Что может быть лучше лета для оздоровления ребенка. Дети большую часть суток проводят летом на улице, на природе и на водоемах. Но это не повод для нарушения режима дня особенно для дошкольников. : подъем и отход ко сну должны быть примерно такими, как во время всего года, или изменены в пределах разумного.
В чем же опасность летнего времяпровождения на свежем воздухе?
Во-первых, это травмы.
Затем отравление ядовитыми грибами и растениями.
Коварный тепловой удар.
Ну и, конечно же укусы насекомых.
Лето характеризуется повышенным травматизмом. И за жизнь и здоровье детей отвечают, в первую очередь взрослые, и именно родители должны создать безопасные условия для детей в летний период, сформировать у них навыки безопасного поведения.
Главное, что должны знать родители – ни при каких условиях не оставлять ребенка без присмотра. Дети должны постоянно находиться в поле зрения взрослого.
Необходимо разъяснить некоторые правила поведения на природе и в быту, которые дети должны выполнять, так как от этого зависят их здоровье и безопасность.
Безопасное поведение в лесу.
Отдых в лесу – это самый лучший отдых, который укрепляет здоровье, знакомит ребенка с природой. Но прежде взрослые должны ознакомить ребенка с опасностями, которые лес может таить в себе. Необходимо рассказать ребенку о ядовитых грибах и растениях, которые растут в лесу, на полях и лугах. Объяснить, что надо быть осторожными и пробовать на вкус все подряд (ягоды травинки) ни в коем случае нельзя.
Для этого полезно использовать настольные игры-классификации, любой подходящий наглядный материал, а во время прогулок на природе показать ядовитые растения и грибы «в живую».
Напомнить ребенку, что ни в коем случае нельзя ходить по лесу одному, необходимо держаться всегда рядом со взрослыми. Но все предусмотреть не возможно и в случае если вдруг ребенок заблудился не нужно поддаваться панике и бежать. Следует кричать громче, и оставаться на месте. Ребенок должен знать, что его обязательно будут искать.
Самая большая опасность летом – перегрев организма, солнечные ожоги, солнечный удар, поскольку ребёнок обладает менее совершенной терморегуляцией и кожа его очень нежна. Воздушные ванны можно проводить в тени. При этом нужно соблюдать принцип постепенного обнажения тела ребёнка. Воздушные ванны особенно рекомендованы детям с ослабленным здоровьем. Самое лучшее время для воздушных ванн – с 9 до 12 часов и заканчивать водной процедурой.
Тепловой и солнечный удар.
Больших различий между этими состояниями нет. Причина и теплового и солнечного удара — перегревание организма.
Чем младше ребёнка, тем он чувствительнее к жаре и солнечным лучам. Поэтому перегрев иногда может уже случиться во время приёма воздушных ванн. При лёгком солнечном или тепловом ударе наблюдается легкое головокружение, слабость, головная боль. У малышей отмечается расстройство кишечника.
Купание – прекрасное закаливающее средство. Но не обходимо соблюдать меры предосторожности, связанные с купаниями в водоемах
Одно из главных условий безопасности – купание в сопровождении взрослых. Необходимо объяснить ребенку, почему не следует купаться в незнакомых, безлюдных местах.
Тщательно осмотреть место отдыха и купания. Располагаться с ребенком в тени деревьев, избегая прямых солнечных лучей. Входить в воду постепенно. Не допускать переохлаждения ребенка в воде, чередовать купание с играми на берегу.
Также дети должны твердо усвоить следующие правила:
-игры на воде опасны, нельзя, даже играючи, «топить» своих друзей или «прятаться» под водой);
-категорически запрещается прыгать в воду в не предназначенных для этого местах;
-нельзя нырять и плавать в местах, заросших водорослями;
-не следует далеко заплывать на надувных матрасах и кругах;
-не следует звать на помощь в шутку.
Детям нужно прививать не только любовь к животным, но и уважение к ним. Необходимо объяснить детям, что можно делать и чего нельзя допускать при контактах с животными:
— можно кормить бездомных собак и кошек, но нельзя их трогать и брать на руки. Нельзя подходить к незнакомым собакам, беспокоить их во время сна, еды, ухода за щенками, отбирать то, во что играют собаки;
— напомнить детям, что и от кошек, и от собак передаются болезни – лишаи, чесотка, бешенство, после общения с животными обязательно нужно вымыть руки с мылом.
Также детям необходимо дать знания о насекомых, и напоминать им о том, что даже мелкие, полезные насекомые (пчелы, муравьи) могут причинить вред.
Как же обезопасить своего ребенка от опасности на прогулке летом?
Давайте еще раз повторим правила:
— беседы на темы: «Осторожно: высота!», «Внимание: дорога!», «Раны и ссадины», «Почему нельзя уходить далеко от дома?», «Опасность пожара», «Ядовитые грибы и травы», «Осторожно: водоем!», «Наши друзья и враги насекомые».
Чтение соответствующей литературы с иллюстрациями, беседы, самостоятельные выводы. Использовать личный пример из своего опыта, из опыта своих близких.
Организация совместных прогулок к водоему, на луг с множеством растений, среди которых есть ядовитые. Рассказывать об особенностях и лекарственных, и ядовитых растений. Показать насекомых, безобидных и опасных, рассказать, в чем заключается опасность.
Отправляться на прогулку только в светлом головном уборе. Организовывать пребывание ребенка на свежем воздухе в утреннее и вечернее время, чередовать отдых на улице и в помещении. Следить за тем, чтобы ребенок употреблял как можно больше жидкости, лучше всего чистой воды. Внимательно отнестись к выбору одежды, что избежать перегрева.
Во время семейных походов учить правильному обращению с огнем.
Учить быть внимательными на дороге, помнить и выполнять правила дорожного движения.
Учить осторожности, чтобы избежать травмы тела. Совместный просмотр соответствующих познавательных мультфильмов, фильмов, просмотр которых и беседы помогут научить внимательности и осторожности.
Постарайтесь стать самым близким и дорогим другом своему ребенку, чтобы все свои самые страхи, опасения и мечты, он доверял Вам в первую очередь!
Уважаемые родители! Мы надеемся, что данный материал поможет вам сформировать и закрепить у своих детей опыт безопасного поведения, который поможет им предвидеть опасности и по возможности избегать их.
Материал подготовила воспитатель: Максимова Анна Сергеевна.