Советы психолога для родителей. Как воспитывать агрессивного и гиперактивного ребенка

Дорогие взрослые!

Чтобы вам было легче с нами жить, а мы вас любили:

* Не загружайте нас скучной и нудной работой. Больше жизни! Больше динамики! Мы все можем!

* Не вздумайте давать нам длинных инструкций! На пятнадцатом слове нас больше интересует, какого цвета носки у соседа, чем ваша поучительная речь. Говорите конкретно, по делу, не более десяти слов.

* Не требуйте от нас, чтобы мы были одновременно и внимательными, и аккуратными, и усидчивыми. Это выше наших сил!

А вообще – запомните: похвала и порицание действуют на нас сильнее, чем на других.

Гиперактивные дети.

Многим детям свойственно динамичное поведение. Они с азартом и большим интересом исследуют новый мир, и в этом нет ничего противоестественного. Однако, некоторым детям свойственны признаки поведения, которые характеризуют их как гиперактивных.

Если говорить подробно, то в переводе с латинского языка «активный» значит деятельный, действенный, а греческое слово «гипер» указывает на превышение нормы. В литературе, в описании таких детей часто употребляются термины: «подвижные», «шустрики», «вечный двигатель», «живчик».

Гиперактивность обычно включает в себя склонность быстро отвлекаться, находиться в постоянном беспокойном состоянии, в неспособности долго концентрировать свое внимание.

Гиперактивный ребенок сталкивается с тремя типами трудностей:
1. Его энергия становится причиной раздражения не только взрослых, но и детей. Он может получить репутацию человека, от которого одни неприятности. Ребенок нестабилен и в эмоциональном отношении.

2. Ему трудно спокойно усидеть на стуле и выполнить требования, которые предъявляются к ученику. Это приводит к тому, что в момент объяснения нового материала ученик отвлекается на что-то постороннее (шум, звуки, крики)

3. У таких детей существует трудность визуального восприятия. Он не способен правильно воспринимать смысл символа и печатного материала. Зрение нормально, но мозг не может обрабатывать поступающие сигналы. Поэтому ребенок видит информацию в перевернутом или искаженном виде.

ПРИЗНАКИ ИПУЛЬСИВНОСТИ

ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА:

1. У него часто меняется настроение.6. Когда кто-то из ребят на него кричит, он тоже кричит в ответ.11. В играх не подчиняется общим правилам.
2. Многие вещи его раздражают, выводят из себя.7. Может нагрубить родителям, учителю.12. Горячится во время разговора, часто повышает голос.
3. Обидчив, но не злопамятен.8. Временами кажется, что он переполнен энергией.13. Легко забывает поручения старших, увлекается игрой.
4. Может решительно отказаться от еды, которую не любит.9. Это человек действия, рассуждать не умеет и не любит.14. Любит организовывать и предводительствовать.
5. Часто отвлекается на занятиях.10. Требует к себе внимания, не хочет ждать.15. Похвала и порицание действуют на него сильнее, чем на других.

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ:

  • Старайтесь по возможности сдерживать свои бурные аффекты.
  • Эмоционально поддерживайте детей во всех попытках конструктивного, позитивного поведения.
  • Избегайте категоричных слов и выражений, жестких оценок, упреков, угроз.
  • Старайтесь реже говорить «нет», «нельзя», «прекрати».
  • Следите за своей речью, старайтесь говорить спокойным голосом.
  • Выражая недовольство, не манипулируйте чувствами ребенка и не унижайте его.
  • Не опускайте руки! Любите вашего норовистого ребенка. Помогите ему быть успешным, преодолеть школьные трудности.
  • Играйте с ребенком в подвижные игры, заинтересуйте занятием спортом, особенно плаванием.
  • Используйте эмоциональные воздействия, содержащиеся в голосе, мимике, жестах.

ИГРЫ ДЛЯ ГИПЕРАКТИВНЫХ:

Игра «Подушечные бои»

Попробуйте ответить на вопрос, как часто вы даете своему ребенку пошалить, побаловаться — одним словом разрядиться и выплеснуть накопившееся за день напряжение? К большому сожалению, нет… Организуйте «подушечные бои» как спортивное соревнование, в котором двое играющих, становясь на две газеты, пытаются подушками выбить с них друг друга. В следующий раз можно по тому же сценарию провести, например, «Петушиные бои» и т.д.
Не расстраивайтесь по поводу беспорядков, которыми они будут сопровождаться, наградой вам будет последующее спокойствие вашего ребенка.

Игра «Расскажи стихи руками»

Суть игры в следующем. Взрослый совместно с ребенком по очереди пытаются различными движениями рук с использованием мимики показать содержание стихотворения, небольшой басни, рассказа.

