Газета Выпуск №3. «Оздоровительная гимнастика после дневного сна, ее значение для общефизического развития ребенка дошкольного возраста»

Дневной сон для детей жизненно необходим для их правильного физического и интеллектуального развития. Однако, дети после дневного сна часто остаются в полусонном состоянии или капризничают. Как безболезненно перейти крохе от дневного сна к игровой деятельности? Поможет в это гимнастика пробуждения.

Гимнастика после дневного сна – это комплекс мероприятий облегчающих переход от сна к бодрствованию, имеющая при правильном руководстве оздоровительный характер.

Основные задачи, решаемые с помощью комплекса гимнастики после сна:

  • устранить последствия сна (вялость, сонливость и др.);
  • увеличить тонус нервной системы;
  • укрепить мышечный тонус;
  • усилить работу основных систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, системы желез внутренней секреции и других);
  • профилактика простудных заболеваний;
  • профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата;
  • закаливание;
  • сохранение положительных эмоций при выполнении физических упражнений и прочих режимных моментов во второй половине дня.

Во время проведения гимнастики после сна можно использовать музыкальное сопровождение. Музыка положительно воздействует на эмоции детей, создает у них хорошее настроение, вселяет бодрость, радость, помогает ритму движений, облегчает их выполнение. Дети учатся слушать музыку и согласовывать движения с ее характером, выполнять упражнения выразительно, плавно. Хорошо, если после пробуждения дети услышат свои любимые детские песни или спокойную приятную музыку, тогда просыпаться они будут намного быстрее.
Не нужно забывать об улыбке. Первое, что должен видеть ребенок после сна, — улыбающееся доброе лицо взрослого человека, будь то мама или воспитатель детского сада, а также слышать плавную, размерную речь, уменьшительно-ласкательные суффиксы. Бодрящую гимнастику следует проводить в любое время года в хорошо проветриваемом помещении семь — десять минут.

Варианты бодрящей гимнастики для малышей:

  • Разминка в постели и самомассаж;
  • Гимнастика игрового характера;;
  • Пробежки по массажным дорожкам;
  • Музыкально-ритмическая гимнастика.

РАЗМИНКА В ПОСТЕЛИ И САМОМАССАЖ

Гимнастика в постели направлена на постепенный переход детей ото сна к бодрствованию. Воспитатель начинает её с уже проснувшимися детьми, остальные присоединяются по мере пробуждения. Гимнастика в постели включает в себя потягивание, поочерёдное поднимание рук и ног, комплекс упражнений начиная с головы до ног. Главное правило – исключить резкие движения,  которые могут вызвать растяжение мышц, перевозбуждение и, как следствие, головокружение. Длительность гимнастики в постели около 2-3минут.

Для детей старшего дошкольного возраста необходимо проводить комплексы бодрящей гимнастики с элементами точечного массажа и самомассажа. Сущность точечного массажа сводится к механическому раздражению биологически активных точек на теле, повышающих иммунитет. Простота выполнения точечного массажа и его эффективность способствуют широкому распространению этого метода.

ГИМНАСТИКА ИГРОВОГО ХАРАКТЕРА

Состоит из 3—6 имитационных упражнений. Дети подражают движениям птиц, животных, растений, создают различные образы («лыжник», «конькобежец», «гимнаст», «петрушка», «цветок» и т.д.)  Пробуждение детей должно происходить под звуки плавной музыки, громкость которой медленно нарастает.

ПРОБЕЖКИ ПО МАССАЖНЫМ ДОРОЖКАМ

Эти упражнения желательно сочетать с контрастными воздушными ваннами и проводить не менее двух раз в неделю   по 5—7 мин. Массажную дорожку составляют из пособий и предметов, способствующих массажу стопы (ребристая доска, резиновые коврики, кольца с шипами и др). Вначале дети идут в быстром темпе по дорожке и плавно переходят на бег, бегут в среднем темпе 1—1,5 мин и переходят на спокойную ходьбу с дыхательными упражнениями. После этого детям предлагается непрерывный бег в течение

2—3 мин,  который заканчивается спокойной ходьбой по массажной дорожке. Дети занимаются в одних трусиках, босиком.

Методика проведения и основы руководства гимнастикой после сна.

Длительность   гимнастики после дневного сна может быть от нескольких минут (минимально 7-15 минут) до нескольких десятков минут. 
Это определяется возрастом детей,  состоянием здоровья и индивидуальными биологическими         ритмами         организма. Не рекомендуется   применение в   гимнастике      после      сна     силовых   упражнений    и    упражнений     на         выносливость. Наиболее простым способом оценки адекватности выбранной нагрузки является самочувствие после гимнастики. Если в результате выполнения комплекса упражнений ребёнок ощущает себя бодрым, энергичным, в хорошем настроении и самочувствии, значит, нагрузка была близкой к оптимальной.

Закаливание организма   можно осуществлять  только при отсутствии воспалительных процессов в организме, в противном случае закаливающие процедуры могут спровоцировать обострение заболеваний. В качестве закаливающих процедур чаще всего используются:

  • Действие солнечных лучей;
  • Действие холодного воздуха;
  • Действие холодной воды (обтирания, обширное умывание).

Закаливающие процедуры можно использовать по отдельности или в комплексе друг с другом.

Пока дети спят, педагог создает условия для контрастного закаливания детей: готовит «холодную»  комнату (игровая комната или раздевалка, в зависимости от планировки здания детского сада); температура в ней с помощью проветривания снижается вначале на 3—5 градусов по сравнению с «теплой» комнатой.

Пробуждение детей происходит под звуки плавной музыки, громкость которой медленно нарастает.

  Главное правило — исключить резкие движения, которые могут вызвать растяжение мышц, перевозбуждение, перепад кровяного давления и, как следствие, головокружение. Длительность гимнастики в постели — около 2—З минут.

Затем дети переходят в «холодную» комнату босиком и в трусиках. Там они выполняют корригирующую ходьбу (на носках, на   пятках, с высоким подниманием колен, в полуприседе, в полном приседе, на внешней стороне стопы, с перекатом с пятки на носок, по корригирующим дорожкам) или комплекс упражнений, направленных на профилактику плоскостопия. При этом важно следить не только за правильностью выполнения упражнений для ног, но и за осанкой детей — положением головы, спины, плеч, рук. Длительность части гимнастики — 2—З минуты.

Далее дети переходят в «теплую» комнату, где выполняют комплекс упражнений или несколько физкультминуток, направленных на профилактику нарушений осанки. Чтобы заинтересовать детей, можно использовать кубики, мячи, обручи, гантели, гимнастические палки, фитболы. Они выполняются в течение 2—З минут.

Затем дети вновь переходят в «холодную»  комнату, чтобы выполнить комплекс упражнений дыхательной гимнастики. Наибольший оздоровительный эффект достигается только при достаточно  длительном выполнении дыхательных упражнений. Увеличивать их дозировку нужно постепенно от 0,5—1 до 5—7 минут.   В противном случае у детей может наблюдаться головокружение.


Гимнастика после сна  увеличивает общий уровень двигательной активности ребёнка, снижая неблагоприятные последствия малоподвижного образа жизни. 

Уважаемые родители! Комплексы бодрящей гимнастики и закаливание можно проводить не только в детском саду, но и дома.

13 ноября, 2023 by