Играя, помогаем…

Развитие ребенка теснейшим образом взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции, с одной стороны, являются  «индикатором» состояния ребенка, с другой – самым существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение, определяя направленность внимания, особенности восприятия окружающего мира, логику суждений.

Именно проблемы эмоционального характера являются в большинстве случаев поводом обращения к психологу и причиной многих конфликтных ситуаций. Наиболее информативной, прогностически значимой характеристикой эмоционально-личностного развития ребенка является показатель уровня тревожности и психоэмоционального напряжения.

Эмоциональное неблагополучие может привести к эмоциональному напряжению и различным нарушениям поведения.

https://i2.wp.com/jablogo.com/wp-content/uploads/2015/04/%D1%8D%D0%BC%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B86.jpg?w=415&ssl=1

Наиболее эффективным методом профилактики является игровая деятельность. Вся жизнь детей насыщена игрой. Игровые упражнения базируются на принципах развивающего обучения, методы и организация которых опираются на закономерности развития дошкольника.

Игра – это психологически комфортная деятельность детей, которая предполагает: снятие всех стрессовых факторов, раскрепощенность, развитие творческой активности. Неизменной любовью пользуются у детей театрализованные игры. Они создают атмосферу безопасности и снимают эмоциональное напряжение у детей.

Игры, помогающие детям в общении

«Катюшин день рождения»

Возраст: от 4 лет.

Цель игры: развитие навыков словесного общения и слушания.

Необходимое оборудование: кукла.

Родитель показывает ребенку куклу и предлагает вместе придумать рассказ, о том, как маленькая девочка Катя проводит свой день рождения, какие подарки она получает, кого из друзей приглашает в гости и т. д. Взрослый начинает историю какой-нибудь простой фразой, например: «Как обычно, будильник прозвенел в семь утра. Катя открыла глазки, зевнула и посмотрела в окошко. Там она увидела…» Не завершив фразы, родитель передает куклу ребенку. Ребенок, получивший из его рук «Катюшку», должен продолжить фразу, завершить ее. Например, он может сказать так: «Там она увидела птичку на ветке. Птичка пела веселую песенку». После этого он передает куклу родителю, и тот тоже сочиняет продолжение истории: «Потом птичка улетела, Катя встала с постели и пошла умываться». И так далее по кругу. В результате общих усилий —  получается настоящий рассказ о девочке Кате и ее день рождении.

В игре может участвовать несколько взрослых и детей.

«Зоопарк»

Возраст: от 3 лет.

Цель игры: развитие навыков несловесного (мимического, тактильного) общения.

Выбирается водящий, который изображает без слов (жестами, мимикой) какое-либо животное. Остальные игроки должны угадать, какое животное загадал водящий.

«Магазин игрушек»

https://umitoy.ru/upload/iblock/ba1/ba19f10c21ebd2dad04330abd516fdc4.jpg

Возраст: от 4 лет.

Цель игры: развитие навыков речевого общения.

Необходимое оборудование: игрушки.

Выбирается водящий, исполняющий роль продавца. Остальные игроки — покупатели. Задача покупателей — объяснить, не называя предмета, что они хотели бы купить. А задача продавца — понять, что хочет приобрести покупатель.

Роль продавца может играть и ребенок, и родитель. Можно меняться ролями. 

«Лев — зайчик»

Возраст: от 2 лет.

Цель игры: развитие коммуникативной чувствительности ребенка.

Родитель предлагает ребенку превратиться сначала в больших и сильных, потом в маленьких и слабых животных (волк — мышонок, слон — котенок, тигр — ежонок) и рассказать о своих чувствах, ощущениях.

Ссылка: https://ped-kopilka.ru/psihologija/psihologicheskie-igry-dlja-detei-3-6-let.html

Игры на преодоление детской агрессии

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/1283/000a111a-f4d2456f/hello_html_m2cb3f77b.jpg

«Подеремся?»

Цель игры: эмоциональная разрядка и снятию мышечного напряжения.

 Вооружитесь вместе с ребенком небольшими подушками и устройте бой. Для создания веселой атмосферы можно включить музыку. Перед игрой договоритесь о правилах: драться можно только подушками, обзываться нельзя. Если кто-то распускает руки или говорит грубости – игра прекращается. Строго следите за правилами.


