На будущий год Ваш ребенок пойдет в первый класс. Перед родителями встают вопросы:
Как подготовить ребенка к школе? На что нужно обратить внимание, чтобы переход из ДОУ в школу был менее болезненным?
Некоторые родители под готовностью к школе понимают только умение ребенка читать, считать. Однако готовность к школе – это и физическая, и нравственная, и психологическая, и мыслительная готовность к обучению.
Физическая готовность
— Обязательным условием для приема в школу детей седьмого года жизни является достижение ими к 1 сентября возраста не менее шести с половиной лет. Обучение детей, не достигших шести с половиной лет к началу учебного года, проводится в условиях детского сада.
Нравственная готовность
— умение строить отношения с учителем;
— умение общаться со сверстниками;
— вежливость, сдержанность, послушание;
— отношение к себе (отсутствие заниженной самооценки).
Нельзя сравнивать достижения своего ребенка с достижениями других детей. Нельзя принуждать ребенка работать на «оценку». Надо чаще хвалить своих детей, даже за малейшие успехи.
Психологическая готовность
— это твердое желание учиться, получать знания; понимание важности и необходимости учения; проявление выраженного интереса к получению новых знаний;
— это умение слушать учителя и выполнять его задания (отнюдь не всегда интересные);
— умение общаться со сверстниками и взрослыми (ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых);
— это определенный уровень развития мышления, памяти, внимания.
Развитие школьно-значимых психологических функций:
— развитие мелких мышц руки (рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами);
— пространственная организация, координация движений (умение правильно определять выше — ниже, вперед — назад, слева — справа);
— координация в системе глаз — рука (ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ — узор, фигуру — зрительно воспринимаемый на расстоянии (например, из книг);
— развитие логического мышления (способность находить сходства и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам);
— развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут);
— развитие произвольной памяти (способность к опосредованному запоминанию: связывать запоминаемый материал с конкретным символом /слово — картинка либо слово — ситуация/).
Мыслительная готовность:
— Наиболее важные показатели — это развитие мышления и речи.
— Очень полезно учить ребенка строить несложные рассуждения, выводы, используя слова:«потому, что»; «если, то»; «поэтому».
— Учите ребят задавать вопросы. Это очень полезно. Мышление всегда начинается с вопроса. Нельзя заставить мысль работать, если просто сказать «подумай».
— Речь является основой, на которой строится учебный процесс. Особенно важно владение монологической речью. Для ребенка это пересказ. После чтения задайте ребенку несколько вопросов по содержанию, попросите пересказать.
— Особое внимание обратите на ориентировку в пространстве. Правильно ли ваш ребенок понимает и употребляет в речи предлоги и понятия: выше, ниже, на, над, под, снизу, сверху, между, перед., за, спереди от…, сзади от…, ближе, дальше, лево, право, левее, правее, ближе всего к…, дальше всего от… и т.д.
Важен не объем знаний у ребенка, а качество знаний:
— Важно учить не читать, а развивать речь. Не учить писать, а создавать условия для развития мелкой моторики руки.
— Для полноценного развития дошкольнику необходимо общаться со сверстниками, взрослыми, играть в развивающие игры слушать чтение книг, рисовать, лепить, фантазировать.
— Чем больше ребенок будет причастен к подготовке к школе, обсуждению будущего, чем больше он будет знать о школе, о новой жизни, тем легче ему будет личностно в нее включиться.
— Уже сейчас постарайтесь очень постепенно режим дня вашего малыша соотнести с режимом дня школьника.
— Чтобы ребёнок умел слышать учителя, обращайте внимание, как он понимает ваши словесные инструкции и требования, которые должны быть чёткими, доброжелательными, немногословными, спокойными.
— Не пугайте ребёнка будущими трудностями в школе!
— Перед школой и во время учёбы проверяйте зрение и слух ребёнка.
Запомните:
— При подготовке к школе вы должны оставаться для вашего ребёнка любящим и понимающим родителем и не брать на себя роль учителя! Ребёнок охотно делает только то, что у него получается, поэтому он не может быть ленивым.
— Постарайтесь достижения ребёнка не сравнивать ни со своими, ни с достижениями старшего брата, ни одноклассников (не озвучивайте это при ребёнке, даже если они в его пользу!).
— Ваша любовь и терпение будут служить гарантом уверенного продвижения в учёбе для вашего малыша.