Роль игры в формировании основ безопасности жизнедеятельности

Дошкольный возраст — первоначальный этап усвоения общественного опыта. Ребёнок развивается под воздействием воспитания, под влиянием впечатлений окружающего мира. У него рано появляется интерес к жизни и работе взрослых.

Огромная роль в развитии и воспитании ребёнка принадлежит игре — важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально- волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир.

Советский педагог В.А.Сухомлинский подчёркивал, что:

« Игра- это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий в окружающем мире. Игра- это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

В игре формируются все стороны ребёнка, развиваются духовные и физические силы ребёнка, его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т.д. Происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника.

Впечатления от игры пробуждают у детей разнообразные чувства, мечту о том, чтобы самим водить корабли, тушить пожар, спасать и лечить людей. Детские игры многообразны по своему содержанию.

Работая над темой «Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей» можно использовать множество игр.

«Игры с правилами»— сюда входят словесные дидактические игры:

— «Телефон»- знакомство с номерами телефонов службы спасения;

— «Исправь ошибку»- знание детей о правилах пожарной безопасности;

-« Горит- не горит»- классификация предметов по при знакам возгорания;

— « Кому что нужно?»- представление детей о предметах, которыми пользуются в своей деятельности врачи, пожарные, полиция, учителя и др.;

— « Запрещается- разрешается»- закрепление знаний об основных требованиях безопасности и т.д.

— «Цветные автомобили»- ознакомление с основными цветами, знакомство с транспортом, обогащение словаря;

— « С чем можно играть»- развивать внимание, мышление, умение правильно отвечать на вопросы;

— «Магазин»- уточнить знания о первичных средствах пожаротушения, о профессии пожарного, учить описывать предмет, узнавать его по описанию.

«Настольно- печатные игры»

— «Пожарные»- игра на упражнение в счёте, развитии речи, внимание, формирование интереса к профессии пожарных;

— « Потуши пожар»- закрепление знаний детей о правильности тушения пожара;

— «Огонь — друг, огонь- враг»- закрепление знаний о том, что при умелом обращении с огнём он приносит пользу, а при неосторожности — огонь приносит вред»;

— «Собери картинку»- дети упражняются в составлении целого из частей, расширяются знания о профессии полицейский и пожарный;

— «Дорожные знаки»- знание детей знаков и их применение;

— « Час пик» — в этой игре у детей развивается ориентир, умение развести горожан по нужным остановкам.

Использую также «Литературно- дидактические игры».

— « Угадай- ка»- цель игры состоит в том, чтобы дети смогли по иллюстрациям уметь назвать знакомые произведения, коротко передать содержание, сделать выводы, закреплять правила дорожного движения и пожарной безопасности.

— « Угадай художественное произведение о пожаре и пожарных»- в этой игре воспитывается интерес к книге, закрепляются знания о причинах возникновения пожара по заданным отрывкам.

Играем в «Подвижные игры»

— « Спички в коробке»- развивается умение детей бегать парами с увёртыванием;

— « Огонь и вода»- игра на внимание, необходимо сформировать у детей понятия о том, что огонь нужно быстро тушить водой»;

— «Перекрёсток»- игра на закрепление знании детей опасных и безопасных мест на улицах Самая любимая сюжетно- ролевая игра – это «Семья».

В игре дети используют свои знания и умения, приобретённые в своей семье, дома. Они стараются своими действиями подражать взрослым. В этой игре дети узнают не только как готовить обет, стирать, но и так же, что ребёнку нельзя пользоваться опасными предметами домашнего быта (спички, газовые плиты, электрические розетки и т.д.), нельзя открывать чужому человеку дверь, как звонить в скорую помощь, в пожарную часть, полицию. Чтобы дети научились всем этим правилам, я провожу НОД по разделам «Ребёнок дома», «Ребёнок и другие люди». Сюжетно- ролевую игру «Семья» можно объединить с играми «Магазин», «Парикмахерская». Играя, дети опять же учатся правилам поведения в общественных местах, культурному общению со взрослыми, узнают многое о профессиях- продавец, парикмахер.

Следующие сюжетно- ролевые игры « Поликлиника», «Доктор». Играя в эти игры, дети строят такие сюжеты как: на приёме у врача в медицинском кабинете; кукла Катя заболела; осмотр у врача; аптека; покупка лекарств по рецептам в аптеке и т.д.

Можно организовать сюжетно- ролевую игру «Автобус». Возможные варианты: «Строим автобус», « Учимся водить автобус», «Едем в школу», «Едем в парк», «катаемся по городу», и т.д.

Можно обыграть ситуацию «Если ребёнок потерялся на улице», «У меня потерялся щенок», т.е. можно разыграть любые различные жизненные ситуации, специально подобранные сюжеты, в которых действующими лицами являются дети, сказочные персонажи, животные.

Таким образом, все проблемы по ОБЖ, которые мы с детьми обсуждаем в течение всего дня, дети стараются воспроизводить в своих играх.

Наша задача, помочь ребёнку выбрать из массы жизненных впечатлений, самые яркие, которые могут послужить сюжетом хорошей игры.

Игры необходимы для здоровья ребёнка, они делают жизнь содержательней¸ полной, создают уверенность в своих силах.

20 июня, 2017 by