«Обстрел снежками»

Цель игры: переключение на активную деятельность, прочувствование накопившейся агрессивной энергии и «выпускание» ее во время игры.

Заготовьте с ребенком «снаряды»: в качестве снежков можно использовать скомканную бумагу. Бросайтесь друг в друга бумажными снежками, не забывая прятаться в укрытия и уворачиваться от «снарядов» соперника. Дети такую «войнушку» очень любят и готовы играть в нее очень долго.

«Катаем мячик»

Цель игры: снятие мышечного напряжения.

 Берем теннисный мячик и укладываем его на поверхность так, чтобы он никуда не укатывался. Задача ребенка – дуть на мяч, чтобы тот сдвинулся с места. В более сложном варианте можно придумывать разные траектории и пытаться силой дуновения катить мячик именно по ним. Глубокий выдох, который неизбежен в такой игре, очень хорошо расслабляет все мышцы и успокаивает, поэтому дыхательные упражнения очень эффективны при работе с агрессией.


Игра «Два барана»

Цель игры: снять невербальную агрессию, предоставить ребенку возможность “легальным образом” выплеснуть гнев, снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение, направить энергию детей в нужное русло. 

Участники встают на четвереньки лицом к лицу и упираются лбами. Ради смеха можно немного поблеять. Во время игры нужно следить, чтобы ребенок не ушибся головой.

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1347728/pub_5c9ce0597dbfa800b562eb7a_5c9ce1a07dbfa800b562eb88/scale_1200

«Петушки-забияки»

Игроки вооружаются легкими подушками, встают на одну ногу и, прыгая на ней, стараются дотянуться до соперника своим «оружием». Проигравшим становится тот, кто первым встанет на пол обеими ногами.

Ссылки: https://razvitie-krohi.ru/psihologiya-detey/detskaya-agressiya-i-10-igr-dlya-ee-ustraneniya.html

https://razvitie-krohi.ru/psihologiya-detey/detskaya-agressiya-i-10-igr-dlya-ee-ustraneniya.html

Игры на преодоление застенчивости

«Хорошие слова»

Возраст: от 3 лет.

Цель игры: научить ребенка говорить теплые слова.

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/114c/000f4003-90017359/img6.jpg

Родитель рассказывает ребенку историю: «В одном далеком городе дети стали говорить много плохих слов, а хорошие совсем забыли. Хорошие слова очень устали сидеть без дела и решили уйти из этого города в другие места, где дети не забывают их. А в этом городе началось что-то страшное. Дети стали обзываться, совсем перестали дружить, учителя в школе и воспитатели в детских садах совсем перестали хвалить детей, мамы и папы стали только ругать своих малышей. Очень тяжело пришлось деткам, и пошли они искать хорошие слова, чтобы просить их вернуться в их город. Очень долго дети искали эти слова и, наконец, нашли. Хорошие слова очень обрадовались, что они снова стали нужны детям, и с радостью вернулись. Но теперь, стоит кому-то сказать плохое слово, все тут же вспоминают, как хорошие слова уходили из города, и всем сразу уже не хочется ругаться. Давай вспомним хорошие слова, которые мы знаем, и скажем их друг другу». Ребенок и родитель по очереди, обращаясь друг к другу, называют добрые слова, которые им знакомы. 

«Все наоборот»

Возраст: от 4 лет.

Цель игры: научить детей определять действия, противоположные по смыслу.

Сначала водящим становится родитель. Водящий делает произвольные движения и называет их, а ребенок выполняет противоположные действия. Например, водящий поднимает вверх руки и говорит: «Руки вверх», ребенок опускают руки по швам. Если ребенок  допускает ошибку, он становится водящим. 

Смена водящего может производится несколько раз, пока ребенку интересно играть в игру.

Ссылка: http://www.razlib.ru/psihologija/zastenchivyi_malysh/p8.php

Дорогие родители, это далеко не полный список игр и упражнений на коррекцию тех или иных психоэмоциональных состояний.

Хорошо помогает совместная деятельность родителей и детей: совместное рисование, спортивные игры. Главное, ребенок должен иногда выигрывать, побеждать, получать одобрение и т.п. Это улучшает настроение ребенка и вселяет уверенность в своих возможностях.

Фантазируйте и придумывайте новые игры! 

24 апреля, 2020 by