Игра «Успевай-ка»

Содержание игры сводится к тому, что взрослый договаривается с ребенком о том, что будет, допустим, называть цифры, а тот должен следить и сказать «Стоп», если произнесена условленная цифра, например «7». Можно усложнять правила: «Стоп» говорить только в том случае, если перед цифрой «7» называлась цифра «6». Поддержать интерес ребенка к данной игре можно, заменив слуховой материал на зрительный.

Памятка для родителей по взаимодействию с агрессивными детьми

Учите детей прямо заявлять о своих чувствах, а отрицательные эмоции выражать с помощью игровых приемов.

Агрессивные дети иногда проявляют агрессию лишь потому, что не знают других способов выражения своих чувств.

Задача родителей — научить их выходить из конфликтных ситуаций приемлемыми способами.

— Научите ребенка в момент агрессии расслабляться и улыбаться.

С ребенком можно и нужно говорить о том, что такое агрессия и каковы ее разрушительные действия, каким злым и некрасивым становится человек в порыве гнева.

Лучшим гарантом хорошего самообладания и адекватного поведения у детей является умение родителей владеть собой. 

— Наладьте взаимоотношения со своим ребенком, чтобы он чувствовал себя с вами спокойно и уверенно.

— Слушайте своего ребенка. Проводите вместе с ним как можно больше времени. Делитесь с ним своим опытом.

— Рассказывайте ему о своем детстве, детских поступках, победах и неудачах. Если в семье несколько детей, постарайтесь общаться не только со всеми вместе. Уделяйте свое «безраздельное» внимание каждому из них в отдельности.

— Следите за собой, особенно в те минуты, когда вы находитесь под действием стресса и вас легко вывести из равновесия. Отложите или отмените совместные дела с ребенком (если это, конечно, возможно). Старайтесь не прикасаться к ребенку в минуты раздражения. Если вы расстроены, то дети должны знать о вашем состоянии. Говорите детям прямо о своих чувствах, желаниях и потребностях: «Я очень расстроена, хочу побыть одна. Поиграй, пожалуйста, в соседней комнате» или «Дела на работе вывели меня из себя. Через несколько минут я успокоюсь, а сейчас, пожалуйста, не трогай меня».

— Не позволяйте выводить себя из равновесия. Умейте предчувствовать поступление собственного эмоционального срыва и не допускайте этого, управляя собой (подумать о чем-то приятном) и ситуацией.

Для предупреждения агрессивного поведения детей существует широкий спектр возможностей. Эти правила позволяют в конфликтной ситуации с детьми и подростками обеспечить её позитивное разрешение конфликта и установить партнёрские отношения.

1. Старайтесь избегать скандалов и публичных ссор при ребенке, так это может сформировать у него модель конфликтного поведения, которую он будет переносить на окружающий социум.

2. Следите за тем, как ваш ребенок питается до школы и в школе. Большинство детей приходят в школу с пустым желудком, что также провоцирует агрессивное поведение.

3. Адекватно оценивайте возможности своего ребенка и не ставить перед ним заведомо неосуществимых задач, невыполнение которых неизбежно приведет к фрустрации, заниженной самооценке, суицидальным попыткам.

4. Наладьте взаимоотношение со своим ребенком, чтобы он чувствовал себя с вами спокойно и уверенно:

— проводите вместе с ним как можно больше времени, установите семейные традиции, совместные дела, игры, совместное чтение интересных книг, совместные прогулки, совместные покупки, совместные развлечения и отдых, совместное приготовление пищи;

— делитесь с ребенком своим опытом: рассказывайте ему о своем детстве, о трудностях, радостях, ошибках и переживаниях;

— если в семье несколько детей, постарайтесь уделять свое «безраздельное» внимание каждому из них в отдельности, а не только всем вместе одновременно;

5. Контролируйте собственные негативные эмоции. Демонстрируя свою агрессию, ребёнок проявляет негативные эмоции: раздражение, гнев, возмущение, страх, беспомощность. При общении с агрессивно настроенным ребёнком аналогичные эмоции могут возникнуть и у взрослого. Но взрослый, должен уметь сдерживаться. Контролируйте себя, демонстрируя положительный пример в обращении со встречной агрессией, и сохраняйте партнёрские отношения, необходимые для дальнейшего сотрудничества.

6. Старайтесь:

— не повышать голос, не кричать, не устрашать;

— не демонстрировать свою власть: «Будет так, как я скажу»;

— не принимать агрессивные позы и жесты (сжатые челюсти, пальцы в кулаки);

— не смеяться над ребёнком, не передразнивать его;

— не оценивать личность ребёнка или его друзей;

— не использовать физическую силу, не угрожать;

— не читать нотации, проповеди;

— не оправдываться, не пытаться защищать себя или подкупать ребёнка.

