В психическом развитии человека, развитие и формирование умений играет важнейшую роль. Ценность личности человека измеряется в большей мере тем, что, как и для чего он умеет делать. Поэтому в содержании самосознания человека осознание им своих умений занимает одно из важных мест. Правильное осознание своих умений является не только средством и условием успешного обучения, но имеет также большое воспитательное значение, как фактор формирования лучших качеств личности.
Известно, что детская оценка и самооценка формируются только при общении ребенка с другими людьми. Уже первые сознательные активные проявления ребенка получают со стороны окружающих взрослых оценки в виде порицания или ободрения. В дальнейшем совершая какое-либо действие, ребенок то и дело слышит: «это хорошо», «это плохо», «этого нельзя делать». Вся психическая жизнь ребенка развивается под воздействием оценок окружающих; каждый новый опыт, новое знание, умение, приобретенное ребенком, оценивается окружающими. И скоро ребенок сам начинает искать оценку своих действий, подкрепление правильности или не правильности познаваемой им действительности. Дети, воспитывающиеся в детском саду, обладают довольно высоким уровнем оценки и самооценки. Это и понятно: их деятельность, их умения, их поступки направляются и организуются педагогом, который объективно оценивает деятельность детей, сравнивает их поступки и умения, на примерах показывая лучшие и худшие образцы, тем самым, воспитывая у детей стремление сравнивать себя с другими, оценивать. Конечно оценка воспитателя качеств и умений детей, играет большую роль в формировании детских оценок и
самооценок. Однако, нельзя не учитывать и других факторов – оценку ребенка его родными.
Самооценку ребенка можно сравнить с фундаментом дома. Если фундамент слабый, то дом будет неустойчивым. Помочь построить прочный фундамент — это ваш родительский долг.
Этапы осуществления:
- Любовь и признание. Они дают любовь, не прося ничего взамен. Дети должны чувствовать себя любимыми, потому что они существуют. Часто говорите, что вы их любите и проводите вместе много времени. Даже если они делают ошибки, они должны чувствовать, что их любят.
- Чувство принадлежности. Поддержание тесных связей в семье развивает у ребенка общественные отношения. Семья позволяет гордиться собой. Снимайте фото или видеокамеру яркие моменты жизни ребенка.
- Безопасность. Ребенок нуждается в безопасности физической среды и иметь четкие границы. Правила, которые защитят ребенка. Будьте реалистичны в своих ожиданиях и не говорите ребенку «нет» с отрицательным давлением.
- Уверенность в себе. Чтобы установить доверительные отношения, вы должны быть честны и справедливы. Ребенок должен чувствовать последовательность ваших слов и поведения. Он также должен знать, что вы справедливы и имеете здравый смысл.
- Уважение. Проявляйте настоящую заинтересованность в особенности вашего ребенка. Выслушивайте ребенка, а не осуждайте за то, что он ошибается.
- Ощущение своей особенности. Помогите своему ребенку, который является уникальным, найти таланты и сильные стороны. Важно чувствовать себя особенным, но это не значит быть лучше всех. Объясните разницу между этими понятиями.
Особенностью детских оценок и самооценок является их эмоциональный характер. Детям легко оценить себя положительно и трудно оценить себя отрицательно. Они прибегают к невинным хитростям, чтобы не показать своих недостатков, отрицательных качеств. Большинство детей оценивает себя с положительной стороны косвенным путем. На прямо поставленные вопросы: «а ты
какой? Хороший, умный, плохой? Почему ты так считаешь?» — дети обычно отвечают так: «Я не знаю… Я тоже слушаюсь». «Я не всегда балуюсь…». «А я могу считать до 10». «Может быть, хороший, не знаю…»
Широко известно, что существуют различные индивидуальные варианты в развитии самооценки. Существуют дети с завышенной и заниженной самооценкой. И в этих случаях они будут вести себя несколько иначе. Ребенок с заниженной самооценкой никогда не отнесет свой рисунок на первые места. Он скорее всего поставит его ближе к последним. Или вообще не захочет участвовать в конкурсе. В то время как, ребенок с завышенной самооценкой наоборот будет всем доказывать, что его рисунок лучше всех. И если с ним не согласятся, то он еще долгое время может обижаться, капризничать и всякими способами показывать свое недовольство к такой несправедливости по отношению к нему.
Таким образом, для формирования самооценки важна та деятельность, в которую включен ребенок, и оценки его достижений взрослыми и сверстниками.
Подготовил педагог-психолог М.Л.Рифель