КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: «КАК ВОСПИТЫВАТЬ МАЛЬЧИКА?»

Это наша величайшая беда — мы смотрим на мальчиков как на какие-то заводные машины, которые создают постоянный, раздражающий шум и при этом не требуют ни заботы, ни общения, ни участия со стороны родителей. На самом же деле в душе каждого маленького мальчика тайно живет герой — маленький Гек Финн или Тарзан, который только и ждет, чтобы показать свою физическую силу в схватке с могущественным врагом, а также получить одобрение и признание своей уникальности.
Девочки и мальчики используют совершенно разные подходы для установления отношений с другими людьми. Еще до момента рождения мальчики проявляют большую физическую активность. Уже на восьмом месяце беременности в их крови появляется тестостерон; с этого момента начинаются те физиологические изменения, которые характерны для мальчиков. Внимание новорожденных девочек направлено на лица и звуки, а новорожденных мальчиков больше всего привлекают движущиеся объекты. Навыки речи развиваются у мальчиков медленнее, зато многие родители замечают, с какой точностью они имитируют такие звуки, как шум мотора, — причем начинают делать это намного раньше, чем пытаются воспроизвести слова. В процессе развития речи почти все звуки, которые издают девочки, как правило, направлены на установление вербального общения, в то время как у мальчиков таких звуков не более 40 процентов, все остальное — это разные шумы.
Когда дети начинают играть с кубиками, мальчики строят из них значительно большие по размеру и более высокие конструкции, которые занимают больше места, в то время как девочки строят игрушечные домики, куда одна кукла могла бы пригласить другую на чай. Мальчиков тянет к таким игрушкам, как грузовики, они любят играть в песочнице, в то время как девочек привлекают платяные шкафы или кукольные домики.
Мальчики быстро становятся сильнее — их мускульная масса в среднем на 30 процентов больше, чем у девочек. У них больше красных кровяных телец, и они испытывают потребность в большей физической активности. А вот их умственные способности развиваются медленнее, не так быстро нарастает количество связей между левым и правым полушарием. (Это является причиной, по которой речевые навыки у мальчиков развиваются медленнее, чем у девочек, а также более замедленного процесса выздоровления мужчин после инсульта в старости!)
Мозг мальчиков достигает состояния зрелости медленнее, чем мозг девочек, поэтому они не могут так же быстро адаптироваться к школьным занятиям. Научные исследования свидетельствуют также о том, что замедленный «старт» может создавать для мальчиков трудности на протяжении ряда лет. Поэтому, даже если родителям кажется, что их ребенок ведет себя асоциально или проявляет интеллектуальную незрелость, иногда следует набраться терпения и просто подождать.
Самые серьезные исследования показывают, что здоровое социальное развитие как мальчиков, так и девочек требует присутствия двух родителей — мужчины и женщины. Причина этого заключается в том, что существуют фундаментальные различия между полами, поэтому и отец, и мать оказывают влияние на личность ребенка по — разному. Попытки сгладить эти различия могут вызвать у ребенка лишь замешательство и помешать правильному развитию его личности. В следующих главах более подробно будет рассказано о роли отца, о роли матери, о том, как они могут помочь друг другу и что происходит, когда ребенка воспитывает родитель- одиночка.
Ребенку необходимы и корни, и крылья. Корни он получает благодаря сильной привязанности к матери в первые годы жизни, а крылья — благодаря обучению и тренировке, которые может дать отец, близкий и родной человек, вводящий ребенка в большой открытый мир. Мамы учат нас опираться на землю, чтобы чувствовать себя защищенными, в то время как отцы — стремиться к звездам и смело противостоять враждебному миру!
Биологически мальчики как бы самой природой предназначены для борьбы, соперничества, и им это нравится. Это испытание их силы, способностей и энергии, что приносит мальчикам много радости и дает множество ценных жизненных уроков.
У мальчиков тоже богатая эмоциональная жизнь, и нам нужно приложить усилия, чтобы защитить их в этом плане. Еще в совсем юном возрасте предоставив мальчикам возможность разобраться в своих эмоциях, мы поможем им сделать свою жизнь духовно богаче, а связи с окружающими людьми гораздо прочнее и, кроме того, научим их эффективно противостоять тем неприятностям, которые случаются в жизни.
Имеющиеся свидетельства говорят о том, что мальчики и мужчины имеют тенденцию не проявлять свои чувства столь же сильно, как девочки. Иногда они даже могут показаться бесчувственными. Но мальчики поступают так для самозащиты, поэтому, если с ними обращаются как с бесчувственными, они такими и становятся. Мальчики нуждаются в нас, родителях, которые научили бы их понимать свои чувства и помогли бы идентифицировать их скрытые представления о том, что вызывает эти чувства.
Нам также необходимо помочь мальчикам разобраться в отрицательных сторонах молодежной субкультуры, в настоящее время распространенной среди их сверстников. А если это возможно, то мы должны даже постараться сблизиться с этой группой сверстников, чтобы оказать на них положительное влияние.
Есть два особых момента, которые помогут вам в деле воспитания сыновей. Если вы ими воспользуетесь, то они станут вашими союзниками в этом странствии по дорогам воспитания.
Первый момент: если вы покажете мальчику, что у вас есть определенный план, он будет чувствовать себя более защищенным. Здесь не требуется каких-то особых деталей или инструкций, просто нужен общий план, которому он мог бы следовать.
Второй момент: мальчик будет сохранять верность тому, кто дал ему понять, что верит в него. Поверьте в своего сына — и у него все будет хорошо. Ваша вера в его способности и силу характера нужна его мальчишеской душе как воздух.

Что говорить мальчику, чтобы его мотивировать?

