Самостоятельная ходьба — огромное достижение в нервно-психологическом развитии ребенка. На протяжении второго-третьего года жизни ходьба совершенствуется. А к концу дошкольного периода складывается стереотип ходьбы, то есть формируется походка. Одна из самых важных задач педагога научить ребенка раннего возраста правильно ходить. От того, насколько правильно выучится малыш ходить, зависит его дальнейшее здоровье, хорошая осанка, красивое телосложение. Поэтому обучение правильной ходьбе должно начинаться с первых шагов ребенка.
Начальный период ходьбы имеет свои характерные особенности:
1. При перемещении в пространстве нет достаточной устойчивости. Чтобы удержать равновесие, дети широко расставляют ноги, таким образом, увеличивается площадь опоры.
2. Во время ходьбы дети наклоняют вперед туловище, сгибают ноги в коленях и тазобедренном суставе.
3. Шаг неравномерный, семенящий, короткий. Ступни повернуты внутрь, ребенок косолапит. Он не умеет поднимать ноги.
4. Постановка стопы на землю по причине не достаточной гибкости в суставах производится без переката с пятки на носок. Ребенок наступает всей ступней, шлепает ею.
5. При ходьбе ребенок не выдерживает указанного направления, а отклоняется то вправо, то влево, его как бы качает.
6. Плохо согласованны движения рук и ног, руки мало участвуют в движении.
С целью решения задач усвоения детьми третьего года жизни компонентов правильной ходьбы было подобранно и систематизировано содержание двигательных заданий, продумана последовательность их выполнения, отобрано оборудование и пособия, которые сгруппированы, и представлены в виде дорожек. При устройстве последних необходимоучитывать особенности возраста ребенка и соблюдать следующие принципы:
— должен быть выражен контакт в размерах оборудования (по высоте, ширине, длине, диаметру, в жесткости поверхности. Например, ребенок перешагивает разно высокие кирпичики; идет сначала по широкой, а потом по узкой доске; встает внутрь гимнастического ящичка, а затем поднимается на его поверхность; шагает, наступая на разноудаленные плоские предметы; встает на предметы с мягкой и твердой поверхностью и т. д. ;
— при определении двигательных заданий на каждое занятие важно соблюдать постепенность перехода при обучении от простого к сложному. Движения в более сложном варианте следует предлагать детям после достаточно прочного усвоения сходного с ним, но более простого.
Например, после ходьбы приставным шагом по узкой дорожке, перешагивая не высокие предметы, или идут, наступая на мешочки с песком, затем переходят на ходьбу по деревянным поленцам и т. д.
Усложняются двигательные задания за счет изменения высоты и ширины препятствий. Ширина дорожки-доски постепенно уменьшается с 20 до 10см. Таким образом, ребенок уменьшает ширину расстановки стоп при ходьбе.
Можно усложнять ситуацию, если предложить ребенку пройти, наступая на розноудаленные предметы, расстояния между которыми можно варьировать от 10 до 25см. Или же ребенок перешагивает через предметы, высота которых колеблется от 19 до 20см. Таким способом он учится высоко поднимать ноги, ходить, не шаркая ногами.
Оборудование на дорожке повторяется многократно, но расположено оно по-разному, это заставляет детей приспосабливаться к новым условиям, находить выход из создавшихся трудностей, то есть находить другие способы движений, оптимальные варианты для каждого конкретного случая.
Почему дорожка называется «трудной»?
Предлагаемые двигательные задания только на первый взгляд кажутся простыми. Но для детей этого возраста они сложны по координации. Первоначально ребенку трудно перешагнуть через кирпичик высотой 10 см., подняться на ящичек и сойти с него, переступить из обруча в обруч, не наступая на ободок, точно ставить ноги на плоские предметы, набивные мешочки и т. д., особенно если они удалены друг от друга на разное расстояние или же расположены не по прямой линии.
Необходимо помнить, что ребенок, выполняя двигательные задания, действует в удобном для него темпе и ритме. Не следует при выполнении упражнений давать ребенку дополнительные задания для рук. Пусть дети свободно балансируют руками, это помогает им сохранять равновесие. Пособие и физкультурное оборудование следует называть только своими именами, а не придумывать слова-заменители. Есть обруч, но не колечко.
Необходимо добиваться точного выполнения ребенком задания, малыша увлекает движение, и в процессе действия он «теряет» поставленную задачу. Надо напоминать ему, что он должен сделать,сопровождая его действия словом: «Высоко подними ножку, перешагни через кирпичик, поставь ножку за кирпичиком. И чтобы ребенок лучше понял ваши требования, движением руки обозначьте то место, куда он должен поставить ногу (похлопать рукой по полу). Не следует показывать ребенку то, что он может выполнить самостоятельно.
Необходимо помнить, что ребенок, выполняя двигательные задания, действует в удобном для него темпе и ритме. Не следует при выполнении упражнений давать ребенку дополнительные задания для рук. Пусть дети свободно балансируют руками, это помогает им сохранять равновесие. Пособие и физкультурное оборудование следует называть только своими именами, а не придумывать слова-заменители. Есть обруч, но не колечко.
При выполнении задания малыш проявляет усилие, концентрирует внимание. Он должен знать не только то, какое движение он выполняет, но и как он это делает, и каким должен быть результат.Поэтому в процессе выполнения движений надо оценивать каждого ребенка: «Какие у Кати ножки умненькие, встают на каждое поленце! И у Ванечки ножки научились вставать на поленца!»
Упражнения в ходьбе по дорожкам, развивают, и укрепляют мелкие мышцы стопы, слабость которых нередко ведет к образованию плоскостопия. Дети ходят по ребристой доске, наступают на жесткий канат, шест, массажные коврики, встают на мягкие набивные мешочки, мягкое бревно и т. д.
Безусловно, формировать правильную ходьбу помогают не только упражнения на дорожке. Но на ней дети получают первые точные знания техники движения. Ребенок, упражняясь на дорожке, осваивает правильные действия и разнообразные способы действия. Благодаря упражнениям на дорожке, у детей развиваются умения ориентироваться в пространстве, координация движений, слуховое восприятие и внимание.