Уважаемые родители!
Сегодня мы поговорим о готовности ребёнка к школе.
Учебная деятельность является ведущей для детей 7—10 лет и требует определенного запаса знаний об окружающем мире и сформированности элементарных понятий. К моменту поступления в школу ребенок должен владеть определенными мыслительными операциями, уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, планировать свою деятельность (при выполнении знакомых действий: обслуживающий труд, рисование и т. д.,_) осуществлять самоконтроль своих действий, адекватно реагировать на замечания взрослого, проявлять волевые усилия для решения поставленной задачи.
Так же очень важны навыки речевого общения со сверстниками и взрослыми, зрительно-двигательная координация, достаточно развитая мелкая моторика рук. Для становления личности будущего школьника важную роль играет ролевая игра. Игра — это форма моделирования отношений взрослых. Именно в этой игре ребенок активно познаёт мир. Игра обеспечивает ребенку усвоение знаний, умений, навыков, формирование интеллектуальной активности. Играя ребёнок примеряет себя к окружающему миру, пробует себя в разных ролях. Именно в играх формируется умение пользоваться речью, умение договариваться (устанавливать правила, условия игры, распределять роли, умение управлять и быть управляемым. Все это очень необходимо будущему первокласснику для успешного овладения школьными знаниями.
Ребёнка нужно обязательно готовить к обучению в школе. Портрет будущего первоклассника
1. Социальное развитие
— Ребёнок спокойно идёт на контакт со взрослыми и сверстниками.
— Общается со сверстниками, знает правила общения.
— Управляет своим поведением, знает, что можно, а что нельзя, неагрессивен, недрачлив.
— Умеет общаться с чужими взрослыми, тактичен.
— Хорошо адаптируется к новой обстановке.
— Умеет различать (чувствует) отношение и настроение взрослого.
— Не избегает общения.
2. Организация деятельности
— Может планировать свою деятельность.
— Выполняет задание до конца, умеет оценить качество своей работы.
— Самостоятельно находит и исправляет ошибки в работе, не ждёт конкретных указаний.
— Может сосредоточенно, не отвлекаясь выполнять задание 10-15 минут.
— Не торопится, не суетится, не требует постоянного внимания взрослых.
— При неудаче не сердится, принимает помощь взрослых, с подсказкой выполняет задание.
— Не отказывается от заданий.
3. Речевое развитие
— Ребёнок правильно произносит звуки родного языка.
— Может выделить звук в начале, середине и конце слова.
— Обладает словарным запасом, позволяющим выразить мысль, описать событие, задать вопрос и ответить на него.
— Правильно использует предлоги, приставки, союзы, строит предложения.
— Может самостоятельно рассказать сказку или составить рассказ по картинке.
— В речи нет незаконченных предложений, не связанных между собой.
— Передаёт интонацией различные чувства, в речи нет нарушений темпа (пауз, запинок).
4. Развитие движений и пространственная ориентация
— Ребёнок уверенно действует в быту: ест вилкой, ложкой, одевается, раздевается.
— В сохранении равновесия движения координированы и ловки.
— Хорошо ориентируется в пространстве (способен выполнить движения руками, ногами, туловищем вперёд, назад, вверх, вниз, налево, направо).
— Не испытывает затруднения при работе с мозаикой, хорошо манипулирует мелкими деталями.
— Стремиться научиться лепить, выпиливать, вязать и др.
— Не испытывает затруднений при рисовании, выполнении графических движений (умение чертить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать круг, квадрат, треугольник).
5. Зрительно – пространственное восприятие и зрительно-моторные координации.
— Ребёнок дифференцирует различные фигуры, буквы, цифры, выделяет их характерные признаки.
— Классифицирует фигуры по форме, размерам, направлению штрихов и другим признакам.
— Различает расположение фигур (над-под, на-за, перед-возле, сверху-снизу и т. п.).
— Срисовывает простые геометрические фигуры, а также сочетания фигур, пересекающиеся линии, соблюдая размеры, соотношение и направление всех штрихов и элементов.
— Копирует буквы, цифры, соблюдая размеренность и направление всех штрихов и элементов.
— Находить часть всей фигуры, конструирует фигуры из деталей по образцу-схеме.
— Дорисовывает элементы, детали, части фигур по образцу.
6. Личностное развитие
— Ребёнок осознаёт как вести себя со сверстниками и со взрослыми.
— Стремится установить и сохранить позитивные отношения в ходе общения со взрослыми, и со сверстниками.
— Может заниматься, учиться, а не только играть. Может работать самостоятельно, не нужно присутствия взрослого.
— Стремиться к успеху в тех простых видах деятельности, которые выполняет, способен достаточно объективно оценить результат.
— Может дифференцировать «что такое хорошо и что такое плохо», оценивать свои поступки, но сама оценка во многом зависит от мнения взрослого.
— Проявляет активный познавательный интерес к новым видам деятельности, к миру взрослых и т. п.
— Стремиться к личным достижениям, самоутверждению, признанию (я уже знаю, умею)
7. Здоровье
— Ребёнок не подвержен частым простудным заболеваниям (3-4 раза в год).
— Не подвержен тяжёлым и хроническим заболеваниям.
— Спокоен, усидчив, нераздражителен.
— Хорошо засыпает и спокойно спит (не вскрикивает, нет ночного недержания мочи).
— Не подвержен страхам (не боится темноты, одиночества).
— В поведении отсутствуют навязчивые движения (подёргивание, моргание).
— В речи нет выраженных задержек в развитии.
8. Развитие внимания и памяти
— Ребёнок удерживает внимание в течении 10-15 минут, не отвлекается, даже если деятельность ему не интересна (или трудна).
— Для концентрации внимания в течении 10-15 минут не требуется дополнительных инструкций, внешней организации.
— Переключается с одного вида деятельности на другой, не отвлекается на внешние раздражители.
— Может запоминать 10 не связанных между собой слов при 3-4 кратном повторении.
— Правильно запоминает 10-12 слов при подкреплении наглядными образами.
— Может сгруппировать по замыслу слова и запомнить их.
— После нескольких повторений запоминает стихотворение в 4-8 строк.
24 октября, 2021 by admin