Консультация для родителей на тему:
«Скоро в школу»
Скоро настанет тот день, когда ваш малыш впервые войдет в школьный класс И сейчас вы волнуетесь : А готов ли мой ребенок к школе? Как будет учиться? Как ему помочь , если он встретит первые школьные трудности ?
Психолого –педагогический феномен «готовность ребенка к школе» складывается из различных видов готовности: физической, личностной, мотивационно- волевой, интеллектуальной, специальной.
С 6-7 лет с ребенком происходят значительные перемены – он стремительно растет, у него начинают выпадать зубы, меняется его поведение. Дети уже готовы расширить свой круг общения, у них складывается определенный уровень притязаний и даже амбиций. Главное – у них формируется внутренняя готовность быть учеником: они испытывают потребность в подчинении правилам и хотят заниматься общественно значимым делом, польза которого признается всеми взрослыми.
Современная специальная литература дает нам множество советов – как развивать речь ребенка, подготовить к обучению грамоте, счету, письму,
как проверить нет ли у него нарушений, мешающих обучению и тд. Уместным будет поговорить не столько об интеллектуальной, сколько о психологической готовности к школе, от которой зависит не только школьные успехи, но и самочувствие ребенка. Все мы хотим, чтобы наши дети росли здоровыми и хорошо учились. Но всегда ли мы понимаем, как во многом это зависит именно от душевного настроя ребенка.
Год за годом мы все больше убеждаемся в том, что многие дети вполне могли бы учиться хорошо, а некоторые — и очень хорошо, если бы … хотели. Одни дети прямо говорят о своем нежелании учиться, другие испытывают непонятные для взрослых, а тем более для них самих трудности. Не судить и карать нежелание, а понять его причины и помочь ребенку хотеть учиться – вот наиболее эффективный путь, хотя и требующий от взрослого немало душевного участия и труда.
Иногда источником отрицательных эмоций становятся старшие дети, испытывающие трудности в обучении. Вот шестилетний мальчик говорит:
«Скоро я пойду в школу, и меня будут ругать как Вовку.» От этих слов до прямого нежелания учиться – ровно полшага. Не столь уж редко и взрослые из самых благих намерений запугивают ребенка: «Ну, что ты вертишься? Вот пойдешь в школу – там учительница научит тебя сидеть смирно!
Не следует, однако, впадать и в другую крайность, изображая школу местом сплошных радостей и успехов. Мы ведь еще не знаем, как пойдет у ребенка учеба, как сложатся отношения со сверстниками и учителями. Возможно, они будут не безоблачными. И тогда ребенок, ожидавший от школы слишком много приятного и дающегося легко , рискует «сломаться» при первых столкновениях с трудностями, школьной реальностью.
Итак, первое и основное: не исказите веру ребенка в себя как в будущего школьника ни страхом, ни облегченными ожиданиями. Пусть он войдет в школу как в новое, интересное дело- с верой в свои возможности и готовностью испытать себя.
Школьная готовность предполагает и готовность к большей, чем раньше, самостоятельности ребенка, к сотрудничеству ребенка с чужим взрослым и сверстниками без непосредственной поддержки и защиты родителей.
Что же должен уметь ребенок к 1 сентября?
- Он должен уметь ухаживать за собой, самостоятельно раздеваться и одеваться. Очень важно приучать ребенка к гигиене: не только к обязательным утренним процедурам, но и к тому, что следить за собой нужно в течение всего дня – поправить прическу, почистить костюм. Научите малыша убирать свое рабочее место, уголок, бережно относиться к своим вещам.
- Кроме того, ребенок должен прекрасно понимать, как нужно и можно вести себя со сверстниками и как- со взрослыми. Ребятам надо знать, как обратиться к учителю, как ответить на вопрос, научите своих детей здороваться и прощаться, говорить «спасибо» и «пожалуйста».
- До сих пор школа не требует специальных знаний — умений читать, писать. Порой эти знания в определенном смысле вредны: ребенок, который пришел в школу слишком «умным», будет скучать на уроках.
- Для 1 класса норма- счет в пределах 10, понятие больше- меньше, этого вполне достаточно.
- А вот знания предметно- зрительные- как выглядит мы, животные, растения- должны быть обязательно. Очень часто выясняется, что первоклашка не может рассказать о семье, толково объяснить не только где работают родители, но и как их зовут.
- Особое внимание хочется обратить на вопросы здоровья. Надо уделять первостепенное внимание укреплению здоровья, физическому развитию, закаливанию, развивать моторику, координацию, необходимо не просто гулять во дворе, а играть в подвижные игры.
- Перед школой необходимо установить режим дня- часы отдыха, еды, занятий, прогулок. Отсутствие режима в первую очередь бьет по здоровью, по неокрепшей нервной системе. Режим помогает правильно сочетать труд и отдых, привыкать к новым условиям жизни. Врачи утверждают, что режим дня — это лучшая мера, предупреждающая возбудимость и раздражительность детей.
- В первом классе не стоит перегружать ребенка разными кружками, по крайней мере, первые полгода, а дальше действовать по обстановке.
- Вырабатывайте усидчивость ребенка, но не спеша. Помните усидчивость достигается не принуждением, а живой заинтересованностью.
- Школьная готовность- это способность не только к усидчивому труду, но и к творчеству. Детские самоделки ценны не только те, что ребенок их смастерил, но и тем, что он находит для них разное применение .
- Полезно обратить внимание и на то, как ребенок реагирует на похвалу и порицание, победу и поражение. При крайних типах реакций ребенка на успех и неуспех надо попытаться их уравновесить.
Школьная готовность — это сплав знаний и навыков, необходимых для успешного обучения, и готовности к сотрудничеству и преодолению трудностей, положительного отношения к школе и учебе.
Важно душой почувствовать сложность переживаний ребенка при столь разительном изменении жизни, как поступление в школу, и помочь ему.
Это, ко всему прочему, не только увеличивает его готовность к школе , но и сохранит ему здоровье.
24 сентября, 2020 by admin