Очень наболевший вопрос готовность ребенка к школе. Родители в общих чатах беспрерывно пугают друг друга тестами в школе, загружают ребенка так, что у него не остается ни одной свободной минуты, свято веря в то, что их ребенок будет много знать и с успехом пройдет тестирование.
Вы не представляете, насколько жалко смотреть на этих, в прямом смысле, вымученных детей. А как же дошкольное детство? Оно на то и дошкольное, это время детства, время игры. И развивать ребенка надо в игровой форме, а не усаживать его за многочисленные прописи и задачи с примерами. Психика ребенка не выдерживает натиск обучения, да и по природе, просто не может выдержать.
В последнее время обострилось агрессивное поведение детей подготовительных к школе групп. И этот возраст молодеет, молодеет кризис 7 лет. А ведь многие родители даже не задумываются, что собственноручно, сами того не понимая, подталкивают большой нагрузкой, детей на агрессивное поведение. А как не проявить агрессию, если уже нет сил? Если его ежедневно пугают тем, что не возьмут в школу? Он разве, хуже всех? И ребеночек старается, старается, а сил все меньше и меньше, а нагрузка все больше и больше. Боятся родители, боятся дети. А зачем? Все мы прошли школьное обучение, оно будет всегда и у всех. Так может, лучше идти в школу с желанием и интересом, а не со страхом?
Давайте постараемся разобраться в некоторых вопросах по теме подготовки ребенка к школе и посмотрим на это дело со стороны.
О том, какие мы родители, судят по достижениям наших детей. Поэтому во многих состоятельных семьях ребенок воспринимается как инвестиционный проект, с которого надо как можно быстрее получить дивиденды.
В последние десятилетия в общественном сознании закрепились три основных воспитательных тренда. Назовем их так:
как можно больше
как можно раньше
как можно лучше.
Мы всячески стремимся им соответствовать, иначе, как нам кажется, и мы, и наши дети рискуем оказаться «на обочине жизни».
Как можно больше: кружки, секции, репетиторы
Говорят, самые надежные вложения — это вложения в детей. И родители выкладываются по полной. Школьная программа — всего лишь фундамент, над которым возвышается мощная образовательная конструкция: у одних — в несколько этажей, у других — размером с небоскреб.
Иностранные языки — обязательно! Хорошо бы три: английский знают все, значит, нужен еще один европейский и, к примеру, китайский. Без спорта тоже никак: плавание — для здоровья, шахматы — для интеллекта, теннис — это престижно и аристократично, приедешь в отель и сразу на корт.
Подготовка к школе у некоторых детей начинается уже в пять лет, когда родители понимают, что до 1-го класса осталось всего два года. Но исследователи предупреждают: современные дошкольники слишком перегружены учёбой. Лучше дать ребёнку в детском саду вдоволь наиграться, а не заставлять учиться.
Казалось бы, детский сад — это то место, где ещё верят в чудеса, заводят друзей и учатся правильно общаться друг с другом. Это время перед школой, когда ребёнок должен полюбить цифры, буквы, слова, научные открытия и сам процесс учёбы. И всё было бы хорошо, а детская любовь и тяга к знаниям могли бы перерасти в счастливый брак на долгие годы, но сегодня детский сад становится жёсткой академической тренировкой перед первым классом. Вот только дошкольники не мастера спорта по мозгобилдингу.
Тем временем каникулы в школах становятся короче, а учебный год длиннее, это ещё больше давит на детей — физически, умственно и морально. Всё это уже даёт почву для размышлений, не стоит ли меньше грузить учёбой тех, кто ещё ходит в детский сад.
Уважаемые родители, пожалуйста, задумайтесь!
Чрезмерные умственные нагрузки не под силу пятилеткам и шестилеткам.
Как можно лучше: успехи детей — любой ценой.
У состоявшихся людей «все должно быть супер». Ребенок превращается в атрибут успеха, статусный символ — по отношению к нему формируются особые ожидания. Обычный, ничем не выдающийся ребенок — это совершенно недопустимо! Он непременно должен иметь талант — рисовать или играть на музыкальных инструментах, быть сообразительным и уверенным в себе, уметь достигать поставленной цели, чего бы это ни стоило. А еще он просто обязан побеждать всегда и везде, будь то математическая олимпиада или музыкальный конкурс. В крайнем случае, сгодятся спортивные рекорды.
Мы даже гипотетически не допускаем, что ребенок будет расти не таким, как было запланировано. И если у ребенка от природы нет такой же энергии, способностей или просто желания взять заявленную родителями высоту, он будет выполнять навязанную нами «чемпионскую программу» только с помощью постоянного давления.
Вред раннего развития. Чем мы рискуем?
Устраивая ребенку «эффективное детство», подталкивая, подгоняя, нагружая, не давая топтаться на месте, мы рассчитываем, что он, в конце концов, поймет и оценит наши усилия. Да, он устает, ему бывает трудно, но ведь все это ради него самого, ради его будущего. Однако вместо понимающего и благодарного мы получаем ребенка с целым букетом психологических проблем. Здесь и неспособность переживать радость, и отсутствие креативности, и подверженность чужому влиянию, неврозы и тревожность.
Адаптация в современном мире
Родители обязаны следить за изменениями в безумном мире и помогать своим детям адаптироваться в современной жизни. Для этого подрастающему поколению может потребоваться намного больше усилий, чем это необходимо было их родителям. Однако необходимо следить за тем, чтобы в расписании дня ребенка было время не только для занятий, но и для того, чтобы побыть наедине с самим собой и просто поиграть в любимые игры. Побороть тягу к гаджетам и интернету просто не получится, эта борьба изначально обречена на провал. Гораздо эффективнее договориться с ребенком в ходе доверительного договора о том, сколько времени в день он может уделить любимому компьютеру или телефону, чтобы это не наносило ущерб его учебе и здоровью.
Сколько свободного времени нужно ребенку?
Любому человеку вне зависимости от возраста жизненно необходимо находиться наедине с самим собой как минимум один час в день. За это время ребенок сможет восстановить свое эмоциональное состояние, подумать о собственных делах и планах и просто заняться тем, чем он считает нужным. Причем это время не вмещает в себя просмотр мультиков или катание на роликах, а именно «ничегонеделание». Родители должны взять за правило стучаться всегда, когда входят в комнату сына или дочери.
«Надо» заменять на «хочу»
Можно сколько угодно уговаривать ребенка стать врачом или юристом, но если он искренне хочет быть художником или продавцом мороженого, он рано или поздно им станет. Важно узнать настоящие желания и способности своего ребенка и попытаться вместе с ним обеспечить условия для их реализации.
Такие несложные советы помогут родителям сохранить спокойствие и уравновешенность своих детей и выстроить доверительные и теплые отношения на всю жизнь.