«Подвижные игры, используемые в работе с детьми от 1,5 до 5 лет в условиях
дошкольного образовательного учреждения»
Первые годы жизни ребенка — самый очаровательный период. Малыш
многому учится, начинает говорить, задавать вопросы, наблюдает за
окружающими и очень трогательно им подражает. В младшем дошкольном
возрасте большую часть времени ребенок занимается предметной
деятельностью, но с удовольствием участвует в подвижных играх и игровых
упражнениях двигательного характера.
Подвижная игра – доступная и увлекательная деятельность для детей
дошкольного возраста. В играх привычное становится необычным, новое и
сложное – хорошо освоенным. Играя, ребенок упражняется в различных
действиях, с помощью взрослого овладевает новыми и более сложными
способами их выполнения.
Подвижная игра как основная форма двигательной активности
обладает определенной спецификой. Игровые действия, обусловленные
сюжетом, правилами, способствуют осознанному достижению цели
условного замысла. Кроме этого подвижная игра требует от ребенка точного
выполнения правил, быстрой реакции на сигналы и изменения игровой
ситуации. Сюжеты, правила и организация игр несложны, они допускают
выполнение заданий в соответствии с возможностями и желаниями ребенка.
Подвижные игры разного характера имеют огромное значение для
разностороннего развития детей младшего дошкольного возраста,
формирования личности каждого ребенка. Для малышей они являются
жизненной потребностью, выполнение игровых заданий доставляет им
большое удовольствие. Совместные действия маленьких детей создают
условия для общих радостных переживаний, общей активной деятельности.
Игра помогает преодолеть робость, застенчивость. Часто бывает трудно
заставить малыша выполнять какое-либо движение на глазах у всех. В игре
же, подражая действиям своих товарищей, он естественно и непринужденно
выполняет самые различные движения.
Очень важна роль подвижных игр в увеличении двигательной
активности детей в течение дня. Активные двигательные действия при
эмоциональном подъеме способствуют значительному усилению
деятельности костно-мышечной, сердечно — сосудистой и дыхательной
систем, благодаря чему происходит улучшение обмена веществ в организме
и соответствующая тренировка функций различных систем и органов.
Наиболее эффективно проведение подвижных игр на свежем воздухе.
При активной двигательной деятельности детей на свежем воздухе
усиливается работа сердца и легких, следовательно, увеличивается
поступление кислорода в кровь. Это оказывает благотворное влияние на
общее состояние здоровья детей: улучшается аппетит, укрепляется нервная
система, повышается сопротивляемость организма различным заболеваниям.
Подвижные игры по своему содержанию чрезвычайно многообразны. В
детском саду широко используются игры сюжетные, бессюжетные, народные
детские игры, игры-забавы, игры в разных природных условиях.
Среди них следует особо выделить сюжетные подвижные игры. В
них все играющие обязательно вовлекаются в активные двигательные
действия. Одной из их особенностей является возможность воздействия на
детей через образы и правила, которые они выполняют. Перевоплощаясь в
персонажей игры и увлекаясь ролями в сюжетных играх, дети ведут себя
очень непосредственно. Подражая лошадкам, бегают, высоко поднимая
колени, прыгают как зайчики, стараются влезть на лестницу как пожарные и
т. д. В некоторых сюжетных играх («У медведя во бору», «Гуси-лебеди»,
«Зайцы и волк» и др.) действия определяются текстом. В сюжетных играх,
таким образом, выполняемые движения носят в основном имитационный
характер.
Сюжетные подвижные игры преимущественно коллективные,
количество может быть различным (от 5 до 25). Действия детей в них тесно
взаимосвязаны. Обычно основная группа изображает, например, птичек,
зайчиков, а один ребенок становится исполнителем ответственной роли –
волка (лисы, кота). Активность ребенка, исполняющего роль волка,
побуждает всех участников двигаться быстрее, энергичнее. В сюжетных
играх для малышей ответственные роли чаще всего исполняет воспитатель.
При проведении сюжетных подвижных игр с малышами можно
использовать шапочки, некоторые элементы костюмов, подчеркивающие
особенности персонажей: кота, медведя, волка, петуха, и др. Для остальных
детей, принимающих участие в игре в качестве мышек, птичек, цыплят,
шапочки необязательны. Но если игра проводится на праздничном утреннике
или на вечере досуга, то шапочки можно надеть всем детям, чтобы создать у
них определенное праздничное настроение.
Бессюжетные игры типа ловишек, перебежек близки к сюжетным – в
них нет образов, которым дети подражают; все компоненты те же: наличие
правил, ответственных ролей, взаимосвязанных игровых действий всех
участников. Эти игры, так же как и сюжетные основаны на простых
движениях, чаще всего на беге в сочетании с ловлей и прятанием.
Первыми бессюжетными играми для детей младшего дошкольного
возраста являются такие игры, как «Догоните меня», «Догоню». В них
предлагается задание двигаться в одном направлении – за воспитателем или
от него – в заранее намеченное место «домик», где педагог не должен их
ловить.
