Обязательное соблюдение правил в играх способствует воспитанию выдержки, честности, дисциплины, ответственности перед командой, умение считаться с другими. Играя с детьми в подвижные игры частенько нужно выбрать водящего или же разделить играющих на команды. Вот тогда-то на помощь приходят считалки. Считалки – это рифмованные стишки, состоящие по большей части из придуманных слов и созвучий с подчеркнуто строгим соблюдением ритма. Посредством считалок играющие делят роли и устанавливают очередь для начала игры. Можно отметить две главные особенности считалок. Во-первых, в основе большинства считалок лежит счет, и, во-вторых, считалки поражают нагромождением бессмысленных слов и созвучий. Из слов, составляющих считалку, сплеталось какое-то содержание, вскоре появились и сюжетные положения. Например:
Катилось яблоко
Мимо сада,
Мимо сада,
Мимо града!
Кто поднимет,
Тот и выйдет!
Считалка представляет своеобразную игру словами и ритмом, и в этом ее художественная функция:
Цынцы-брынцы, балалайка,
Цынцы-брынцы, заиграй-ка,
Цынцы-брынцы, не хочу,
Цынцы-брынцы, спать хочу.
Цынцы-брынцы, куда едешь?
Цынцы-брынцы, в городок,
Цынцы-брынцы, чего купишь?
Цынцы-брынцы, молоток.
Весь этот веселый стишок построен на звукоподражаниях, как бы воспроизводящих игру на балалайке. Считалку, звучащие из уст воспитателя, способствует развитию у детей фонематического слуха, выработке навыков улавливания тонких звуковых различий в русском языке, запоминанию слов. Считалки способствуют развитию памяти, и легко запоминаются, поэтому их можно использовать в работе с дошкольниками.
Рекомендации по использованию считалок
Пятый год жизни.
Очень важным моментом при проведении подвижных игр является распределение ролей. Считалкой можно выбрать водящего в подвижной игре уже на пятом году жизни, т.к. в течение года воспитатель приучает всех детей быть ведущими. Выделяя детей на роль ведущих, воспитатель должен учитывать особенности каждого ребенка. Малоактивных, застенчивых следует заранее привлекать к подготовке игры, доверять в игре вначале более простую роль, в которой он отвечал бы главным образом за свои действия. В этой возрастной группе дети уже сами начинают участвовать в выборе ведущего. Например, в игре «У медведя во бору» ребенок, выполнивший роль медведя, выбирает по окончании игры следующего ведущего – медведя. С детьми пятого года жизни лучше пользоваться считалками, текст которых понятен детям, и в которых нет необходимости делить слова на слоги. Например, Петух / по имени / Петя/ Через / плетень / перелетел /. Воспитатель должен научить детей правильно пользоваться считалкой при распределении ролей в игре. Для этого нужно предложить детям встать в круг, а воспитатель, встав в центр круга, подходит к одному из детей и начинает произносить считалку громко, ясно, не спеша передвигаясь по кругу, указывает рукой при произнесении слов поочередно на играющих. Ребенок, на которого приходиться последнее слово считалки, оказывается водящим или первым начинает игру. Для того, чтобы закрепить умение произносить текст считалки и одновременно указывать рукой поочередно на играющих, следует использовать и такой прием: воспитатель предлагает детям, выбирая ведущего, текст считалки произносить всем вместе. При этом следить за четким произношением короткого стихотворения. Когда дети запомнят несколько считалок, научатся с помощью воспитателя ими пользоваться, можно уже предложить выбрать ведущего по считалке ребенку, который хорошо ее знает. В другом случае воспитатель спрашивает у детей: «Какую мы выберем сегодня считалку? Кто хочет считать?»
Шестой год жизни
В этой возрастной группе часто для распределения ролей применяются считалки более сложного содержания. Детей привлекает звуковое сочетание слов в некоторых считалках, содержание которых не имеет определенного смысла. Водящего выбрать дети могут и при помощи считалок-шуток. Например,
Белый снег,
Белый мел,
Белый заяц Тоже бел.
А вот белка
Не бела,
Белой даже
Не была.
Седьмой год жизни
В играх детей седьмого года жизни при активном их участии происходит распределение ролей; они сами выбирают водящих. Дети очень любят разнообразные по содержанию считалки и охотно их применяют, демонстрируя свои знания товарищам. Например,
Раз, два, три, четыре, пять
– Дима будет начинать.
За морями, за горами,
За железными столбами
На пригорке теремок,
На дверях висит замок,
Ты за ключиком иди
И замочек отопри.
Примеры считалок:
Я вчера летал в ракете, На далекой был планете, Там обедал в синеве, А под вечер был в Москве. Из ракеты той, друзья, Самым первым вышел я.
Ехал мужик по дороге, Сломал колесо на пороге. Сколько нужно гвоздей? Говори поскорей, Не задерживай наших людей. – Пять! Раз, два, три, Четыре, пять. (Пятый выходит.)
Стакан, лимон — Вышел вон!
На золотом крыльце сидели Царь, царевич, Король, королевич, Сапожник, портной… Кто ты будешь такой? Говори поскорей, Не задерживай добрых И честных людей.
Раз, два — Кружева, Три, четыре — Нос в черниле, Пять, шесть — Кашу есть, Семь, восемь — Сено косим, Девять, десять — Акулина тесто месит. Позвала кота домой, Налила ему помой. Динь-динь, динь-динь, Ты зачем кувшин разбил? Кувшин стоит пятачок, А за это – кулачок.
Шла машина темным лесом За каким-то интересом. Инте-инте-интерес, Выходи на букву «эс».
Шишель, мышель — Этот вышел!
Раз, два, три, четыре, пять, Вышел зайчик погулять. Вдруг охотник выбегает, Прямо в зайчика стреляет. Пиф-паф! Ой-ой-ой! Умирает зайчик мой. Привезли его в больницу — Он украл там рукавицу. Привезли его в буфет Он украл кулек конфет. Привезли его домой — Оказался он живой.
Бах-бух, Тих-тюх, Зайчик – ух, Во весь дух, Полетел от зайки пух. Хуп-хоп, Зайке в лоб, Шум, звон, Поди вон!
Раз, два, три, четыре, Жили мошки на квартире. К ним повадился сам-друг, Крестовик – большой паук. Пять, шесть, семь, восемь, Паука мы просим: Ты, обжора, не ходи! Ну-ка, Мишенька, води.
Шел баран По крутым горам, Вырвал травку, Положил на лавку, Кто ее возьмет — Тот и вон пойдет.
– Заяц белый, Куда бегал? – Лыко драл. – Куда клал? – Под колоду, Под пенек, Под передний уголок.
Раз, два, три, Четыре, пять — Тебе в космос улетать!
Шли бараны по дороге, Промочили в луже ноги. Стали ноги вытирать: Кто платочком, Кто тряпицей, Кто дырявой рукавицей.
Аты-баты, шли солдаты, Аты-баты, на базар. Аты-баты, что купили? Аты-баты, самовар. Аты-баты, сколько стоит? Аты-баты, три рубля. Аты-баты, он какой? Аты-баты, золотой.
Вышел месяц из тумана, Вынул ножик из кармана. Буду резать, буду бить — Все равно тебе водить!