Консультация для родителей «Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ профилактике нарушения зрения у детей»

C:\Users\Пользователь\Pictures\img4 (1).jpg



Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ

профилактике нарушения зрения у детей.


Зрение играет большую роль в развитии человека. С помощью зрения осуществляется 90% восприятия внешнего мира. Поскольку организм ребенка очень восприимчив к различным видам воздействия, именно в детском возрасте зрению должны уделять особое внимание. Если еще десяток лет назад медики говорили о снижении зрения у детей начальной школы, то сейчас детей, с ослабленным зрением стало много и в дошкольных учреждениях. Это связывают с влиянием дисплеев и компьютеров, электронных игрушек на зрение.

Работа по профилактике зрения должна проводиться систематически и носить целенаправленный, осознанный характер. 
  В ДОУ одной из задач здоровьесбережения является охрана и гигиена зрения.

Педагогам необходимо обеспечить оптимальные условия для деятельности глаз, которые будут способствовать общему развитию, повышать общую и зрительную работоспособность и препятствовать утомлению глаз и связанных с ним расстройств зрения.

Как сохранить зрение?

Важное значение для охраны зрения детей имеет правильная организация занятий. Дети любят рисовать, лепить, а в более старшем возрасте — читать, писать, играть с конструктором. Эти занятия требуют постоянного активного участия зрения. Однотипные занятия, связанные с напряжениием зрения, должны прерываться каждые 10-15 минут для отдыха глаз.

Следует предоставить детям возможность походить или побегать по комнате, сделать несколько физкультурных упражнений, подойти к окну и посмотреть вдаль.

Неправильное освещение, неправильная посадка (близкое расстояние от глаз до книги и тетради) способствует возникновению и развитию близорукости. Ни в коем случае нельзя разрешать детям читать лежа, т.к. эта привычка может явиться одним из провоцирующих близорукость факторов.

1.  Активно влияют на развитие остроты зрения, подвижности глаз  игры:

«Лабиринт» (Ребенку предлагается провести различных сказочных героев к своему домику по лабиринту)

«Веселый контур» (прием зашумления)

«Найди отличие», «Игры с прищепками» и т.п.

2.  Здоровьесберегающие компоненты:

Упражнения, полезные для снятия зрительного напряжения и тренировки аккомодационного аппарата:

Метка на стекле (По Аветисову).

Позволяет тренировать глазные мышцы. Способствует профилактике близорукости. Ребенку предлагается рассмотреть круг, наклеенный на стекле, затем перевести взгляд на самую удаленную точку за стеклом и рассказать, что он там видит.

Поставить перед глазами на расстоянии 30 см. по средней линии палец или карандаш, посмотреть на палец (карандаш), затем вдаль. Повторить 5 раз.

Посмотреть на палец вытянутой руки, отвести руку в сторону, следя за пальцем глазами и не поворачивая головы. Передвинуть руку в другую сторону, продолжать следить глазами за пальцем. Повторить 10 раз.

3.  Специальные упражнения по снятию напряжения глазных мышц

  • Упражнение «Пальминг»

Прикрыть глаза разогретыми ладонями. Медленно произнести: «Мне хорошо, я лечу на ковре -самолете, небо черное -черное. Тепло моих рук передается глазам, они становятся теплыми. Мне хорошо и спокойно. Я сейчас улыбнусь и все ясно увижу». Можно использовать фонограммы.


  • Мигание

Люди, обладающие нормальным зрением и расслабленными глазами, мигают каждые 3 секунды, итак примерно 20 раз в минуту. Люди со сниженным уровнем зрения и перенапряжёнными глазами моргают слишком мало, их глаза малоподвижны, что вызывает оттягивание глаз в ту или иную сторону, нарушая их синхронную работу. Т.О., такое упражнение, как мигание, играет важную роль для расслабления и регенерации глазных мышц.

  • Поверхность глаза увлажняется слёзной жидкостью, очищая тем самым глаза
  • Глаза регенерируются;
  • Взгляд становится яснее;
  • Процесс мигания прерывает неподвижность глазных мышц
  • Это предотвращает перенапряжение глаз
  • При мигании поток информации, проходящий через глаза в мозг, прерывается на короткий промежуток времени.

Т.О. возникает полезная и приятная для глаз пауза.

4. Тренажеры «Маршруты глаз»

для развития восприятия и зрительно-двигательной моторной координации.

Методика профессора В.Ф. Базарного применяется для коррекции зрения, профилактики близорукости. Слежение глазами по заданной траектории. Можно изготовить свои тренажёры с заданной траекторией, учитывая тематическое планирование ( листочки, ёлочки, улитки, разнообразные игрушки)

5.  Физкультминутки для глаз позволяют:

• -снять напряжение с глазных мышц;

• -повысить работоспособность;

• -восстановить работоспособность головного мозга;

• -сконцентрировать внимание.

Гимнастика для глаз полезна детям любого возраста в целях профилактики нарушений зрения.

6. Просмотр стереограмм

Какая польза для зрения от просмотра стереограмм? Польза в том, что зрение расфокусируется и при просмотре подряд нескольких стереокартинок мышцы расслабляются. Детям, к примеру, интереснее разглядывать стереокартинки, чем делать тот же самый пальминг.

В ы в о д ы

Таким образом, систематическое проведение профилактических и оздоровительных упражнений для глаз способствует укреплению глазных мышц, снятию напряжения. Глаза получают возможность свободно двигаться. При ежедневном их выполнении глазные мышцы надолго сохраняют эластичность и гибкость. Упражнения для глаз активизируют их кровоснабжение и способствуют поступлению кислорода. Наблюдается заметное улучшение зрения. Активизируется и развивается зрительная система.













Информацию подготовила воспитатель гр. Кувшинка, Кирхгеснер А. В.

12 января, 2020 by