Говорите короткими фразами. Нужно упростить ребенку речевой поток, так он начнет быстрее понимать смыл сказанного и говорить. Используйте фразу из одного-четырех слов: «Лиза, ешь кашу», «Сядь».
Говорите четко, но плавно. Ребенок должен слышать речь так, как она звучит в обиходе. Нельзя произносить слова по слогам, это мешает пониманию смысла. «Э-та ма-ши-на крас-ная».
Используйте короткие слова и звукоподражания. Это слова из 1-2 слогов, типа ЗАЯ, ПАПА, КАША. Сочетайте словарное произнесение слова с упрощенным: «Это КОРОВА. МУУУ!».
Пользуйтесь «взрослыми» словами. Если ребенок называет собаку «АВ-АВ», нужно поощрять его эмоционально за старания – обрадоваться и громко произнести: «Да! СОБАКА». Бывает, что ребенок привык говорить «АВ-АВ», его так научили и он не может понять, почему «Ав-Ав» теперь собака. Мы делаем так. Например, ребенок увидел собаку: «Ого! Это СОБАКА! АВ-АВ!» На первое место ставим взрослое слово, и только на второе звукоподражание).
Используйте только полные слова, без уменьшительных суффиксов. Это удлиняет слово, ребенок дольше не сможет его произнести. Не КОШЕЧКА, а кошка или киса. Не ЛОШАДКА, а лошадь или конь.
Избегайте слов: «Скажи, повтори». Если ребенку постоянно это твердить, то вызовет только речевой негативизм. Если мы хотим, что ребенок сказал: «Киса», то задаем вопрос, выжидаем паузу и отвечаем сами! «Лиза, кто это? Киса». Можно сделать вздох, поднять брови – дать невербальный сигнал, что нужно что-то ответить. Со временем ребенок скажет это слово сам.
Пополняйте словарь. ОДНОСЛОЖНО комментировать все, что видите: «Кто там? Пёс. Пёс бежит. Ой, лает. Громко лает: ав-ав. Большой пёс». При этом не нужно отвлекаться на других животных или предметы. Двигаемся маленькими шагами.
Говорите, глядя в лицо ребенку, эмоционально. Ребенок должен видеть, как двигаются ваши губы и язык, он лучше воспринимает интонацию. Можно использовать яркую помаду.
Старайтесь разнообразить речь. Об одном и том же рассказывать по-разному. Например, вы рассказываете ребенку про петуха. Не останавливайте на том, что он только кукарекает. Говорите, что он будит людей по утрам, у него большой хвост, петух — это папа, а курица – мама». Развиваем понимание.
Одобряйте любые речевые проявления. Принимайте все, что говорит ребенок, не исправляйте!! Лучше следом произнесите правильно: «Си! – Да, машина!» Радуйтесь, но не пугайте ребенка своим восторгом.