Все мы — заложники установленных в обществе условностей и правил. Правила — это своего рода общий сценарий жизни, или, как говорят психологи, мышечный скелет человеческих отношений. Правила дорожного движения, правила поведения, правила письма, правила техники безопасности, правила игры и т.д., перечислять можно до бесконечности. Если задуматься, становится страшно: как можно выучить такое огромное количество правил?! Но жить по правилам вовсе не означает ломать свой характер в угоду обществу. В действительности большинству правил мы следуем на полном автоматизме, потому что так привыкли с детства. Например,
или:
и ещё:
И много много разных правил. Правила помогают нам упорядочить нашу жизнь, учат жить в социуме.
Но с рождением ребенка, новоявленные родители почему-то начинают отступать от привычных правил, подстраиваясь под малыша. Теперь вся их жизнь вращается вокруг этого очаровательного комочка. Мы закрываем розетки, чтобы ребенок в них не залез, оборудуем квартиру кучей всевозможных средств безопасности, меняем привычный распорядок дня… В результате ребенок растет в тепличных условиях, как редкий цветок, над которым все вокруг прыгают и с которого сдувают пылинки. Часто родители предоставляют ребенку полную свободу. Хочешь — ешь, хочешь — не ешь, хочешь — спи, хочешь — не спи, хочешь — ходи в детский сад, хочешь — сиди дома, хочешь — убирай свою комнату, не хочешь — не надо… Но абсолютная свобода порой оборачивается отсутствием каких-либо ориентиров. И в один прекрасный момент родители спохватываются и понимают, что кроха уже достаточно большой, и пора бы приучать его к взрослой жизни по правилам. Так и начинается эпоха всевозможных запретов, наказаний и упреков. Малыш уже успел привыкнуть к полному отсутствию всяких правил и совершенно не желает их соблюдать.
Детей формируют привычки
Ребенку, только познающему мир, правила необходимы, как компас и карта блуждающему в дебрях туристу. Ему предстоит жить именно в этом обществе, а значит, необходимо усвоить законы, по которым живет это самое общество. Счастлив тот, кто умеет жить по правилам. Такому человеку легче вливаться в любой коллектив, учиться и ограничивать себя в чем-либо для достижения цели. Как говорится, детей формируют привычки. Ведь большинство правил мы соблюдаем по привычке, не задумываясь о том, как поступить в той или иной ситуации. И задача родителей — с самого раннего возраста выработать у ребенка полезные привычки.
Четкий распорядок дня — начало начал
Ребенку необходим определенный распорядок дня: встать, умыться, одеться, позавтракать, почистить зубы и т.д. Четкая последовательность и повторяемость привычных действий внушают ребенку уверенность, создают ощущение надежности, защищенности, способствуют хорошему настроению. Порядок необходим для правильного развития и последующей учебы в школе.
При отсутствии режима ребенку будет трудно приучить себя к организованности, он не сможет сосредоточиться на одном предмете, т.к. его внимание рассеяно и не привыкло к четким рамкам. Конечно, распорядок дня — понятие довольно индивидуальное, но его надо соблюдать постоянно, то есть ребенок ежедневно должен спать, бодрствовать и есть в одно и то же время. Как правило, дети сами устанавливают этот график, и родителям необходимо только придерживаться его. В дальнейшем привычка к внешней организованности — это шаг к организованности внутренней. Ребенок, который живет по режиму, складывает на место свои игрушки, помогает маме наводить в комнате порядок, а повзрослев, легко научится складывать по полочкам и распределять полученную информацию, отделяя нужную от ненужной, и систематизировать свои мысли. А это, согласитесь, очень помогает во взрослой жизни.
Очень важный пример для подражания
Основополагающую роль в воспитании правил поведения играет именно родительский пример. Ребенок автоматически усваивает принятые в семье правила. Именно в семье, за общим столом у ребенка вырабатываются (или не вырабатываются) хорошие манеры. Так что прежде, чем делать замечания трехлетнему карапузу, посмотрите на себя. Если папа не благодарит маму за ужин или не моет руки перед едой, то не стоит ждать от ребенка иного поведения. Дети быстро перенимают манеру поведения взрослых: если родители говорят с набитым ртом, сидят, развалясь, кладут локти на стол или едят руками, то вряд ли можно требовать от малыша иного поведения. За столом абсолютно все имеет значение: не только что мы едим, но и как мы это делаем. Родители не должны позволять (ни себе, ни другим), чтобы во время еды работал телевизор, бубнило радио, кто-то читал газету или разговаривал по телефону. Ребенок — это зеркальное отражение родителей. И задача родителей вести себя так, как они того требуют от своего ребенка.