Развитие общей моторики Листья осенние тихо кружатся, (Дети кружатся на цыпочках, руки в стороны.) Листья нам под ноги тихо ложатся, (Приседают.) И под ногами шуршат, и шелестят, (Движения руками вправо.) влево, Будто опять закружиться котят. (Поднимаются, кружатся.) Развитие мелкой моторики, На березе, на осина Догорели листья… (Поочередно сильно сжать) пальцы на правой, левой руках,
Дунул ветер, и рябина Уронила кисти… (Разжать и тихонько положите но стол руки.) Дождик моет желтый луг Ржавый и шершавый И земля вздыхает: (Положи кисти правой, а затем левой руки.) — Уф!… Отдохну, пожалуй… (Спокойно положить руки на стол.) (В. Фетисов)
Физкультминутка. предлагаем детям изобразить деревья и листочки, которые качает ветерок. «Дует легкий ветер—листочки едва шевелятся» Дети имитируют легко дуновение ветра и слегка шевелят пальцами. «Сильный ветер — качаются деревья», — говорим , а дети выполняют наклоны туловища. Осенние листочки на веточках сидят. Осенние листочки ребятам говорят: Осиновый: a-a-a. Рябиновый: и-и-и. Дубовый: о-о-о. Березовый: у-у-у.
Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи. • На доске выставляются две картинки: «ранняя осень» и «поздняя осень». • Дети вспоминают, с какого месяца осень начинается, а каким заканчивается. читаем стихотворения Е. Трутневой. • Стало вдруг светлее вдвое, Двор как в солнечных лучах — Это платье золотое У березы на плечах. • У калины и рябины Вьются стаями дрозды… Под окошком георгины Красотой своей горды. • Все деревья облетели Зеленеют только ели Днем и ночью дождик льет, Грязь и лужи у ворот. • Просим соотнести стихотворения и картинки: какое стихотворение, к какому периоду осени относится и почему?
Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи • предлажить детям вспомнить, какое сейчас время года. Подобрать слова, отвечающие на вопрос: Кто? Что?по теме «Осень». • Приходит (что?) -… Желтеют — … • Плывут —… Улетают — … • Дует — … Готовятся к зиме — … • Вянут — … Моросит — … • Опадают — … Мокнет — …
Упражнений по развитию лексико – грамматической стороны речи называем одно дерево, а дети должны назвать много деревьев (с опорой на картинки). И наоборот. дуб — дубы сосна — сосны ель — ели каштан — каштаны клен — клены береза — березы осина — осины рябина — рябины Среди этих деревьев два дерева не похожи на другие. Что это за деревья? (Сосна, ель.) Почему? Дуб, каштан, клан, барам, осина, рябина осенью желтеют и роняют ЛИСТЬЯ — это лиственные деревья. А сосна и ель всегда зеленые — это хвойные деревья.
Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи. Назовите правильно листья (с опорой на картинки). Лист дуба — дубовый. Лист берёзы — берёзовый. Лист липы — липовый. Лист рябины — рябиновый. Лист осины — осиновый. Лист клёна — кленовый. Шишка сосны — сосновая. Шишка ели — еловая.
Игра «Назови ласково». Дуб, клен, осина, береза, рябина, каштан, ель, ива, сосна. Игра «Где увидим этот лист?». Дубовый — на дубе, кленовый — на клене и т.д. Игра «1, 3, 5, 7». Сосчитать деревья, а также листья {один кленовый лист, три кленовых лис-та, пять кленовых листьев и т.д.)[/i]
Игра «Вершки — корешки». Объясняем детям, что у одних овощей мы едим то, что растет на поверхности земли (вершки), а у других — то, что растет в земле (корешки). Дети делятся на две команды. Одна команда будет вставать на цыпочки и поднимать руки вверх, когда услышит название «вершков» (капуста, помидор, огурец и т.д.), а другая — приседать, когда логопед назовет «корешки» (картофель, лук, морковь, редис и т.д.). Выигрывает команда, допустившая меньшее количество ошибок.
Составить сравнительные рассказы
о клюкве и малине, о яблоке и лимоне, об огурце и помидоре. Составить предложение из слов. Яблоко, лежать, яблоня, под. Картошка, расти, огород, в. Клубника, тарелка, лежать, на. — Закончить предложения (составление сложно- подчиненных предложений). Мама почистила картошку, чтобы…. Мама помыла овощи, чтобы…. Мама собрала в саду малину, чтобы…. Мама купила в магазине яблоки, чтобы…. — Составить как можно больше сложносочиненных предложений по схеме и образцу. Морковь — овощ, а яблоко — фрукт. Морковь растет в огород», а яблоко — в саду. Из моркови делают салат, а из яблок — компот.