«Изобразительная деятельность в семейном воспитании детей раннего возраста»
Творчество детей – это мир ярких удивительных образов, с помощью которых они передают свои впечатления об окружающей их действительности.
Многие родители считают: главное – восхищаться любыми детскими рисунками, оберегая “внутренний мир” малыша, давать возможность без всякого вмешательства с их стороны выражать свои мысли и чувства. Такое отношение к детскому творчеству ошибочно.
Конечно, не следует навязывать ребенку свое видение, свои вкусы, но обучать основным изобразительным навыкам и умениям необходимо. Правильное педагогическое руководство “рисованием” с учетом желаний и замыслов ребенка способствует развитию у него устойчивого интереса к изобразительной деятельности, формирует склонности, способности.
Почему родители должны обращать внимание на проявления творческой активности малыша в процессе рисования?
На основании исследований педагогов психологов (Е. А. Флерина, Н. П. Сакулина и др.) можно утверждать, что изобразительная деятельность возникает уже на втором году жизни и носит манипуляционный характер. В поле зрения ребенка попадают предметы художественного назначения (карандаши, фломастеры, ручки, бумага). Ребенок начинает интересоваться способами действия с ними. До 1, 5 лет ребенок не испытывает потребности рисовать, поэтому он действует с предметами неосознанно, а как бы опробуя материал. Ребенка привлекают движение карандаша, ручки по листу бумаги и – самое главное – появление следов. Для него это открытие: вот чистый лист – и вдруг ленточки строк, линии, штрихи.
Взрослый обязательно должен обеспечить ребенка подобными материалами, чтобы они привлекали его внимание. Без участия взрослого ребенок не может овладеть способами использования изобразительных материалов. Заменить приемы действия с ними ребенку помогают изобразит. деятельность взрослого (через наблюдение) или самостоятельное открытие. После этого, как ребенок уяснил особенности работы с карандашом или фломастером, он продолжает покрывать бумагу различными линиями и штрихами, стремясь повторить действие, но еще не замечая, что у него получается изображение предмета. Взрослый человек должен обратить внимание ребенка на характер оставляемых им следов и на разнообразие этих линий. Примерно к двум годам ребенок, т. е. его рука приспосабливается к действию с изобразительными материалами, его движения становятся более твердыми и уверенными, т. е. закладываются основы зрительно – двигательной координации. Характер линий в этот период становится боле организованным, в результате получаются непрерывные спирали, мотки, увеличивается в размере и занимающие весь лист. Постепенно в рисунке исчезает хаотическое нагромождение линий, и все чаще возникают боле четкие графические изображения.
Взрослый должен помочь ребенку увидеть в его каракулях какое – то изображение. С этой целью предлагается рассматривание картинок и иллюстраций. Взрослый может рисовать и лепить на глазах у ребенка любое, получившееся изображение желательно соотносить с реальным предметом.
Благодаря совместным действиям взрослого и ребенка процесс подражания приобретает все боле “содержательный” характер. Если взрослый помогает ребенку в нарисованном узнавать знакомый предмет, он эмоционально откликается: улыбается, смеется, хлопает в ладоши, показывает рисунок всем членам семьи.
Цвет – основное выразительное средство.
Ассоциативные образы в процессе рисования краской возникают быстрее, чем в рисовании карандашом. Яркое пятно краски вызывает у малыша радость и восхищение. Нарисовав темно – синей краской большое пятно, ребенок говорит: “Туча. Идет дождик”.
У детей раннего возраста необходимо формировать предпосылки к творчеству, развивать способность передавать образ в рисунке. В чем специфика методов обучения ребенка раннего возраста изобразительной деятельности? В первую очередь это наблюдение за окружающей действительностью, рассматривание иллюстраций, предметов декоративно – прикладного искусства, народных игрушек и т. п. Однако надо помнить, что произведения искусства должны быть доступными понимания ребенка как по содержанию, так и по средствам выразительности.
Возникновению образа в рисунках детей раннего возраста способствует определенная последовательность творческих заданий, в основе которых овладение изобразительно – выразительными средствами, доступными малышам.
Задание по двигательному ритму (для детей двух лет) направлены на передачу явлений действительности контрастом цветных пятен: “Светит солнышко”, “Мой флажок, как огонек”, “Яркие фонарики”, “Зажжем огни на елке”, “Горят огоньки в домах”, “Праздничный салют”, и т. д. Благодаря цвету рисунок становится ярче, интереснее, живее.
Задание по линейному контуру направлены на передачу форм окружающих предметов: “Травка в поле поднялась”, “Цветы растут”, “Рыбки плавают”, “Шарики летят”, “Колобок – румяный бок”, “Мой веселый, звонкий мяч” и т. п.