Постепенно вводятся игры, в которых есть более сложные задания на
внимание и ориентировку в пространстве. Так, например, дети должны
двигаться туда, где расположен флажок, соответствующий цвету флажка в
руках у ребенка, или туда, где звенит колокольчик («Найди свой цвет»,
«Жмурки с колокольчиком»). Такие игры требуют от детей знания основных
цветов, определения на слух места, откуда берется звук, и в соответствии с
этим умения регулировать свои действия.
В таких простейших играх, как «Догони мяч», «Пилоты», уже имеет
место задание, заставляющее ребенка проявлять быстроту и ловкость:
выполнять действия как можно быстрее, найти свое место, сохранить свой
предмет (кубик, колечко, погремушки).
В бессюжетных играх «Кегли», «Кальцеброс», «Школа мяча» дети
выполняют более сложные движения: метание, прокатывание в цель,
бросание-ловлю. Дети младшего дошкольного возраста такими движениями
владеют слабо, поэтому их вначале широко используют в игровых
упражнениях, например «Прокати мяч», «Попади в воротики», «Подбрось
повыше» и др.. Упражняясь в этих движениях, дети постепенно овладевают
навыками и умениями действовать с различными предметами (мячи, шары,
кольца), у них развивается глазомер, координация движений, ловкость.
Участвуя в таких играх, малыши приобретают много полезных навыков.
В работе с детьми дошкольного возраста используются и так
называемые игры – забавы, аттракционы. Они часто проводятся во время
досугов, на физкультурных праздниках.
Двигательные задания в этих играх выполняются в необычных
условиях и часто включают сюрпризный элемент: пробежать, держа в руке
ложку с положенным в нее шариком, и ничего не уронить; бежать в мешке;
выполнить движение с завязанными глазами (ударить по мячу ногой,
«напоить лошадку») и т. п. Такие задания выполняют двое – трое ребят
старшего дошкольного возраста или взрослые (родители, воспитатели),
основная масса детей является зрителями. Игры – забавы веселое зрелище,
развлечение для детей, доставляющее им радость, но в то же время они
требуют от участников двигательных умений, ловкости, сноровки.
Народные детские игры уходят своими корнями в многовековую
историю общества, национальные традиции этноса, древние обычаи и
обряды народов. По содержанию народные игры лаконичны, выразительны и
доступны ребенку. Они вызывают активность мышления, способствуют
расширению представлений об окружающем мире, развивают память и
воображение. Правила народных игр требуют играющих ловкости. силы,
сноровки, умения сдержать себя, быть находчивыми, смелыми, честными.
В народных играх детям особенно интересны зачины, смешные
считалки, жеребьевки, речевые дразнилки (диалоги). В них много шуток,
юмора, соревновательного задора. Поэтому они дают заряд бодрости,
повышают настроение, приносят радость. Во время игр используются забавы,
которые часто превращаются в театрализованное действие, привлекающее к
себе детей. Популярны и широко распространены такие игры, как пятнашки,
жмурки, прятки и многие другие.
Игры со спортивным инвентарем, как правило, организуются в
естественных природных условиях в разные сезоны года. Канавки, пригорки,
поваленные деревья, пеньки, ручейки, кустики прекрасными «пособиями»
для приобретения деть нужных и полезных навыков естественных
движений. Они могут служить препятствиями, которые нужно преодолеть в
ходе игр или упражнений. Малыши приучаются правильно двигаться в
различной обстановке: ловко пробегать между деревьями, сохраняя
равновесие; проходить по узким тропинкам в лесу и в поле; наклонившись,
пробираться между кустами; взбираться на пеньки; перешагивать через
кочки; переползать через бревна и т.д.
Методические основы организации подвижных игр
Педагогическое руководство подвижными играми имеет свои
особенности. Наиболее важными моментами организации и проведения их с
малышами являются:
● определение подвижным играм места в режиме дня;
● правильный выбор подвижной игры;
● постепенное усложнение подвижных игр и упражнений;
● предварительная подготовка в конкретной игре;
● организация непосредственного руководства проведения игр;
● реализация подхода к каждому ребенку;
● создание необходимых условий для проведения игр и игровых
упражнений.
Подвижные игры в режиме дня. Подвижные игры проводятся с
малышами ежедневно. В соответствии с современными программными
требованиями подвижные игры входят в общую структуру
жизнедеятельности детей как самостоятельный вид двигательной
деятельности и как обязательная часть физкультурного занятия.
Проведение подвижных игр предусмотрено в режиме дня в разные
отрезки времени: до завтрака, во время утренней гимнастики, физкультурных
занятий и прогулки, во второй половине дня.
В утренние часы до завтрака, целесообразно дать возможность
поиграть самостоятельно или провести несложные игровые упражнения
спокойного характера с небольшими группами детей. Для этого нужно
вынести различные игрушки, помочь малышам найти себе занятие,
подбадриванием и шуткой способствовать созданию у них бодрого,
радостного настроения.
Перед занятиями или свободное от них время уместны игры средней
подвижности: это игры чаще всего индивидуального порядка или
малокомплектные.
