«Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя.
От жизнерадостности, бодрости детей зависит их
духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие,
прочность знаний, вера в свои силы»
Сухомлинский В. А
Дневной сон для детей, а тем более для дошколят, жизненно необходим для их правильного физического и интеллектуального развития. Однако, дети после дневного сна часто остаются в полусонном состоянии или капризничают. Как безболезненно перейти ребенку от дневного сна к игровой деятельности? Поможет в этом гимнастика пробуждения, которая помогает детскому организму не только проснуться, но и улучшить настроение, поднять мышечный тонус. Во время проведения гимнастики после сна можно использовать музыкальное сопровождение. Музыка положительно воздействует на эмоции детей, создает у них хорошее настроение, вселяет бодрость, радость, помогает ритму движений, облегчает их выполнение. Дети учатся слушать музыку и согласовывать движения с ее характером, выполнять упражнения выразительно, плавно. Хорошо, если после пробуждения дети услышат свои любимые детские песни или спокойную приятную музыку, тогда просыпаться они будут намного быстрее. Не нужно забывать об улыбке.
Первое, что должен видеть ребенок после сна, — улыбающееся доброе лицо взрослого человека, будь то мама или воспитатель детского сада, а также слышать плавную, размерную речь, любовные интонации, уменьшительно-ласкательные суффиксы. Сама фонетика этих звуков несет положительную окраску, независимо от того, каким голосом их произносит взрослый. Дети тонко чувствуют эмоции окружающих. Поэтому взрослому необходимо быть внимательным к себе, следить за своей мимикой, за эмоциональным состоянием. Волнение, беспокойство, раздражительность, неуверенность взрослого кроха сразу же впитывают как губка. Все переживания тут же отразятся на настроении детей. Бодрящую гимнастику следует проводить в любое время года в хорошо проветриваемом помещении. Для детей дошкольного возраста будет достаточно семь — десять минут. Гимнастика после сна необходима для обеспечения детям плавного перехода от сна к бодрствованию, подготовке к активной деятельности; профилактики плоскостопия; закрепления навыков осознанного поведения, самомассажа головы, лица, рук, живота, ног махровой рукавичкой, активизируя биологически активные точки. Пальчиковой гимнастики, гимнастика для глаз, комплекс упражнений дыхательной гимнастики. Ходьба по корригирующим дорожкам.
Достичь максимальной двигательной и эмоциональной активности позволяют комплексы, строящиеся на игровом сюжете и включающие элементы импровизации. Дошкольники охотно перевоплощаются в разных животных, изображая их движения и повадки, с удовольствием выполняют упражнения и с предметами, и без. Например, с поролоновым мячом, который на время превращается в снежок, или со звездами, вырезанными из упаковочной бумаги.
А если предмет спрятать под подушку или в детскую обувь, то проведение зарядки начнется с сюрпризного момента.
В комплексы бодрящей гимнастики нужно включать упражнения для профилактики плоскостопия, нарушений осанки, массаж рук и ног, пальчиковую и дыхательную гимнастики. Ученые, изучающие деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи, а движения пальцев рук положительно влияют на функционирование речевых зон коры головного мозга. Пальчиковые игры помогают подготовить руку к письму, развить координацию, почувствовать ритм и одновременно с этим развить речь ребенка. У дошколят дыхательные мышцы еще слабые, поэтому дыхательные упражнения им особенно полезны. Они способствуют полноценному физическому развитию, являются профилактикой заболеваний дыхательной системы. В некоторые комплексы бодрящей гимнастики включаются игры и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения или игры на развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим, скороговорки и чистоговорки для заучивания, формирующие четкое произношение, развивающие память детей. На полу можно разложить разные массажные коврики и предложить детям выполнить задание на них: пройти по ним, потоптаться на месте, перепрыгнуть через них и т.д. Такие коврики-дорожки можно сделать своими руками, используя при этом пуговицы, деревянные палочки, крышки от пластиковых бутылок, горох, фасоль, мелкие камешки. Здесь можно фантазировать. После проведения бодрящей гимнастики желательно проводить водные закаливающие процедуры (обливание ног, босохождение, обтирание всего тела влажной салфеткой (варежкой), умывание прохладной водой). Все это способствует активному включению детского организма в рабочий ритм и дает возможность детям укрепить здоровье. Уважаемые родители! Комплексы бодрящей гимнастики и закаливание можно проводить не только в детском саду, но и дома.