияки»
Игроки вооружаются легкими подушками, встают на одну ногу и, прыгая на ней, стараются дотянуться до соперника своим «оружием». Проигравшим становится тот, кто первым встанет на пол обеими ногами.
Родитель рассказывает ребенку историю: «В одном далеком городе дети стали говорить много плохих слов, а хорошие совсем забыли. Хорошие слова очень устали сидеть без дела и решили уйти из этого города в другие места, где дети не забывают их. А в этом городе началось что-то страшное. Дети стали обзываться, совсем перестали дружить, учителя в школе и воспитатели в детских садах совсем перестали хвалить детей, мамы и папы стали только ругать своих малышей. Очень тяжело пришлось деткам, и пошли они искать хорошие слова, чтобы просить их вернуться в их город. Очень долго дети искали эти слова и, наконец, нашли. Хорошие слова очень обрадовались, что они снова стали нужны детям, и с радостью вернулись. Но теперь, стоит кому-то сказать плохое слово, все тут же вспоминают, как хорошие слова уходили из города, и всем сразу уже не хочется ругаться. Давай вспомним хорошие слова, которые мы знаем, и скажем их друг другу». Ребенок и родитель по очереди, обращаясь друг к другу, называют добрые слова, которые им знакомы.
«Все наоборот»
Возраст: от 4 лет.
Цель игры: научить детей определять действия, противоположные по смыслу.
Сначала водящим становится родитель. Водящий делает произвольные движения и называет их, а ребенок выполняет противоположные действия. Например, водящий поднимает вверх руки и говорит: «Руки вверх», ребенок опускают руки по швам. Если ребенок допускает ошибку, он становится водящим.
Смена водящего может производится несколько раз, пока ребенку интересно играть в игру.
Дорогие родители, это далеко не полный список игр и упражнений на коррекцию тех или иных психоэмоциональных состояний.
Хорошо помогает совместная деятельность родителей и детей: совместное рисование, спортивные игры. Главное, ребенок должен иногда выигрывать, побеждать, получать одобрение и т.п. Это улучшает настроение ребенка и вселяет уверенность в своих возможностях.