Игры по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста
Главная > СИДИМДОМА#КМП > Игры по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста
Игры по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста
Подготовила
педагог-психолог: Иванова Т.В.
«Ум ребенка находится
на кончиках его пальцев»
В. А. Сухомлинский.
Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика», что ее нужно обязательно развивать…
Что же такое мелкая моторика?
Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации «рука-глаз», т. к. развитие мелких движений рук происходит под контролем зрения.
Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка?
Дело в том, что на кистях рук имеются точки и зоны, которые связаны с различными зонами головного мозга. Идущие в кору головного мозга нервные импульсы от пальцев рук «тревожат» расположенные по соседству речевые зоны, стимулируя их активную деятельность.
Именно поэтому очень важно играть с маленькими детьми в «полезные» игры.
Как правило, такие игры не требуют каких – либо специальных приспособлений и оборудования. Для участия в игре требуется только интерес ребенка. Маленькие дети всегда с огромным удовольствием участвуют в новых играх. Задача взрослого – заинтересовать маленького человечка.
Прокатывание шариков.
Дети катают маленькие шарики по столу (по игровому полю, на котором можно нарисовать разные дорожки – прямые, изогнутые, по спирали).
Во время игры шарик не должен выскользнуть из-под ладони и должен прокатиться точно по дорожке.
Скажите малышу: «Шарики непослушные! Так и норовят убежать. А ты их не отпускай!».
Шарики можно катать как ладонями (в первых играх), так и одним пальчиком (в последующих играх).
Сортировка мелких предметов.
Очень важно, чтобы малыш это делал либо щепотью (тремя пальчиками), либо способом «пинцетного захвата» (захватывал двумя пальчиками – большим и указательным).
При этом остальные пальчики должны быть подогнуты и не мешать. Покажите малышу правильный способ выполнения этого упражнения.
Перемешайте в одной коробке два вида бусин (или горох и фасоль, или ракушки и камушки, или пуговицы разной формы и размера) и попросите вам помочь.
Сортировать можно по цвету (если вы перемешали бусины двух цветов), по форме, по размеру.
Сначала малыш сортирует два вида предметов достаточно большого размера. Затем задание усложняется – берутся более мелкие предметы и сортируют их уже на 3-5 групп (например, фасоль в одну коробочку, горох в другую, бусинки в третью, камушки в четвертую, ракушки в пятую).
Сортировка происходит всегда в игре. Например, наша курочка любит горох, а петушок — фасоль. Надо им в мисочки разделить еду. Или одна кукла любит макароны, а другая фасоль. Нужно дать каждой то, что она любит.
Разминание пластилина.
Перед лепкой ребенку любого возраста обязательно дайте размять пластилин.
Это очень полезное упражнение для развития мелкой моторики. В этом плане обычный отечественный пластилин гораздо полезнее, чем мягкий импортный.
Нанизывание колец на стержень пирамидки.
Сначала малыш учится разбирать игрушку-пирамидку (это легче), а уже потом собирать ее.
Обратите внимание – даже самые маленькие дети легко запоминают последовательность цвета в пирамидке и собирают ее просто по памяти, а не по сопоставлению величин.
Поэтому если Вы хотите научить их сравнивать величину колец и располагать их от самого большого к самому маленькому последовательно, то вам нужна пирамидка с кольцами одного цвета.
Разворачивание завернутого в бумагу
предмета – сюрприза «Что там?»
Когда малыш развернет бумагу и найдет подарок, поиграет с ним, заверните его снова – спрячьте в другую бумагу. И снова попытайтесь найти. Научите малыша заворачивать – прятать предмет от старшей сестры или брата, папы, бабушки. Пусть они порадуются, когда развернут его сюрприз.
Наполнение бутылки мелкими предметами.
В пластиковую бутылку можно опускать фасоль, камешки, шарики.
Чтобы это упражнение было результативным, покажите малышу как правильно его выполнять:
— Захватывать мелкие предметы или щепотью или двумя пальцами (большим и указательным) – просто покажите, как вы захватываете предмет.
— Придерживать бутылочку одной рукой, а другой рукой брать по одной детали. Очень важно следить за тем, чтобы малыш брал правильно и по одной детали!
— В конце закройте бутылку крышкой и погремите получившейся погремушкой.
Сколько разнообразных игр можно найти и в литературе, и в интернете. Самое главное, чтобы было желание!