Зачастую агрессивное поведение детей связано с желанием вызвать гнев взрослого, тем самым показав его слабость. Если взрослые попадаются на эту «удочку» — они теряют свой авторитет в глазах детей и возможность устанавливать партнёрские отношения.

Если вы расстроены, то дети должны знать о вашем состоянии, говорите детям прямо о своих чувствах, желаниях и потребностях, используя «я – сообщения» вместо того, чтобы срывать свое недовольство на детях:

— « Извини, я очень устала на работе. У меня не все ладится. Был очень трудный день. Сейчас я попью чаю, немного отдохну, а потом мы с тобой поговорим»;

— «Я очень расстроена, у меня ужасное настроение. Я хочу побыть одна. Пожалуйста, поиграй в соседней комнате»;

— «Извини, я сейчас очень раздражена. Ты абсолютно ни причем, и ни в чем не виноват. Сейчас я приведу себя в порядок и приду к тебе».

В те минуты, когда вы расстроены или разгневаны: сделайте для себя что-нибудь приятное, что могло бы вас успокоить;

— примите теплую ванну или душ;

— выпейте чаю;

— послушайте любимую музыку;

— просто расслабьтесь лежа на диване;

— используйте глубокое дыхание, выдыхайте свой гнев в виде облачка.

Старайтесь предвидеть и предотвратить возможные неприятности ситуации, которые могут вызвать ваш гнев и эмоциональный срыв:

— не позволяйте выводить себя из равновесия;

— умейте предчувствовать собственный эмоциональный срыв и не допускайте этого – управляйте собой;

— скажите себе «стоп» и посчитайте до 10;

— напрягайте и расслабляйте кисти рук; дышите медленнее и глубже;

— переключите мысль, подумав о чем-то хорошем, удерживайте это в сознании некоторое время;

— положительный пример поведения взрослого это и есть коррекция грессивности;

— говорите ребенку больше добрых и красивых слов;

— хвалите ребенка;

— при необходимости попросите у ребенка прощение;

— советуйтесь с ребенком, пусть он почувствует, что вы нуждаетесь в его совете, в нем самом;

— делитесь своими радостями и проблемами.

Игнорируйте незначительную агрессию. Когда агрессия детей не опасна и объяснима, взрослому целесообразно реагировать на поведение ребёнка следующим образом:

— просто «не замечайте» реакцию ребёнка;

— выражайте понимание чувств ребенка: «Я понимаю, что тебе обидно»;

— переключайте внимание ребёнка на что-то, например, предложите выполнить какое-либо задание (поиграть);

— позитивно обозначьте его поведение: «Ты злишься потому, что устал».

Поскольку установлено, что агрессия накапливается у всех людей, то взрослый, видя и понимая ситуацию, может просто внимательно выслушать ребёнка и постараться переключить его на что-то другое. Внимание взрослого — необходимость для ребёнка.

Акцентируйте внимание на поступках (поведении), а не на личности ребёнка. В момент агрессии опишите поведение ребёнка при помощи следующих словесных вариантов:

— «Ты ведёшь себя агрессивно» (констатация факта);

— «Ты злишься?» (констатирующий вопрос);

— «Ты хочешь меня обидеть?», «Ты демонстрируешь мне силу?» (раскрытие мотивов агрессора);

— «Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне», «Я напрягаюсь, когда кто-то громко кричит» (раскрытие собственных чувств по отношению к нежелательному поведению);

— «Ты нарушаешь правила поведения» (апелляция к правилам).

Проговаривая одно из высказываний, взрослому нужно проявлять спокойствие, доброжелательность и твёрдость. Акцент делайте только на поступке, чтобы ребёнок (подросток) не услышал в тоне голоса, что вы против него.

Сохраняйте положительную репутацию ребёнка. Ребёнку, как и некоторым взрослым, очень трудно признать свою неправоту. Публичное обсуждение может его больно ранить и, как правило, приведёт только к усилению агрессивного поведения в дальнейшем. Чтобы сохранить ребёнку положительную репутацию, используйте следующие варианты поведения с ним:

-«Ты, возможно, неважно себя чувствуешь», «Ты не хотел его обидеть» (публично минимизируйте вину ребёнка);

— позвольте выполнить ваше требование частично, по-своему;

— предложите ребёнку договор с взаимными уступками.

Настаивая на полном подчинении, можно спровоцировать новый взрыв агрессии. Если позволить подчиниться «по-своему», инцидент будет исчерпан скорее.

Так же родителям необходимо помнить, что на начальной стадии агрессивного поведения (при первых незначительных признаках) лучше всего использовать следующие методы борьбы с агрессией:

— игнорирование;

— переключение внимания;

— «изящный уход».

21 февраля, 2023 by