Знакомя ребенка с предметами и явлениями действительности, взрослый должен способствовать вовлечению в этот процесс как можно большего числа различных анализаторов (зрительных, слуховых, двигательных). Это поможет малышу лучше запомнить и воспринимать окружающие.
Малыш только начинает рисовать, и взрослому необходимо вызвать у него интерес к этой деятельности. Для этого следует постепенно знакомить его с различными художественными материалами: красками (гуашь, цветной бумагой, карандашами. Надо учить ребенка правильно держать карандаш, кисть в правой руке, аккуратно пользоваться водой и красками. Сначала дайте ребенку гуашь, обратите его внимание на разнообразие цветов. Пусть он возьмет одну краску и на альбомном листе что – нибудь нарисует. Малыш эмоционально реагирует на яркие цвета красок, рисует пятна, линии в разных направлениях.
Постепенно от простых действий кистью ребенок перейдет к узнаванию этого, что получилось: “цветок”, “солнышко”, “мячик”, “дорожка” и т. д. Когда малыш рисует, надо пояснить все его действия (“рисуем красками, карандашами на бумаге”). Он узнает, как интересно рисовать, поэтому стремится повторять линии, круги, пятна, штрихи. В процессе руководства рисованием эта деятельность приобретает образный характер, если взрослый обращает внимание на возникающие в рисунке изображения. С этой целью он проводит занятия, на которых ребенок имеет возможность увидеть процесс создания рисунка определенного содержания. Например, на большом листе бумаге взрослый рисует красками гуаши разного цвета понятные ребенку образы: солнышко, травку, цветы, жуков, птичку и т. д. Эти образы можно создавать не только красками, но и фломастерами, цветными карандашами.
В начале обучения рисованию основное внимание следует обратить на координацию движения рук. Правильно держать карандаш, кисть в правой руке – уже большой труд для малыша. Поэтому при обучению рисования важно показать, как надо держать кисть, набирать краску и оставлять на бумаге пятна, мазки. В последствии можно начать осваивать круговые движения — рисовать краской линии, которые вызывают ассоциации с “дорожками”, и спросите: “Кто пробежал по этой дорожке? ”. Дождитесь ответа или подскажите: “Киска, собачка, девочка.
При обучении детей раннего возраста важен метод совместных действий взрослого и ребенка – “Сотворчество”. Родителям рекомендуется, занимаясь с ребенком, находить различные формы совместных действий.
Формы совместных занятий по ИЗО требуют от взрослого внимания и подготовки, так как надо не только позаботится о том, чтобы ребенку было интересно, но и воспитывать у него желание самому участвовать в процессе совместной деятельности. Тогда ребенок будет чувствовать себя гораздо увереннее. Например, перед тем, как предложить малышу нарисовать краской, следует обратить его внимание на ее цвет, на мягкий ворс кисти. Затем показать, как взять краску, осторожно сделать 2 – 3 мазка на листе бумаге. Ребенок, подражая, сам начнет рисовать. Помогите узнать в этих неуверенных мазках “первые снежинки”, полюбуйтесь вместе с ребенком “снегопадом”. Для создания общей картины можно заранее нарисовать на листе бумаге удивительной формы несколько деревьев, елочек, и постепенно вводить ребенка в “образ” снежной зимы: “Наступила зима и все покрыла белым снегом: и деревья, и елочки, кусты. Нарисуем, как снежок падает на землю, на деревья”. Так у ребенка возникает желание нарисовать в сотворчестве с взрослым не отдельные “листочки, снежинки, огоньки, а образы “листопада, дождя, метели, огней салюта” и т. п. В процессе выполнения таких заданий обогащается восприятие окружающего мира: ребенок учится многие характерные детали – звук весенней капели, цвет осенних листьев, яркие лучи солнца и т. д.
Овладев способами самостоятельных действий, ребенок может применять их на других занятиях.
Маленьких детей особенно увлекает изобразительная деятельность в необычных условиях. Во время прогулки можно нарисовать палочкой на земле или снегу домик и предложить ребенку “войти” в него (или поехать в нарисованной машине). Летом с помощью разнообразных форм малыш может печатать на песке рыбок, лошадок, цветы и т. д.
Для развития изобразительной деятельности в раннем возрасте необходимы определенные условия:
— доступные по содержанию творческие задания;
-использование различных художественно
-изобразительных материалов (карандашей, красок и т. п.) ;
-обучение изобразительным навыкам и умениям (показ действий, которым надо следовать) ;
— развитие самостоятельных действий в процессе рисования.