Вас может раздражать, что сын никогда ничего не хочет делать или делает что-то спустя рукава, и можно понять ваше беспокойство. Справиться с этой проблемой достаточно легко. Просто старайтесь говорить сыну как можно чаще: «Ты у меня совсем как взрослый»

Когда мой младший сын научился ходить в туалет стоя, я сказала ему: «Теперь ты прямо как твой старший брат. Такой молодец!»

Младшие мальчики смотрят на тех, кто постарше, с настоящим восхищением. Когда они видят, что те научились справлять нужду стоя, они думают: «Как же это круто! Я тоже так хочу!».

Девочки часто поддаются влиянию друзей своего возраста и вдохновляются ими же, а не старшими девочками. Мальчики, наоборот, всегда смотрят на старших. Мальчики часто хотят поскорее стать такими, как старшие братья и их друзья. Когда они вырастают, многие продолжают стремиться достичь вершин. Если вам хочется похвалить сына, используйте эту особенность. Такие фразы, как «ты у меня совсем как взрослый» или «ты прямо как твой старший брат», его очень мотивируют.

Хвалите приложенные старания, а не результат

Люди часто говорят слово «отлично». Мы произносим его не задумываясь, для многих это слово-паразит. Но слова наподобие «отлично» по большей части сообщают детям наше отношение к тому, что произошло в результате их действий. С их помощью родители хвалят ребенка за различные действия или поделки. Нет ничего плохого в том, чтобы хвалить ребенка за хорошие результаты. Однако родителям стоит уделять больше внимания стараниям своих детей и процессу, в результате которого они добиваются этих результатов.

Если вы обращаете внимание только на результат, то хвалите ребенка лишь в том случае, когда он в чем-то преуспел.

Если же вы придаете важность усилиям, которые ваш сын вкладывает в какое-либо дело, а также самому процессу, то ребенок всегда будет чувствовать вашу похвалу и одобрение.

Представим, что ваш сын изо всех сил старался, но у него так и не получилось чего-то добиться. Если он чувствует поддержку с вашей стороны, то вместо обиды и грусти ему захочется стараться сильнее, чтобы в следующий раз справиться с задачей. Такой подход к похвале напрямую влияет на будущие успехи вашего ребенка. Именно поэтому, когда ваш сын в чем-то преуспеет, попробуйте не говорить ему сухого «отлично».

Скажите: «Ты молодец!» «Молодец» — это слово, которое передает ваши эмоции. К тому же за ним кроется еще один смысл: «Я видела, как сильно ты старался, и я знаю, как много сил ты в это вложил».

«Спасибо» — лучшая похвала

Какое слово больше всего обрадует ребенка? Слово «спасибо». Если ребенок хочет вам помочь, он делает это в том числе и потому, что хочет услышать его от вас. Даже если у него не все получилось, не забудьте его поблагодарить. Одна только ваша благодарность воодушевит вашего сына, и он снова захочет вам помогать.

Пока ребенок еще маленький, его помощь может заключаться в совсем незначительных вещах. Когда вам говорят «спасибо», вы чувствуете, что смогли кому-то помочь и принесли окружающим пользу. Это повышает самооценку, и вам хочется помогать людям чаще. Если вы будете осознанно благодарить своих детей и станете как можно чаще говорить им «спасибо», то и дети начнут больше использовать это слово. Когда ребенок что-то получает, родители часто говорят ему: «А как же „спасибо“?» Вместо напоминаний сами покажите, как использовать это слово.

Если вы хотите, чтобы ребенок начал использовать какие-либо слова, старайтесь чаще сами употреблять их в его присутствии.

«Нельзя» — слово, которое нельзя произносить

Мальчикам интересно забираться на столы, бегать по супермаркету и шуметь в библиотеке. Стоит отвлечься на минуту — и они могут внезапно выбежать на дорогу. Родители переживают за детей и их здоровье и стыдятся перед окружающими за их поведение.

Стоит только родителю заметить очередную детскую выходку, как ему сразу же хочется закричать: «Нельзя!» Мы часто разговариваем так со своими детьми. Однако «нельзя» — не то слово, которое стоит использовать в общении с детьми. Старайтесь произносить его как можно реже. Но конечно, в некоторых случаях оно необходимо. Например, если ваш ребенок выбегает на дорогу и ставит свою жизнь под угрозу или же обижает друзей.

Мы, родители, используем слово «нельзя» гораздо чаще, чем следует.

Даже когда дети делают что-то вполне безобидное. Тем самым мы неосознанно подавляем их стремления и естественную любознательность.

Вопрос, который не стоит задавать слишком часто

Мы, взрослые, часто задаем его нашим детям: «Ты уже закончил?» Представьте, что ваш сын увлеченно собирает пазл. Он изо всех сил подбирает детали, как вдруг слышит от вас этот вопрос: «Ты уже закончил?» Конечно, родитель задает этот вопрос вовсе не из плохих побуждений, однако у мальчиков он вызывает особенный стресс.

Одна из причин в том, что сама постановка этого вопроса влияет на его восприятие. «Как так, ты еще не закончил?» — именно так этот вопрос звучит со стороны. У многих детей возникает следующая ответная реакция: они начинают думать, что мама ждет и надо торопиться. Они волнуются и стараются закончить поскорее. Это может привести к тому, что второпях у ребенка ничего не получится.

Еще одна причина, по которой родителям не стоит ставить вопрос таким образом, заключается в том, что мальчикам сложно концентрироваться, когда их отвлекают в процессе какой-либо деятельности. Это относится не только к детям, но и ко взрослым мужчинам.

Консультацию подготовил : старший воспитатель Черникова О.В.

14 февраля, 2024 by