В занятие физической культурой для дошкольников могут быть
включены две подвижные игры. Одна, более подвижная, проводится в
основной части занятия с целью повышения его физиологической нагрузки и
эмоциональности.
Вторая игра, более спокойная, включается в заключительную часть
занятия. Основная ее цель – успокоить детей, несколько снизив
физиологическую нагрузку на их организм. Например, на одном занятии
могут быть проведены такие две игры: «Кот и воробышки» (все дети
активно бегают, приседают, изображая летающих и клюющих птичек,
имеется момент ловли, особенно увеличивающий активность и
эмоциональность детей) и «Найди, что спрятано» (дети спокойно ходят,
разыскивая заранее спрятанный воспитателем флажок).
Сразу после дневного сна или в конце дня игры должны быть
спокойными.
На вечерней прогулке можно проводить подвижные игры со всей
группой детей и с небольшими подгруппами, но желательно игры малой
подвижности. Для этого времени хороши игры с текстом, пением, а также
хороводные.
Для детей 3 – года жизни в дни, когда проводятся физкультурные
занятия, длительность подвижных игр на прогулке может быть 6-8 минут. В
другие дни, без физкультурных занятий, следует проводить подвижные игры
в сочетании с различными физическими упражнениями. Их общая
длительность может доходить до 10 – 15 минут.
Для детей 4 – го года жизни длительность подвижных игр и
физических упражнений на прогулке в дни физкультурных занятий
составляет примерно 6-10 минут. В остальные дни, когда занятия по
физической культуре не проводятся, время для проведения подвижных игр
может увеличиться до 15-20 минут.
Новые игры с малышами повторяют два – три дня подряд. Подвижные
игры с детьми 4-го года жизни могут быть проведены от 4 до 6 раз подряд. В
дальнейшем их надо чередовать с другими играми, используя при
повторении различные варианты.
Выбор подвижных игр. При отборе подвижных игр для детей
необходимо руководствоваться следующими требованиями:
● содержание игр должно соответствовать возрастным особенностям
детей, быть доступным и интересным для них;
● необходимо, чтобы детям были хорошо знакомы образы или
персонажи игр (кот, птичка), которым они подражают в играх;
● необходимо обеспечить и понимание игрового задания: для этого
целесообразно широко использовать приемы опосредованного обучения,
основанные на образности и имитации движений;
● необходимо помнить о том, что педагогический эффект подвижной
игры во многом зависит от реализации основных образовательновоспитательных задач;
●воспитатель должен учитывать состав группы детей, и общее
эмоциональное состояние детей группы;
● нужно учитывать, в какое время года проводится подвижная игра.
Подвижные игры могут быть организованы как со всей группой, так и
по подгруппам. Это зависит от характера игровых действий, количества
играющих, их подготовленности, условий проведения и других факторов.
Так, если детей в группе много, а места в помещении или на площадке
недостаточно, организуют игры по подгруппам.
К знакомым играм, повторяемым часто и без изменений, малыши и
особенно дети 4-го года жизни быстро теряют интерес. Поэтому
воспитательное и образовательное значение подвижных игр значительно
усилится, если при повторении постепенно их усложнить или несколько
видоизменить.
Активность детей в подвижных играх в большей мере зависит от
уровня общей и физической подготовленности. Ребенок проявляет свои
способности и возможности в каждом новом доступном движении Поэтому
при организации игр целесообразно каждому ребенку подобрать интересное
задание, которое бы соответствовало его возможностям.
Многие дети в возрасте 2 – 3 лет не обладают необходимыми
двигательными навыками и умениями, движения их ограничены и
однообразны. Как правило, малыши, недавно пришедшие в детский сад из
семьи, отличаются более низкой физической подготовленностью и
двигательной активностью по сравнению с детьми, ранее уже посещавшими
детские учреждения. В период адаптации к условиям жизни в детском саду
новички часто робки, не умеют действовать в коллективе сверстников,
держатся напряженно, настороженно.
Поведение таких детей в подвижных играх, как правило,
характеризуется тем, что они начинают движение не одновременно со всеми,
в ходе игры часто останавливаются, присматриваются к тому, что и как
делают другие, боятся быть пойманными, пропустить сигнал. К этим детям
педагогу во время игры следует проявлять больше внимания, помогать
малышам в выполнении правил, подбадривать и побуждать их к активной
деятельности.
В то же время в любой группе детского сада всегда есть чересчур
активные дети, у которых наблюдаются беспорядочные, нецелесообразные
действия, частая смена видов двигательной деятельности. В таких случаях
воспитателю необходимо переключить внимание детей на более спокойное
занятие, игру. Можно предложить, например, кому-нибудь из них пройти по
узкой доске, лежащей на полу, пронести на ладони вытянутой вперед руки
маленький резиновый мячик.
При организации игр воспитателю следует учитывать и интересы
детей. Участие в игре без интереса не вызывает у малышей достаточной
эмоциональности, инициативы, а наоборот ведет к снижению. В
индивидуальной работе главное – вовлечь детей в активную коллективную
деятельность, позволяющую упражнять их в выполнении игрового задания.