Что будет заложено в ребенке до трех лет, станет его жизненной установкой и послужит основой для восприятия окружающей среды.
Само понятие воспитания включает в себя правила поведения внутри семьи, нормы проявления ребенка в обществе, взаимоотношения с ровесниками и старшими по возрасту, формирование принципов и установок маленького человека, которые станут впоследствии императивом его поведения и отношения к себе и другим.
Обучение социальным нормам и правилам очень важно, так как вся жизнь не только ребенка, но и взрослых, обусловлена тем социально-культурным пространством, в котором мы родились или выросли. Нормы поведения, правила, права и обязанности регламентированы общими нормами и требованиями на уровне глобальном (государственном, религиозной традицией и т.д.).
Формирование личности обусловлено и факторами другого порядка – ценностями семьи, правилами и укладом маленькой группы, которая непосредственно влияет на ребенка (родители, опекуны, воспитатели и т.д.).
Для того, чтобы привить малышу правила поведения и нормы этикета, необходимо понимать, что вы не являетесь властелином ребенка, а всего лишь посредником между им и обществом.
Ваша задача – передать свой лучший опыт, показать адекватные формы реагирования и проявления в обществе отдельной личности, которая временно зависит от вас физически и материально. «На выходе» вы получите личность, которая живет и действует адекватно ситуациям, знает разницу между «хорошо» и «плохо», может оценивать себя и свои поступки, принимать самостоятельные решения. Таким образом, если вы хотите вырастить гармоничную личность, самостоятельную, целеустремленную и, главное, счастливую, следующие советы вам помогут.
Информация по возрасту
Не стоит требовать королевских манер от озорного малыша – он просто не способен не потянуться за тортом на общем столе и не начать капризничать, если устал. Объясняйте малышу, что можно и что нельзя, и обязательно рассказывайте, почему. Нельзя брать игрушки без спросу – хозяина это расстроит. Нельзя драться – это больно и обидно. Нужно здороваться при встрече и прощаться – людям приятно и радостно, когда с ними так поступают.
Детишки постарше иногда начинают бунтовать: почему я должен так делать? А если я не хочу? Расскажите, что вежливость помогает находить общий язык с другими людьми. Это традиции, правила. Можно их не соблюдать, но тогда люди будут думать, что ты недостаточно хорошо воспитан, будут расстраиваться, обижаться. А ведь соблюдать правила совсем несложно.
Книги и фильмы
Книги, фильмы, мультики часто затрагивают темы поведения и хороших манер. Как правило, невежливые и невоспитанные герои выглядят там глупо, смешно и не слишком привлекательно. Конечно, малышу не захочется быть на них похожим. Разбирайте ситуации: как ты думаешь, хорошо ли ведёт себя герой? А что тебе не нравится в его поведении? А ты умеешь правильно себя вести? Темы поведения поднимаются как в обычных книжках, так и в специальных сборниках стихов и рассказов, посвящённых правильному поведению.
Игры
Если ребёнок не справляется с какой-то ситуацией – например, плохо себя ведёт за столом, хулиганит в гостях, невежливо разговаривает с окружающими, попробуйте проиграть эти ситуации дома. Например, устройте игрушечное чаепитие с куклами. Отведите Мишку в гости к Зайчику. На ура идут игры, в которых родитель (или игрушка) заведомо нарушает правила. Хулиганит, хватает еду с чужих тарелок, капризничает, не здоровается и не прощается. Дети слёту подмечают такие ошибки и стремятся научить персонажа игры правильному поведению.
Собственное поведение
В первую очередь дети ориентируются на наше поведение, а не на наши слова. Если мама при ребёнке затевает скандал в магазине или обзывает других детей на площадке маленькими грубиянами, а автолюбителей во время езды – словами и покрепче, ребёнок усвоит такие же нормы поведения. Приглашайте в дом друзей и демонстрируйте гостеприимство. Будьте вежливы в общественных местах. Просите прощения, если ошиблись. Помогайте окружающим. Уважайте чужие границы – и со временем ребёнок будет вести себя точно так же.