Консультация для родителей
«Обеспечение двигательной активности на прогулке»
Важным условием решения задач физического воспитания детей является согласованность воспитательных воздействий семьи и детского сада.
Многие родители проявляют интерес к организации жизни детей в детских садах, к разным сторонам педагогического процесса. Однако физическому воспитанию детей в семье уделяется еще недостаточное внимание. Но не все родители понимают значение двигательного режима дошкольника, достаточного и хорошо организованного пребывания его на свежем воздухе.
В любое время года дети должны находиться на воздухе. Продолжительность зимней прогулки
должна быть не менее 3-4 часов.
Оздоровительно-воспитательное значение прогулки возрастает, если она насыщена разнообразной, увлекательной деятельностью, в том числе необходимыми движениями. Сочетание движений с воздействием свежего воздуха является эффективным средством закаливания детей. Повышается сопротивляемость организма ребенка к инфекционным и простудным заболеваниям. Движения благотворно воздействуют на функции всего организма ребенка, предохраняют его от охлаждения. Во время энергичного движения увеличивается потребность организма в кислороде, усиливается дыхание, кровообращение, совершенствуются его физиологические возможности. Выполняя разнообразные физические упражнения, участвуя в играх, дети обогащаются новыми представлениями, понятиями, у них развивается мышление и память, ориентировка в пространстве. Движения необходимы для растущего организма ребенка.
Двигательный режим в детском саду складывается из самостоятельной двигательной деятельности и организованных физкультурных мероприятий:
(утренняя гимнастика, занятия по физической культуре, подвижные игры, спортивные игры и развлечения). В детском саду проводятся разнообразные занятия по развитию движений. На прогулке детям предоставляются большие возможности для закрепления двигательного опыта, для удовлетворения потребности в движениях.
Прогулка на детской площадке, во дворе, в парке в любо время года позволяет широко использовать разнообразные средства для всестороннего развития ребенка. Можно использовать естественные препятствия для развития основных движений, например: предложить детям трех лет перешагнуть через маленький ручеек, а детям старшего возраста перепрыгнуть через него или перейти по бревну или доске, пройти по узкой дорожке, подняться на горку и сбежать с нее.
Развитие основных движений на прогулке не менее эффективно зимой. Для различных упражнений используют снежные валы, расчищенные дорожки, снег. Дети любят упражняться в метании: метать снежки в цель (дерево, сугроб), вдаль («Кинь дальше, чем я»). С большим интересом они выполняют упражнение «Следопыт», когда ребенок идет по следу взрослого, при этом
сохраняя равновесие. Хорошее упражнение на равновесие – скольжение по ледяным дорожкам. Родители также могут придумывать свои задания.
Большие возможности для совершенствования движений заложены в играх.
Они должны быть обязательным компонентом прогулки. Подвижные игры вносят много веселья и радости и оказывают большое влияние на физическое и умственное развитие ребенка.
Зимой детям нужны санки, лопатки, лыжи, коньки. Необходимо научить ребят правильно пользоваться пособиями и игрушками, желательно выполнять вместе с ними разнообразные движения.
Следует подбирать игры с разным набором движений (бег, прыжки, лазанье, метание и др.), развивая при этом смелость, ловкость и решительность ребят. Особое внимание следует обращать на движения, которые у ребенка развиты слабо.
Важно предварительно познакомить ребенка с содержанием и правилами игры.
Предлагаем следующие игры для детей 4-5лет.
К 4-5 годам кругозор ребенка расширяется, внимание становится устойчивее, движения более координированными и совершенными. В игры детей этого возраста включаются более сложные движения. Большое место занимают игры с ловлей, увертыванием, с элементами спорта и соревнований. Главные роли в игре выполняют сами дети.
Предлагаем следующие игры для детей 5-6 лет.
«СДЕЛАЙ ФИГУРУ». Дети разбегаются по площадке. По сигналу взрослого они застывают на месте в какой-нибудь позе: приседают, поднимают руки в стороны, останавливаются на одной ноге и т.п.
Игра развивает у детей выдержку, быструю реакцию на сигнал.
«КЕГЛИ». Кегли ставят в ряд с интервалом 3-5 см. на расстоянии 1,5-2(3) м проводится линия кона. Играющие дети по очереди выходят к линии кона и броском катят шар, стараясь сбить кеглю. Сбитые кегли убирают. Выигрывает тот, кто собьет большее количество кеглей. Расстояние между кеглями, а также от кегли до линии кона увеличивается постепенно.
Игра развивает у детей меткость, ловкость, глазомер.
«ЛОВИШКА С МЯЧОМ». Дети стоят по кругу. Ловишка – в центре круга. У его ног лежат два мяча. Ловишка проделывает ряд движений – подскоки, наклоны, приседания, хлопки. Играющие повторяют за ним эти движения. По сигналу взрослого «Беги из круга!» дети разбегаются
в разные стороны, а ловишка быстро берет мячи (снежки) и бросает их в ноги убегающих. После слов взрослого «Раз, два, три – в круг скорей беги!» ребята снова встают в круг. Выбирается новый ловишка.
Родители вместе с детьми могут подготовить специальную дорожку шириной примерно 1 м и длиной до 6-10 м. дорожку расчищают от снега, заливают водой. Ее можно сделать и по скату снежной горки с небольшим наклоном. Дети разбегаются по снегу, а затем скользят по ледяной дорожке стоя или присев. В момент скольжения можно предложить детям присесть и снова выпрямиться, проскользить бегом, на одной ноге.
Дети 4-5 лет с удовольствием катают на санках друг друга, держа санки за веревку или подталкивая сзади. Без помощи взрослого они взбираются с санками на горку. Съезжая с горки, старшие дошкольники могут выполнять интересные задания: поднять варежку, положенную на горе, попасть снежком в какую-нибудь цель, поехать в воротики.
Увлекательным видом зимних спортивных развлечений является ходьба на лыжах.
Особое внимание надо уделять подбору лыж для дошкольников. Лыжи подбираются соответственно росту ребенка. Для детей 4-5 – летнего возраста они должны быть на 5 см выше его роста, а более старшему ребенку высоту лыж определяют по высоте его вытянутой руки. Ходить на лыжах лучше всего в специальных ботинках. Лыжные палки будут нужны лишь тогда, когда дети научатся хорошо ходить на лыжах без палок. Палки надо выбирать легкие, высотой до плеч ребенка. С самого начала обучения ходьбе на лыжах надо показать детям, как нести лыжи и как надевать их, протирать, складывать и убирать на место. В первую очередь необходимо стремиться к тому, чтобы ребята научились скользить по лыжне, чередуя ноги. Туловище при этом должно быть слегка наклонено вперед, ноги чуть согнуты в коленях, а руки совершают свободные взмахи вперед-назад.
Прогулка не должна быть однообразной. Нужно, чтобы родители помогали ребятам правильно чередовать различные виды деятельности. После игр с высокой активностью нужно предложить детям заняться более спокойной игрой. Пассивных и малоподвижных детей следует побуждать к активным действиям, придумывать для них разнообразные игровые задания, чаще привлекать к участию в играх и спортивных упражнениях.
12 февраля, 2023 by admin