Предлагаю вашему вниманию игры для сенсорного развития детей, которые можно изготовить своими руками.
В данном материале собраны различные дидактические игры по развитию сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста. Эти виды игр позволяют развивать мелкую моторику. Дидактические игры с предметами направлены на изучение различий между предметами, сравнение их между собой. В процессе игр дети изучают величину и качества предметов, закрепляют названия геометрических фигур. У детей развивается внимание и формируется цветовосприятие.
Играйте и развивайтесь с удовольствием!
Дидактическая игра «Нарядим солнышко»
Цель: развитие сенсорного восприятия, формирование зрительно- моторной координации на основе действий с предметами. Задачи: Закреплять у детей представления о цветах и их оттенках, умение группировать предметы по цвету, учить сравнивать предметы по цвету путем прикладывания их друг к другу, формировать зрительно-моторную координацию на основе действий с предметами, знакомить с понятиями «такая», «не такая», «одинаковые», «разные».
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, умение играть коллективно. Развивать мелкую моторику рук.
Варианты игры:
Вариант № 1
«Солнышко улыбнулось». Дети выкладывают солнышко с изображением «открытых глаз». Взрослый предлагает всем детям встать в круг, взяться за руки и улыбнуться солнышку и друг-другу.
Вариант № 2
«Нарядим солнышко». Взрослый или дети выкладывают в центре стола изображение солнца с «открытыми глазами». Детям предлагается «нарядить солнышко», т.е путём прикладывания к основному солнышку ребёнок располагает лучики по кругу .
Далее ребёнку необходимо найти соответствующий по цвету бантик и путём наложения нарядить лучик.
Вариант № 3 «Солнышко уснуло».
Взрослый или ребёнок переворачивает солнышко обратной стороной, т.е изображением «закрытые глазки» и предлагает
детям спрятать лучики и бантики в «домик» (красивая коробочка), называя при этом знакомый им цвет. Например, красный лучик и красный бантик спрятались в «домик». Игра считается законченной, когда все лучики и бантики будут спрятаны в домик.
Дидактическая игра «Наряди матрёшку»
Цель: Учить детей запоминать геометрические фигуры. Обучать группировке предметов по цвету, соотнесению предметов по форме методом наложения. Совершенствовать тактильные ощущения. Развивать мелкую моторику рук. Учить детей фиксировать внимание на цветовых свойствах предметов. Материал: 4 матрёшки с геометрическими рисунками-схемами, геометрические формы, «дорожки».
Вариант № 1 – «Наряди» !
Ребёнок берёт матрёшку и методом наложения выкладывают геометрические фигуры по контуру. Игра считается законченной, если все контуры будут закрыты геометрическими фигурами нужного цвета.
Вариант №2 – «Дорожки для матрёшек».
Ребёнок берёт понравившуюся «дорожку» и выкладывает на неё фигуры одной формы, но разные по цвету. Игра считается оконченной, если выложены все фигуры на дорожку или пока вся дорожка не заполнится.
Вариант № 3 – « Матрёшка на дорожке».
Этот вариант для детей, которые хорошо справились с вариантом
№ 1 и № 2. Ребёнок выбирает понравившуюся матрёшку и
«наряжает» её. Заполняет все контуры геометрическими фигурами. После этого берёт любую дорожку для своей матрёшки и выкладывает на ней геометрические фигуры (разные по цвету).
Вариант №4–«Найди матрёшке её дорожку».
Последний вариант игры позволит ребёнку закрепить все предыдущие варианты игр.
Ребенок берёт матрёшку в красной косынке и выкладывает на ней по контурам все геометрические фигуры. Затем ему нужно найти
«дорожку» с красной геометрической фигурой и выложить на ней все треугольники (разные по цвету). Игра считается законченной, если матрёшки будут стоять на дорожках.
Дидактическая игра « Стиральные машинки»
Цель: Развитие сенсорных навыков. Задачи:
Закреплять названия основных цветов, учить их правильному произношению, знакомить с разными видами одежды (платье, юбка, брюки).
Развивать цветовосприятие (ребёнок должен хорошо различать цвета).
Развивать логическое мышление (при принятии решения, в какую стиральную машинку опустить синее платье или жёлтую шапочку).
Развивать мелкую моторику рук (необходимо взять пальчиками маленькую детальку из картона и опустить её в отверстие стиральной машины).
Воспитывать внимательность, усидчивость, желание доводить начатое дело до конца, отзывчивость и стремление помочь кукле Тане.
«В гостях у фигурок-человечков»
Цель: Ознакомление детей с кругом, квадратом, треугольником и их названиями. Обучение приемам обследования формы – обведению пальцем контура фигуры.
Материал:
большие картонные круг, квадрат, треугольник, прямоугольник с нарисованными «лицами» -фигурки-человечки. Такие же геометрические фигуры меньшего размера разного цвета на каждого ребенка.
Ход игры: Воспитатель вместе с детьми поочередно рассматривает круг, квадрат, треугольник, обводя их контуры пальцем, дает названия этих фигур. Затем проводится игра: фигурки собирают в корзинку печенье (разноцветныекруги,квадраты, треугольники). Каждая фигурка берет печенье такой же формы, как и она сама.
Испекли в духовке Сладкое печенье, Получилось вкусно, Просто объеденье!
Игра «Осень в саду»
Цель: учить детей различать и называть цвета: красный, желтый, зеленый. научить детейгруппировать предметы по цвету и отдельным цветовым деталям, помогая друг другу на основе сравнения предметов. Закреплять умения различать цвета, называть их, быстро находить нужный предмет среди других. Воспитывать взаимопомощь, взаимовыручку.
Игра «Подбери чашки к блюдцам»
Цель: учить детей соотносить предметы по цвету.
Игра «Подбери пёрышко»
Цель: учить детей различать и называть основные цвета, повторять простые и относительно сложные фразы.
Д/и «Вагончики для паровозика»
Цель: продолжать учить детей подбирать по цвету нужный предмет. Развивать воображение и логическое мышление
Игра «Наведи порядок».
Цель: Учить детей различать цвета и использовать название цветов в речи.
Ход игры: Дети собирают рассыпанные по столу цветные кубики и раскладывают их на тарелочки соответствующего цвета. Проговаривая при этом цвет каждого кубика.
Дидактическая игра по сенсорному развитию «Сказка»
Цель: закрепить знание основных четырех цветов (красный, синий, зеленый, желтый, понятие «один-много», геометрическую фигуру круг.
Ход игры: На полянке гуляли девочки с разноцветными шарами.
Задаю вопросы: Сколько девочек? Какой формы красный шарик? Какого цвета шарик у девочки в синем платье?и т. д.
Вдруг подул сильный ветер, шарики улетели. Набежали тучки и пошел дождик.
Какого цвета тучки? А капельки? Сколько капелек у тебя в руке и т.д.
Когда дождик закончился, на полянку прилетели бабочки и сели на цветочки.
Какого цвета этот цветочек? Сколько цветов? Какого цвета бабочка сядет на красный цветок? и т.д.
А потом на небе выглянуло солнышко и появилась красивая радуга.