Консультация для педагогов и родителей с упражнениями и играми.
Подготовила инструктор по физической культуре: Кульпина Ирина Юрьевна.
Огромное количество информации, даже не понимая и не осознавая многого, ребёнок получает зрительно. Зрение современных детей ещё до поступления в школу очень перегружается. Учитывая то, что зрение — основной источник знаний о внешнем мире, глаза ребёнка заслуживают исключительного внимания и бережного отношения.
Сохранить зрение, научить ребёнка рационально им пользоваться — важнейшая задача, родителей и педагогов. Детей уже с 2-х лет надо обучать различным упражнениям для глаз, превратив их в игры, а затем — в привычку в них играть. Необходимо регулярно выполнять комплекс специальных упражнений для глаз.
Основными принципами зрительных гимнастик являются: — индивидуальный подход с учётом возраста, состояния здоровья;
— регулярность проведения;
— постепенное увеличение нагрузок за счёт регулирования времени, скорости и сложности упражнений;
— сочетание с двигательной активностью;
— развитие интереса у ребёнка к этому виду упражнений.
Для поддержания интереса детей используются упражнения с предметами, яркими игрушками (солнышко, птички, фигурки животных и т.д.), которые крепятся на палочке — указке или даются ребёнку в руку, одеваются на пальчик. Можно использовать в работе таблицы-тренажеры. Они могут быть переносными и стационарными, нарисованными на стене. Большой интерес у детей вызывают переносные и стационарные, оформленные на стене, двигающиеся мини-тренажёры. Для повышения интереса хорошо использовать игровую мотивацию. Например: помоги мишке добраться до дома. Во время наблюдения за действием мини-тренажёров, дети тренируют двигательные мышцы глаз. В группе или дома необходимо разместить несколько ярких предметов, игрушек (на окне, на стене), повесить движущиеся Мобили с бабочками, птичками и другими яркими фигурками, предназначенными для упражнений «взор вверх, вдаль». Со старшими дошкольниками можно использовать комплексы в рисунках.
В последнее время снять зрительное напряжение предлагают при помощи компьютерных технологий. На одной страничке в определённом порядке передвигаются предметные картинки, их передвижение можно сопровождать музыкой. В конце гимнастики картинки собираются в определённую композицию. После гимнастики в слайдах у детей не только отдыхают глаза, но и повышается интерес, работоспособность, эмоциональный настрой, появляется желание увидеть ещё что-то новое.
Рекомендации по проведению зрительной гимнастики:
проводится с целью предупреждения нарастающего утомления, укрепления глазных мышц и снятия напряжения;
благотворно влияет на работоспособность зрительного анализатора и всего организма;
гимнастику можно включать в занятия и режимные моменты;
гимнастика проводится в течение 2-3 минут;
основной прием проведения – наглядный показ действий педагога;
для фиксации взора используются сигнальные символы в соответствии с заданным сюжетом — птички, бабочки, снежинки и др.
демонстрацию предмета необходимо производить на уровне глаз детей;
упражнения хорошо проводить под музыкальное сопровождение.
Гимнастика для глаз необходима на занятиях, связанных со зрительным напряжением. В комплексы включаются упражнения на развитие фиксации взора, прослеживающих и глазодвигательных функций. Упражнения проводятся на 7-10- й минуте занятия. Гимнастика для глаз способствует более быстрому восстановлению работоспособности, эффективному усвоению учебного материала, активизации, упражнению и восстановлению зрения. Зрительная гимнастика направлена на улучшение и сохранение зрения, является профилактикой близорукости и дальнозоркости.
«Волшебные» игры для глаз — это тренировка глазных мышц детей и успех здорового зрения в будущем.
Сюжетные комплексы упражнений:
«Солнышко».
В небе солнце катится, словно желтый мячик, то за тучку спрячется, то по елкам скачет. Погуляло, покружилось и за тучку закатилось. Прослеживание глазами за движением солнышка вверх – вниз, вправо – влево; движение глазами по кругу в одну и другую стороны; поморгать и зажмурить глаза.
«Рыбка»
Рыбка плавала, ныряла, рыбка хвостиком виляла: вверх и вниз, вверх и вниз. Рыбка, рыбка, не ленись! По волнам, по волнам, тут и там, тут и там. Вот она какая, рыбка золотая. Прослеживание глазами за движением рыбки вверх-вниз (6-8 раз); прослеживание глазами по волнистой линии вправо-влево (6-8 р.); поморгать глазами.
«Самолет»
Пролетает самолет, с ним собрался я в полет. Правое крыло отвел, посмотрел. Левое крыло отвел, поглядел.Посмотреть вверх -отвести руки, проследить взглядом. Я мотор завожу и внимательно гляжу. Поднимаюсь ввысь, лечу. Возвращаться не хочу. Вращательные движения руками перед собой, следить взглядом; встать на носочки, проследить глазами по волнистой линии; поморгать и прикрыть глаза.
«По ягоды»
Справа зреет земляника, слева — сладкая черника, справа — красная брусника, слева спеет ежевика. Ягоды все соберем. Отдохнём , и домой пойдем. Движения глазами влево-вправо. Сомкнуть веки обоих глаз на 3-5 секунд, повторить 6-8 раз.
«Осень»
Осень! Осыпается весь наш бедный сад… Листья пожелтелые по ветру летят. Лишь вдали красуются там, на дне долин, кисти ярко-красные вянущих рябин. А. Толстой. Дети выполняют движения глазами вверх-вниз. Круговые движения глазами влево и вправо. Посмотреть вдаль. Закрыть глазки.
Листопад, листопад, листья желтые летят. Желтый клен, желтый бук, желтый в небе солнца круг. Желтый двор, желтый дом. Вся земля желта кругом. Ю. Вакуленко. Движения глазами вверх-вниз. Движения глазами влево-вправо. Движения глазами вверх, по кругу. Движения глазами вниз, вдаль. Движения глазами по кругу.
« Жучок» (движения по тексту).
Жучок сегодня в гости к нам в группу прилетел. Наверное, погреться немножко захотел. На левую ладошку уселся он сперва. Смотри, какие крылья, вот лапки, голова. Дыханием согрею я милого жучка. А он, расправив крылья, взлетел до потолка. На правую ладошку ко мне потом он сел. И, прожужжав «Спасибо!», в окошко улетел. Ю. Тарасова.
Моргание. Происходит смазывание глаз, их очищение и отдых.
«Бабочка машет крылышками».
«Метелки».
Вы метелки, Усталость сметите. Глазки нам хорошо освежите.
«Письмо носом». Закрыть глаза и, используя нос как кисточку, рисовать им в воздухе. Упражнение уменьшает напряжение, даёт возможность для вибрации глаз.
«Филин». На счет 1-4 закрыли глаза, 5-6 широко раскрыли глаза, посмотрели вдаль.
Пальминг (от англ. «palm» — ладони): применяется для снятия усталости, напряжения глаз. Прикрыть глаза ладонями на 30-60 сек.