Цель проекта: развивать патриотические чувства детей на основе знакомства с героическими образами былинных богатырей.
Задачи:
формировать представление детей о героическом прошлом русского народа; расширять кругозор на основе материала, доступного пониманию детей: былин, рассказов об исторических событиях на Руси и в родном крае, музыкальных произведений, иллюстраций картин художников; познакомить с литературными произведениями и устным народным творчеством, связанными с темой проекта; развивать продуктивную деятельность детей и детское творчество; знакомить с произведениями живописи, связанными с темой проекта;
Велика и необъятна наша великая Родина. Есть у нас реки и горы, поля и леса, но славна наша Русь, не только этим, а славится она людьми отважными, сильными духом. Всегда чтили на Руси силу Богатырскую и прославляли ее в сказаниях, песнях, былинах.
Любовь к Родине – это одно из самых сильных чувств. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал причастность к своей Родине, личную ответственность за родную землю и ее будущее. Патриотизм, гражданственность необходимо воспитывать у детей с самого раннего возраста. За период дошкольного детства дети должны получить основы преставлений о возникновении Государства Российского, о богатырской славе и верности народа своему отечеству, о богатстве народной культуры, национальных особенностях характера и быта наших предков. Этот проект является отличной возможность воспитать чувство гордости за свой народ, за армию, Родину. Вызвать желание быть похожими на смелых и отважных воинов своей страны.
В рамках проекта дошколята смотрели познавательные фильмы «История о богатырях», «Два богатыря», «Илья Муромец», «Алеша Попович». Были проведены Беседы: «Как жили наши предки», «Преданья старины глубокой», «Какими были первые защитники земли русской?», «Богатыри земли русской» во время которых ребята познакомились с понятием «былина», историей создания былин, оружием и доспехами богатыря, былинными конями, пословицами о богатырях, смелости и чести.
Познакомились с картиной В.Васнецова «Три богатыря», составляли по ней рассказ. Познакомились с пословицами и поговорками о Родине и её защитниках, читали художественные произведения «Илья Муромец и Соловей разбойник» сказки о русских богатырях, И. Карноухова «Русские богатыри», Былины «Илья Муромец», «Алеша Попович», «Добрыня Никитич».
Нужно попасть в корзину мячами с расстояния 1,5 м.: у каждого капитана по 3 мяча, бросают их по очереди. Кто точнее?
«Кто больше соберет камней»
Первый богатырь берет 1-й камень и кладет его в корзину, возвращается назад, передает эстафету следующему и т.д.,побеждает та команда, которая больше собрала камней.
«Перетяни богатыря»
Дети в роли богатырей встают напротив друг друга у черты, берутся за руки, другая рука должна быть за спиной, стараются перетянуть друг друга за линию. Тот богатырь, который первый переступил черту, проигрывает.
Дидактические игры
«Угадай о ком говорю»
Цель: Закрепить представления о некоторых аспектах жизни древних славян на основе былин. Воспитывать интерес к малым фольклорным жанрам, уважение к истории и культуре русского народа. (На карте портреты богатырей под цифрами. У детей цифры на столах. Отгадайте, о ком идет речь и поднимите ту цифр)
Вопросы:
1.О чьей силе говорится в былине: «Борозды кладет, как рвы глубокие, из земли дубы вывертывает, камни – валуны в сторону отбрасывает» (Микула Селянинович)
2. Знаменитый гусляр из Великого Новгорода. Он играл на гуслях, пел голосом таким дивным, что однажды царь морской заслушался его и в гости к себе пригласил. (Садко)
3.Какого богатыря поразил своей силой Микула Селянинович? (Святогор)
5. Какому богатырю передал Святогор свой меч – кладенец? (Илья Муромец).
«Назови и объясни».
Цель: помочь детям узнавать и называть, что изображено, и дать определение этому предмету. Воспитывать любознательность.
Дети выбирают любую карточку и объясняют, что на ней изображено:
шлем — защитный головной убор воина
кольчуга — защитная одежда русского воина, сплетённая из металлических колец
меч — старинное боевое оружие воина
топор
булава
дружина — боевой отряд князя
конь – боевой друг богатыря.
щит – защитное вооружение, прикрывающее тело богатыря.
копьё – колющее оружие богатыря – древко с металлическим наконечником.
«Подбери слова»
Цель: упражнять детей в подборе синонимов и сравнений. Воспитывать интерес к новым словам и выражениям.
3. Смельчак (храбрец, орёл, герой, рыцарь без страха и упрёка)
4. Сильный (могучий, богатырский)
5. Написать (придумать, сочинить, нарисовать)
1. Смелый, как воин
2. Храбрый, как солдат, защитник
3. Могучий, как богатырь, дуб
4. Сильный, как силач
5. Чёрный, как ворон, конь
Игра «Да — нет»
Цель: развивать внимание, быстроту реакции и умение отвечать только словами «да» и «нет».
Наша родина сильна (да) И у нас она одна (да) На Руси богатыри есть (да) Им всегда хвала и честь (да) Илья Муромец герой (да) Он был самый молодой (нет) Соловья он победил (да) Из автомата подстрелил (нет) Алеша Попович тоже герой (да) Он сильный, смелый, молодой (да) Карабаса в бою победил (да) На танках боролись богатыри с врагом (нет) Они воевали с мечом и копьем (да) Добрыня Никитич был слабым и хилым (нет) Он змея сумел победить своей силой (да) Гордимся мы нашими богатырями (да) Хотим ли быть такими же сами (да)