Совместная театрально-игровая деятельность — уникальный вид сотрудничества. В ней все равны: ребенок, педагог, мамы, папы, бабушки и дедушки. Играя вместе со взрослыми, дети овладевают ценными навыками общения.
Занимаясь с детьми театром, мы сделаем их жизнь интересной и содержательной, наполним ее яркими впечатлениями и радостью творчества. А самое главное — навыки, полученные в театрализованных играх, представлениях дети смогут использовать в повседневной жизни.
Домашний театр — это совокупность театрализованных игр и разнообразных видов театра.
Театрализованные игры всегда радуют, часто смешат детей, пользуясь у них неизменной любовью. Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят, огорчаются вместе с ними.
Значение театрализованной игры
Развивает художественный вкус, творческие способности и выразительность речи;
Формирует чувство коллективизма;
Развивает память, мышление, воображение;
Развивает сценическое, певческое,
танцевальное творчество;
Развивает эмоциональную сферу;
Развивает речь, расширяет словарный запас;
Приобщает дошкольников к театрализованному, драматическому искусству.
Театрализованные игры дошкольников можно разделить на две основные группы:
режиссерские игры и игры-драматизации.
Крежиссерским играм можно отнести
настольный театр,
теневой театр,
театр на фланелеграфе
Ребенок или взрослый не является действующим лицом, а создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа, действует за него, изображает его интонацией, мимикой.
Л.В. Артемова предлагает следующую классификацию режиссерских игр:
Настольный театр игрушек: используются самые разнообразные игрушки и поделки.
Настольный театр картинок. Персонажи и декорации — картинки. Персонажи появляются по ходу действия, что создает элемент сюрпризности, вызывает интерес детей.
Фланелеграф. Картинки или персонажи выставляются на экран. Удерживает их фланель, которой затянуты экран и оборотная сторона картинки.
Теневой театр. Для него необходимо экран из полупрозрачной бумаги, черные плоскостные персонажи и я источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают на экран.
Драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли, который использует куклы или персонажи, надетые на пальцы. Ребенок в этом случае играет сам, используя свои средства выразительности — интонацию, мимику, пантомимику.
Импровизация. Это разыгрывание сюжета без предварительной подготовки.
Уважаемые родители:
Читайте дома больше сказок, стихов и т. д., беседуйте по содержанию произведения, исполняйте сказки, рассказы в лицах, будьте эмоциональными.
Учите детей оперировать предметами, игрушками через личный пример, разыгрывайте мини-спектакли на любую тему, фантазируйте.
Старайтесь мимикой, жестами помогать себе и ребенку в раскрытии различных образов.
Упражнения
1. С помощью мимики выразите горе, радость, боль, страх, удивление.
2. Покажите, как вы сидите у телевизора (захватывающий фильм, за шахматной доской, на рыбалке клюет).
Пальчиковые игры способствуют подготовке руки к письму, развивая мелкую моторику рук, внимание, воображение и память.
Пальчиковая игра «Улитка»
Улитка, улитка, (вращают кулачками)
Покажи рога (выставляют два пальца)
Дам тебе улитка (протягивать руки вперёд)
Кусочек пирога (ладони сложить лодочкой)
Пышки, ватрушки (соединить пальцы в кружок)
Сдобные лепёшки (имитация лепки пирожков)
Улитка, улитка (вращение кулачками)
Высуни рожки. (выставляют средний и указательный пальцы)
Пальчиковая гимнастика «Цветок»
Наши алые цветки распускают лепестки (Ручки сжаты в кулачки и поочерёдно открываются каждый палец)
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет (плавно машем пальчиками)
Наши алые цветки закрывают лепестки (поочерёдно закрываются каждый палец в кулачки)